Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Проект

Там, где течет живая вода…

Интернет-сериал «География детства» устами детей расскажет о нашей стране
Учительская газета, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

На площадках двух соцсетей – ВКонтакте и YouTube – стартовал необычный сериал. Особенность его в том, что профессиональный документальный фильм снят с помощью детей. Руководили проектом все-таки взрослые. Об идее и ее воплощении «Учительской газете» рассказали Татьяна МИРОШНИК, сценарист и режиссер, и Павел КУДРЯВЦЕВ, продюсер проекта, глава общероссийской детской общественной организации «Лига юных журналистов».

Счастливые моменты уникальных съемок

– Павел, Татьяна, ваш проект посвящен своеобразию жизни детей разных народов России. Как родилась идея сериала?

Детям всегда интересно, чем живут их ровесники за тысячи километров. А наша страна такая большая, что, когда в одном регионе люди только ложатся спать, в другом уже встают. Съемочная группа Лиги юных журналистов при поддержке Института развития Интернета (ИРИ) посетила четыре уникальные республики нашей страны и попросила живущих там детей рассказать о них. В результате получились четыре потрясающих по красоте фильма.

Премьера первого – «Дети Бурятии» – состоялась 25 октября на площадках ВКонтакте и YouTube. Этот стартовый фильм посвящен взрослению и мечтам детей и подростков Республики Бурятия, природе, традициям, языку, национальному колориту и кухне этого народа. Сериал интересен тем, что обо всем рассказывают только юные герои, которые искренне делятся своими личными историями, неразрывно связанными с родной культурой. И в дальнейшем в фокусе зрительского внимания каждого фильма находятся только дети: буряты, адыги, евреи, армяне, крымские татары, крымчаки, караимы, чуваши и так далее. Все они носители культурно-исторического своеобразия народов своей территории.

Татьяна Мирошник:

– Мы приезжали в каждую республику и просили детей рассказать о своей родине, о своих мечтах, взглядах и желаниях. Это было огромное количество встреч и задушевных бесед. Дети с удовольствием нам показывали, как готовить национальные блюда, правильно плести руны, вышивать узоры, вырезать по дереву и играть на народных инструментах. Разговорившись, они забывали про камеру и начинали рассуждать легко и непринужденно, зачастую даже поучая нас, взрослых. В этих беседах были затронуты разные темы, которые касаются детей и подростков любых национальностей: взросление, дружба, отношения с родителями, любовь, школа, самореализация, выбор профессии и жизненного пути. Все это есть в фильмах.

– Почему для съемок сериала вы выбрали именно Бурятию, Адыгею, Крым и Чувашию?

Павел Кудрявцев:

– Как руководитель Лиги юных журналистов могу сказать: конечно, выбор регионов не случаен. Наша организация имеет пятьдесят отделений по всей стране, среди них самыми активными являются именно чувашское, бурятское, краснодарское и крымское. Эти территории не только отличаются особым национальным колоритом и богатой историей, в них еще живут удивительные дети, желающие и, главное, умеющие рассказывать о своих корнях и традициях. В каждой республике нас ждали, встречали, как своих родственников, помогали со съемками. Почти везде мы даже «боролись» с чрезмерным гостеприимством. Например, в Бурятии и Адыгее нас везде хотели накормить, угостить буузами или адыгейским сыром и другими богатствами национальной кухни. Мы отвечали: «Спасибо, но мы приехали к вам не есть, а снимать фильм о ваших детях!» Иногда получалось вежливо уклониться, а иногда отказ от богатого стола мог быть воспринят как проявление неуважения. У всех разный менталитет, и никому не объяснить, что у нас всего четыре-пять съемочных дней, за которые нужно успеть объять необъятное…

 

– Кто был с вами в команде?

Татьяна Мирошник:

На проекте работала небольшая, но очень дружная команда. Маргарита Горбунова, автор концепции проекта «География детства», и звукооператор, видеооператоры – студенты ВГИКа Никита Анисимов и Глеб Ермаков. В Бурятии с нами был Баир Батуев – местный молодой и тоже талантливый оператор. Получается, наш проект о юных реализовывается тоже преимущественно молодыми людьми.

 

– Расскажите, о чем именно получился ваш сериал?

Павел Кудрявцев:

– Первая серия – «Дети Бурятии» – открывает удивительный мир детей этой солнечной республики, рассказывает про священный Байкал и таинственную природу, про обряды и культуру бурят. Вторая часть – «Дети Адыгеи» – вдохновляет кавказскими танцами, самобытными обычаями и культурой. Подростки, живущие в горных аулах, рассказывают, о чем мечтают и кем хотят стать. В третьей части дети Крыма проводят экскурсию по многонациональному полуострову, который полон загадок и прекрасных тайн. Здесь самая разнообразная кухня – от крымского чебурека до греческого салата, здесь дружба народов и просто невероятная природа. Из заключительной серии «Дети Чувашии» зрители узнают, на каких национальных инструментах умеют играть юные жители республики, помнят ли ребята свой родной язык и почему каждому человеку нужно обязательно съездить в Чебоксары. В общем и целом наш сериал о детях – разных и интересных.

 

– Как сериал может повлиять на юную аудиторию проекта?

Павел Кудрявцев:

– Большинство современных детей и подростков почти ничего не знают о жизни своих сверстников из других регионов и имеют мало опыта межнационального общения. Между тем межнациональный мир в России во многом зависит от понимания традиций и образа жизни населяющих ее народов. В первую очередь это касается детей. Мы надеемся, что при просмотре документального сериала на площадках популярных социальных сетей молодежь и подростки ознакомятся с разными культурами России именно через жизнь их ровесников. Это позволит не просто донести информацию, но и создать межкультурную подростковую среду, сформировать у юных граждан образ России как страны уникального многообразия, страны, сила которой во взаимном проникновении множества культур ее народов.

 

– Что вас больше всего удивило во время съемок?

Татьяна Мирошник:

– Два месяца мы ездили по разным республикам, знакомились с детьми, задавали им разные вопросы, в том числе сложные и провокационные – о смысле жизни, счастье, будущем. Самый сложный вопрос звучал так: «Что бы ты сделал, если бы стал главой республики?» Ответы были разные: от «прогнать коронавирус» до «решить экологические проблемы региона».

Мы снимали и монтировали, записывали звук и отбирали лучшие кадры. В каждой республике мы поговорили примерно с сотней детей, нашей съемочной группой было изношено по паре обуви, выпито несколько бочек кофе и продегустированы все национальные блюда!

В каждой республике обязательно находился ребенок, который: говорил так много, что его было не остановить; удивил и поразил нас своими необычными рассуждениями и планами; пел или танцевал так, что нам хотелось подпевать или подтанцовывать; смог развеселить всю съемочную группу одной фразой; хотел стать членом нашей команды.

Мы снимали в столицах республик и в их самых отдаленных уголках. Мы были в районах, где не то что Интернета нет, но и мобильной связи тоже нет. Вы представить себе не можете – мы видели детей без телефонов! Мы прыгали в холодную Волгу, пасли овец с детьми, доили лошадей на кумысной ферме и пили «живую» воду. Все, что нам рассказывали и показывали дети, запечатлено в наших фильмах.

 

– Как проект будет развиваться дальше?

Татьяна Мирошник:

– Моя мечта – продолжить этот проект. Снять фильм про детей Якутии и Калмыкии, Карелии и Алтая, Башкортостана, других республик нашей необъятной страны.

Павел Кудрявцев:

– Наш проект «География детства» может быть полезен и для многонациональной столицы России, и для других регионов нашей страны, в которых проживают многочисленные народы. Лига юных журналистов имеет региональные отделения в Дагестане, Северной Осетии, Башкортостане, Алтайском крае – на территориях, где существуют потенциальный интерес и большие перспективы развития данной темы.

 

– Где можно увидеть сериал?

Татьяна Мирошник:

– Новые эпизоды выходят каждое воскресенье на моем YouTube-канале youtube.com/c/TatyanaMiroshnik и в группе «Лига юных журналистов» социальной сети «ВКонтакте» vk.com/liga.press. Второй фильм – «Дети Адыгеи» – вышел 1 ноября, как раз перед празднованием Дня народного единства, 8 ноября к нему добавится эпизод «Дети Крыма», а фильм «Дети Чувашии» стартует 15 ноября. Приглашаем к просмотру!


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt