Изменение федеральной модели образования в пользу компетентностного подхода требует от учеников активного вовлечения в образовательный процесс. Развитие кадрового потенциала строится на выявлении одаренных детей с целью их индивидуального сопровождения для будущего включения в трудовые отношения. Но слабая база нашей образовательной среды, как кадровая, так и материальная, не в состоянии это сделать без привлечения специалистов из других регионов. Потому способные дети часто не могут получить достаточно глубокие знания по своему направлению, чтобы поступить в ведущие вузы страны, а значит, в будущем государство теряет талантливых специалистов. Подобная ситуация характерна для многих периферийных регионов с тяжелой транспортной доступностью и слабой региональной экономикой, что делает актуальным создание универсальной единой модели работы с одаренными детьми.
На федеральном уровне, конечно, созданы крупные образовательные центры, привлекающие интересных и квалифицированных педагогов. Те способны на доступном для детей уровне передать предметный материал углубленного характера. Однако возможности регионов в данном вопросе ограниченны. Не все регионы имеют даже одну серьезную научно-педагогическую базу высшей школы, которая может стать основой для развития одаренных детей соответствующей направленности. Интересы у них разнообразны, потому оптимальная модель выявления, развития, поддержки и сопровождения одаренных детей должна носить сетевой характер, но быть унифицированной и давать доступ к различным направлениям развития независимо от удаленности, транспортной доступности и экономической успешности региона.
Предлагаемое решение всех перечисленных проблем состоит в создании единой системы учета интересов, активности и достижений учеников. Она поможет организовать целевую подготовку одаренных ребят для их дальнейшего роста, а также позволит снизить коррупционные проявления в системе образования. Основой модели сопровождения одаренных детей должны стать детские лагеря страны с профильными сменами и федеральные образовательные центры.
Региональным оператором изменений при этом выступает региональный орган исполнительной власти, отвечающий за образовательную политику региона. Деятельность по выявлению и сопровождению одаренных детей и организации работы с муниципалитетами и конкретными образовательными организациями отводится существующим региональным образовательным центрам.
Так, региональный образовательный центр Магаданской области «Перспектива», учрежденный Министерством образования Магаданской области в 2021 году, имеет четыре основных направления деятельности: «Наука», «Спорт», «Искусство» и «Военно-патриотическое воспитание». Кроме того, центр планирует активную работу с педагогическим сообществом в вопросах повышения квалификации, формирования эффективных способов поддержки и развития одаренных детей.
Главная проблема, с которой столкнулся центр в самом начале, – это выявление как одаренных детей, так и обладающих выдающимися задатками и способностями. Существующая система основного образования рассчитана на общий уровень освоения программы, даже в учреждениях повышенного уровня в регионе не выстроена системная работа по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей при подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам, научно-практической и проектной деятельности. Большая часть достижений учеников основывается на их личном труде и успешной работе организаций дополнительного образования. Единой системы, позволяющей эффективно отследить достижения ребенка, определить индивидуальный образовательный маршрут, не существует. Работа чаще всего носит реактивный, а не системный характер. Это не предварительная подготовка и постепенное взращивание, а организация точечных событий, не способных сформировать у ученика культуру саморазвития, постоянной работы над собой.
Выстраивание эффективной модели работы с одаренными детьми необходимо начинать с формирования рейтинговой системы оценивания успехов учеников и выявления направленности их одаренности.
Нужна единая информационная система, в которой будет отслеживаться активность ребенка (за участие и победу в каждом мероприятии он будет получать определенное количество баллов). Таким образом возможно выявить как активных и мотивированных учеников, так и тех, кто обладает существенным потенциалом личностного развития.
Ребенок, проявляющий значительные достижения и имеющий способности по определенным направлениям, сможет претендовать на приоритетное сопровождение от ведущих образовательных центров региона, участвовать в федеральных мероприятиях по профилю своей деятельности. Рейтинговая система будет формировать естественную конкуренцию среди учеников, повышая учебную мотивацию.
Отслеживать активность ученика возможно через определение ключевых контрольных событий, каждое из которых будет иметь определенную рейтинговую стоимость. В качестве подобных контрольных событий можно выделить официальные олимпиады разного уровня, научные конференции, форумы, спортивные состязания, интеллектуальные состязания, творческие конкурсы. Возможно формирование иных направлений рейтинговой оценки, таких как волонтерство, военно-прикладные виды спорта и др. За участие и победу начисляется кратно разное количество баллов.
Наиболее активных ребят можно стимулировать дополнительными баллами при поступлении в вузы по аналогии с существующей системой поощрения за волонтерскую деятельность. На основе рейтинга можно формировать системы индивидуальных достижений, что придаст дополнительный игровой формат учебной деятельности.
На первом этапе происходит внедрение рейтинга в проектах региональных образовательных центров (РОЦ), который будет опираться на данные об участии в мероприятиях, организованных центром, и данные об участии во Всероссийской олимпиаде школьников. Результаты рейтинга будут использованы для отбора участников профильных смен центра и отправки талантливых воспитанников на федеральные профильные смены.
После определения целевой федеральной профильной смены в ОЦ «Сириус» либо в других детских лагерях будет открыт набор на образовательные курсы для углубленной предметной подготовки. Привлекать участников курсов планируется централизованно (через систему региональных органов исполнительной власти) и открыто (через таргетированную рекламу в социальных сетях и объявления).
Для всех желающих будет организован месячный предметный интенсив (онлайн и офлайн). Цель первого уровня предметного сопровождения – максимальное вовлечение учащихся в работу центра. По результатам месячных курсов на основании тестирования дети, показавшие высокие результаты, проходят на следующий уровень испытаний. Все участники получают свои рейтинговые баллы.
Наиболее активные ученики предметных интенсивов участвуют в выездной профильной смене, организованной РОЦ. Смена проводится в очном формате и включает в себя модули углубленного практико-ориентированного обучения по направлению. По результатам смены проходит вторая фильтрация. Ученики, получившие высшие баллы и проявившие значительные способности при освоении программы, отбираются для участия в профильной смене федеральных образовательных центров и детских лагерей.
Под фильтрацией следует понимать испытания, соответствующие профилю проведенной смены (тесты, собеседования, творческие проекты, спортивные нормативы и др.). Таким образом, дети, обладающие выдающимися способностями, получают доступ к федеральным образовательным площадкам.
На втором этапе внедрения рейтинговой системы возможно подключение к системе других подведомственных учреждений Министерства образования и иных профильных министерств, формирование в образовательных организациях региона внутренней системы мотивации на основе получаемых баллов. Возможно внедрение системы званий или индивидуальных достижений, внутренних баллов, которые можно потратить на сувенирную продукцию РОЦ либо на участие в платных мероприятиях партнеров (кинотеатры, спортивные комплексы и другие учреждения, имеющие развлекательно-образовательный потенциал). Подобный подход позволит перенести опыт компьютерных игр в реальную жизнь.
На третьем этапе возможно транслирование позитивного опыта в другие регионы и на федеральный уровень.
На федеральном уровне уже существуют подобные проекты, однако они не решают представленной проблемы. Государственный информационный ресурс об одаренных детях (ГИР), оператором которого выступает фонд «Талант и успех», агрегирует ключевую информацию об одаренных детях по итогам главных мероприятий, внесенных в соответствующий перечень. Но часто в перечень региона вносят мероприятия, не соответствующие статусу федерального рейтинга, многие важные мероприятия, наоборот, не учтены. Рейтинг закрыт и не может быть отслежен самими участниками, что сводит на нет мотивационный потенциал ресурса. ГИР требует доработки и усовершенствования, кроме того, следует сформировать региональные блоки подобного ресурса для более точного мониторинга. В данном случае и будет полезна представленная модель работы.
Рейтинг может стать основой для более комплексного инструмента, в который войдут информация о проводимых мероприятиях разного уровня, данные системы персонифицированного финансирования дополнительного образования о возможных направлениях развития личности. Важной функцией может выступить регистрация на представленные мероприятия муниципального, регионального и федерального уровней на едином ресурсе, что упростит документооборот, снизит поток документации, рассылаемой по школам. Примером подобной площадки может выступить федеральный портал АИС «Молодежь России».
Главным ресурсом, необходимым для внедрения системы, является онлайн-площадка, соответствующая современным требованиям информационной безопасности с возможностью доступа детей к своим профилям.
Потенциально на основе рейтинговой системы можно создать эффективную образовательную среду, предметные олимпиадные сообщества учеников. С методической точки зрения будет упрощено создание индивидуальных образовательных маршрутов.
Внедрение предлагаемой системы является перспективным и инновационным решением проблемы развития образования как в масштабах региона, так и в стране в целом.
Валерий РУДОЙ, начальник отдела «Наука» регионального образовательного центра «Перспектива», Магадан
Комментарии