За окном микроавтобуса в октябрьском утреннем полусумраке плывут силуэты пирамидальных тополей, словно сошедшие с крымских полотен Айвазовского, неожиданно свежо и ярко зеленеют поля озимых и лениво сидят, как на ветках, на высоких головках бесконечного, уходящего вдаль подсолнечника стаи сытых ворон. Этот регион занимает в России первое место по площади ярового сева ячменя, а местная твердая пшеница признана одной из лучших в мире. Угадайте, о каком крае идет речь? Ответ станет для многих неожиданным. Это Оренбургская область.
Оренбуржье развеивает стереотипы об унылой степи, в которой почем зря пропадали русские ямщики, и о незаменимом в условиях морозного ветра знаменитом оренбургском пуховом платке. Бескрайняя ветреная степь здесь, конечно, имеется, но регион такой большой, что во время поездки по одному-двум районам можно увидеть самые разнообразные пейзажи. Есть в Оренбургской области равнины и горы, пресные и соленые озера, реки, леса, белоствольные русские березки, а Бузулукский реликтовый сосновый бор на песчаных дюнах имеет статус национального парка. Если ехать ночью, можно встретить странные открытые огни над трубами в степи, я приняла такой огонь в первый раз за пожар, но потом узнала: Оренбург, основанный в 1743 году, бывшая крепость на юго-восточной границе России, чья история отражена в «Капитанской дочке» Пушкина, в наше время расцвел благодаря газодобывающей и газоперерабатывающей промышленности. Кроме голубого топлива есть в этих местах и нефть, работает гелиевый завод.
Дорога от областного центра Оренбурга до Бугурусланского района, куда мы сейчас движемся, занимает на микроавтобусе более пяти часов. Поэтому выехали до рассвета. Моя первая цель – написать о ежегодной культурно-просветительской акции «Аксаковские дни в Оренбуржье» в музее-заповеднике в селе Аксакове, бывшем имении писателя-классика. Частью праздника является торжественная церемония вручения литературной премии имени Сергея Тимофеевича Аксакова. В ней я принимаю участие как победитель премии в номинации «Лучшее художественное произведение для детей и юношества» с книгой «Девочка в клетчатом платке», выпущенной издательством «Детская литература» в 2021 году.
Премия учреждена Министерством культуры Оренбургской области, а наша поездка организована благодаря областному Дому литераторов имени С.Т.Аксакова, который, по выражению главы Дома литераторов Виталия Молчанова, «поддерживает премию творчески и технически». Виталий Митрофанович, поэт и прозаик, также занимает должность председателя Оренбургского регионального отделения Союза российских писателей.
Местные литераторы – люди очень деятельные. Так, Виталий Молчанов много лет является организатором двух масштабных проектов. Это Международный фестиваль содружества национальных литератур «Красная гора» и всероссийские семинары-совещания молодых писателей «Мы выросли в России». В 2022 году первый проходил здесь при финансовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. А проект «Мы выросли в России», охвативший за десять лет 1600 молодых авторов, распространился в пяти федеральных округах: Приволжском, Северо-Кавказском, Сибирском, Уральском и Северо-Западном.
Каково личное отношение Виталия Молчанова к ежегодному празднику в музее-заповеднике «Аксаково»? Писатель отвечает так:
– Это наше место силы, мы его любим и им гордимся. Аксаковской осенью вся культура Оренбуржья по-весеннему расцветает. Проходят концерты, выставки, творческие встречи, посвященные нашему дорогому классику. В этом году, в частности, совместно с Оренбургским драматическим театром и Камерным оркестром Оренбургской областной филармонии создали интереснейший спектакль о творческих вехах жизни Аксакова.
Слушая Виталия Молчанова, я размышляю: в России немало памятных мест, связанных с именем Сергея Аксакова, мастера прозы, проникновенно воспевшего русскую природу. В Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) находились родовые вотчины, дарованные его предкам за усердную службу. Есть аксаковские места в Самарской области и Башкирии, в столице которой, Уфе, родился писатель. В Казани Аксаков учился в гимназии и университете. Подмосковный музей-заповедник «Абрамцево» был усадьбой писателя, а похоронен он в Москве, где прошли годы его государственной службы. Но только сейчас, двигаясь по долгой дороге к селу Аксаково, центру оренбургских аксаковских маршрутов, я начинаю понимать природу рождения подлинно русского гения.
Современный читатель знаком прежде всего с «Аленьким цветочком» Аксакова. Между тем эта сказка – приложение к автобиографии «Детские годы Багрова-внука», а та в свою очередь представляет собой продолжение книги «Семейная хроника». Третьей частью является книга «Воспоминания». Трилогию о собственной семье с измененными именами героев Аксаков решился выпустить в свет, когда ему минуло 64 года. Увлекательная и правдивая история большого рода описывает те же проблемы и события, которые и ныне случаются во многих семьях. Есть и отличия от современности.
Ключевой фигурой в патриархальной семье ХVIII века был мужчина. И в Оренбуржье семья Аксаковых оказалась благодаря деду писателя. Как пишет Аксаков в «Семейной хронике», он принял это решение из-за семейных тяжб и под влиянием рассказов о плодородии уфимско-оренбургских земель. Близ Бугуруслана дед купил землю и перевез сюда из родового поместья в Симбирской губернии за 400 верст свою семью и крепостных крестьян.
Аксаковская семейная летопись интересна уже тем, что входит в общую историю заселения оренбургских степей русскими помещиками – историю отваги и смелости, в которой были риск неурожая и голода, страшный пугачевский бунт и проверка на прочность суровой природой. Но, кроме этого, Аксаков становится летописцем патриархальной домостроевской Руси. Это быт, в котором все домочадцы зависят от настроения, с каким проснулся главный в доме мужчина. Это соединение картин трагических и комических, зачастую неотделимых друг от друга (так, в «Семейной хронике» проснувшаяся утром дочь отправляется тихонько обратно в кровать и лежит без сна пару часов только потому, что отец пожелал, чтобы она хорошенько выспалась). Но оборотной стороной всевластия оказывается столь же колоссальная личная ответственность (в «Семейной хронике» дедушка помогает хлебом соседям, мудро разрешает споры и с опасностью для собственной жизни спасает от увечий и гибели свою двоюродную сестру, вышедшую замуж за недостойного человека).
Россия в описываемое Аксаковым время, в конце ХVIII века, переживала расцвет славянофильства как ответ на напор европеизации, которая коснулась многих областей жизни. Очень напоминает современность начиная с 1990‑х, не правда ли? Поэтому книги Аксакова приобретают сейчас удивительную актуальность, повествуя о наших корнях и основах. Каковы они? Бытие в согласии с Богом и природой и союз людей, основанный на христианской морали, – вот мудрость векового строя русской семейной жизни. На первом месте у семьи (нации) должны быть не права, а обязанности ее членов. Это главное, на мой взгляд, что и сегодня отличает русскую ментальность от западников, ставящих превыше всего свободу. Но действительно ли свобода, а не ответственность является самой важной ценностью?
Такие непростые вопросы возникают, когда читаешь труды Аксакова двухсотлетней давности… Когда приезжаешь в его родовое гнездо, в село Аксаково Бугурусланского района, эти мысли словно получают документальное, визуальное подтверждение. Раздельные спальни деда и бабушки (в последней – раскрытый молитвенник под образами), зал с фортепиано и портретами предков на стенах… Под стеклом прекрасно сохранившаяся коллекция ярких бабочек, которую собрал Сережа Аксаков более двухсот лет назад. Обращает на себя внимание портрет удивительно красивой женщины. Экскурсовод расскажет о том, что это мать Сергея Аксакова, Мария Николаевна Зубова. Ее брак был заключен без большой любви, по благородному расчету: дочь заместителя генерал-губернатора Уфимского наместничества была первой красавицей города, но семья ее обеднела, девушка должна была обеспечить жизнь пятерых братьев и сестер и имела на попечении умирающего отца. «Семейная хроника» детально повествует об этой истории женитьбы и последующих любви и умении понимать друг друга. Пристрастие к литературе будущий писатель получил от матери, а народное творчество явилось к нему в Аксакове в образе ключницы Пелагеи, мастерицы рассказывать сказки.
Отдаленное село словно хранит память о «тишине уединения и ненарушаемой свободы», которой наслаждался здесь маленький Сережа Аксаков. Сохранились две ветлы, по преданию, посаженные его дедом, и часть хозпостроек, а вот деревянный одноэтажный усадебный дом, недалеко от которого ныне установлены камни с могил родных Аксакова, к сожалению, не подлинный. Барский дом снес местный колхоз в 1962 году, по старым чертежам его восстановили на уцелевшем фундаменте в 1998 году. В советское время снесли церковь, которую род Аксаковых выстроил в селе, была разрушена плотина, сгорела мельница времен дедушки писателя.
Усадьба Аксаковых в Бугурусланском районе Оренбуржья ныне является объектом культурного наследия федерального и регионального значения. Ее реставрация стала задачей областного правительства. Уже сейчас можно увидеть первые результаты. На нынешнем празднике прошла презентация отремонтированных мастерских, в пространстве которых состоялись показательные занятия юных оренбургских художников, концерт и художественная выставка. На очереди восстановление аксаковских прудов, откуда ушла вода, и старинного усадебного парка. Планируются реставрация двух флигелей, дома экономки, хозяйственных построек и ремонт и реэкспозиция барского дома, где собрана основная музейная коллекция. В этих пространствах появятся музей природы, сказочная зона для детской аудитории. В усадьбе создадут многофункциональный интерактивный культурный центр, где будут проходить мастер-классы, конференции и выставки.
– Почитатели творчества Сергея Тимофеевича Аксакова есть не только во всех уголках России, но и в других странах, – рассказала «Учительской газете» министр культуры Оренбургской области Евгения Валерьевна Шевченко. – Поэтому реставрация музейного комплекса приобретает огромное значение. При восстановлении мы пользуемся в первую очередь сведениями из книг самого Аксакова. Обновленный музей должен стать современным, интересным, чтобы привлечь еще большее число посетителей. Одним из ключевых моментов является возрождение уникальной природы усадьбы. Больше всего затрат потребуют восстановление и реконструкция гидротехнических сооружений.
А праздник на территории усадебного парка в Аксакове разворачивается. Невольно вспоминается, как хлебосольно принимал здесь дед писателя дорогих гостей: в тех же традициях вход на праздник для всех посетителей бесплатный, бесплатное и угощение в многочисленных палатках под открытым небом, где горой лежат сладости, печенье, пирожки, можно испить травяного чая и даже отведать разные сорта варенья, приготовленного по рецептам, найденным в доме Аксаковых. Самое экзотическое – варенье из… зеленых помидоров.
Тематические и интерактивные площадки предлагают попробовать свои силы в народных ремеслах и играх, можно посмотреть концерт областной филармонии или спектакль «Аленький цветочек», а вот поляна, на которой люди читают книги… По традиции на празднике состоялось вручение литературной премии имени Аксакова. В 231‑ю годовщину со дня рождения писателя в его родовом селе побывали более 700 посетителей, а в целом культурно-просветительская акция «Аксаковские дни в Оренбуржье» собрала более 20 тысяч человек. Родина «Аленького цветочка», удивительный край, который любил Сергей Тимофеевич Аксаков, приглашает к себе и вас!
Светлана ПОТАПОВА, Оренбургская область, фото автора
Комментарии