search
main
0

Там, где рождается сказка

Она нужна каждому, и особенно взрослому

Согласитесь ли вы с утверждением, что пробудить интерес к тому или иному делу, особенно у ребенка, может один-единственный человек, который вдохновит на новые свершения? В этой статье я хочу рассказать о своем пути в педагогике, о маяке, чей свет озарил мне дорогу в мир взаимоотношений взрослого и ребенка.

Моим первым наставником стал Игорь Александрович Киршин, руководитель студии «Солнечный сад» при лицее №49 Калининграда, рыцарь гуманной педагогики. В возрасте 10 лет у меня ничего не получалось, кроме шахмат. Однажды я оказался в спортивной лагерной смене. Там показал свои литературные наброски педагогу. Он прочел их, написал на одной из тетрадей: «Читай Плутарха!» – и вручил мне томик с изображением людей античной эпохи. Этого факта оказалось достаточно, чтобы хотя бы один значимый взрослый пробудил в душе ребенка ту самую заветную жемчужину, чтобы его интерес к своему делу никогда не погас.

Спустя три года в возрасте тринадцати лет я перестал играть в шахматы, а писать прозу или стихи – нет. До сих пор вспоминаю, как мой учитель цитировал Шалву Александровича Амонашвили: «Уже сейчас книга хороша и нужна. Напечатай ее в таком виде, а потом дорабатывай». Но эту фразу наставник Игоря Александровича сказал о его сочинении об учителях «Солнце спрятано в каждом». Работа была выпущена в свет. Через неделю эту книгу учитель подарил мне с подписью «Н., замечательному философу, с пожеланием найти свой смысл жизни». Я его нашел.

Игорь Александрович подарил мне еще одну книгу – «Детские картинки: письма детям» – о его детстве, первой дружбе, переезде с Дальнего Востока в западный край. Я не увлекался литературой и всегда читал из-под палки, а эту книгу проглотил за пару часов и обращался к ней еще не раз.

Я бы с радостью ответил вам на вопрос: «Почему же так сложилось? Не было ли в вашей жизни значимых взрослых помимо Игоря Александровича?» Были. В моей жизни было и будет еще много учителей, и никого никогда я не забуду. Но для каждого момента и на каждый возраст ребенка есть разные способы воздействия. Для меня Игорь Александрович – первый взрослый, которому я смог доверить свои первые работы, в том числе и те, которые написал в возрасте шести лет. Он меня услышал, сделал акцент на важном и дал возможность понять, что я могу стать кем угодно, если буду развиваться в этом направлении.

Теперь я работаю в московской школе, а начинал свой педагогический путь в Калининграде и Санкт-Петербурге, где работал педагогом дополнительного образования. Тогда «жемчужина» десятилетнего мальчишки вырвалась наружу. Мне стала интересна и важна душа ребенка, в которой можно найти талант и предрасположенность к чему бы то ни было. Эти идеи посещали меня еще в студенческие годы, поэтому во время получения высшего образования я посвящал много времени именно изучению детской одаренности. Я говорю и про задатки, и про гениальность. С годами мне стало понятно, что необходимо, на мой взгляд, делать, чтобы в каждом ребенке раскрывалась та самая «жемчужина». Создавать среду и собирать педагогическое сообщество таким образом, чтобы у детей просыпалось любопытство к разным сферам деятельности и было к кому обратиться, – это ли не сказка?

Я оказался в Москве и понял, что это не только комфортный для жизни город, но и то место, где есть множество путей для самореализации. Знакомые и друзья говорили, что в московской школе будет интересно, стоит только попробовать, а дальше как отзовется сердце. После рассылки десятка резюме, собеседований я устроился в школу №904, которую со временем полюбил всем сердцем. Мне рассказали о возможностях развития, о том, как работает профсоюз и как можно выстраивать детские сообщества, ведь направлений работы оказалось настолько много, они были на таком качественном уровне, что в работе оставалось только проявить инициативу. Собрав вместе с вожатым первое детское сообщество, мы отправились оформлять детские волонтерские книжки, создали логотип ученического совета, стали проводить мероприятия и т. д.

В работе нашей школы, как только я заступил на должность педагога-организатора полтора года назад, мы пришли к системе, которая предусматривает наличие в каждом корпусе вожатого и своего рода старшего вожатого на весь комплекс учебных корпусов. Как раз у меня есть и корпус, и команда из вожатых в комплексе, которую негласно я называю «отдел счастья». Кто такой вожатый или педагог-организатор в жизни ребенка в школе? Точно человек, к которому можно подойти на перемене или после уроков и провести с ним время, ведь из текста выше мы понимаем, что каждому ребенку нужен значимый взрослый, даже на миг. Но помимо этого мы стараемся сделать так, чтобы для детей школа стала больше, чем просто место, куда обязательно нужно приходить, хотя ты не всегда этого хочешь. Поэтому, как и во многих школах, реализуем досуг на переменах, вовлекаем как можно больше детей в активную деятельность, ведь еще Лев Семенович Выготский сказал: «Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности».

Мы не только реализуем счастье для ребенка, но и командой работаем на всех крупных школьных событиях, дополняя друг друга. Так, у нас есть те, кто смело берется за ведение мероприятия, музыкальное сопровождение, написание сценария. Мы поем, танцуем и организуем праздник, вовлекая в нашу деятельность детей, передавая им все необходимое, чтобы они не только умели выполнять то, что умеем мы, но и учились договариваться между собой и выстраивать коммуникацию.

Один из ключевых моментов в нашей деятельности – это работа над коммуникацией. Например, 18 августа мы собрались вместе всей командой, с детьми и заместителем директора по воспитательной работе и социализации Анной Ильиничной Богдановой для общего тренинга, на котором мы играли в игру «Королевство». В ней каждый участник должен выбрать себе роль и бороться с трудностями. Погружение в сказку мной, рассказчиком, должно быть достаточно сухим, чтобы дать волю фантазии и рассуждениям.

Помещение, в котором мы находимся, – кабинет совета активистов. На заднем фоне можно увидеть предмет творчества детей. Они решили, что кораблик РДШ станет неким символом нашей школьной жизни. Через сутки после тренинга кабинет преобразится, так как активисты придут его оформлять после замены окон.

Также на фотографии запечатлена Полина Каширская, которая является координатором ученического совета и входит в управляющий совет школы. Ее задача как координатора – советоваться и налаживать коммуникацию между корпусами, в которых есть кураторы активистов корпуса, вовлекать их в городскую деятельность РДДМ. Сама Полина собрала себе команду для фестиваля РДДМ «На взлет» и написала прекрасную сказку.

Если не мы с вами добрые волшебники, творящие сказки, зажигающие жемчужины в других, то кто?

Ник КРУШИНСКИЙ, советник директора по воспитанию школы №904

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте