Еще в 2020 году фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» запустил проект «На языке тишины», из которого логично выросла идея выпустить сборник-антологию текстов современных авторов, так или иначе посвященных слепоглухоте. Осуществилась эта идея благодаря поэту, переводчику и критику Владимиру Коркунову, а также издательскому проекту UGAR.
В нашем менталитете, где во многом на уровне генетической памяти спрятано понятие о милосердии к сирым и убогим, жизнь тех, кому при рождении или позже (вследствие неких неприятностей) отключены изображение и звук якобы за «долги» в виде неправедности предков, остается то ли белым пятном, то ли черной дырой. Обществу проще сделать их «невидимками». В результате выходит, что в большинстве случаев даже их собственные родители не знают, что с ними делать, как взаимодействовать. Понятное дело, что мы не берем сейчас во внимание совсем уж маргинальный контингент, умножающий процент детей-отказников. Для слепоглухих (в разных комбинациях отсутствия слуха и зрения) применяют навязший в зубах развесистый термин. Он больше про ограниченные возможности, и в этом теряется, что слепоглухие – прежде всего люди, у которых богатый внутренний мир.
Антология «Я-тишина», конечно, вовсе не учебник, но часть произведений наглядно, иногда в лоб отвечают на вопрос «как?», причем как в бытовом плане (Александр Суворов, Владимир Елфимов), так и в плане вариантности способов общения (Анна Лукашенок, попытавшаяся залезть в голову слепоглухой девочке, Андрей Тавров с фрагментом о «доме слепоглухих», Алена Капустьян практически с готовой инструкцией по обращению с людьми без зрения и слуха). Много говорится о дактилировании (передаче информации при помощи пальцев рук) и о том, что тишина глухого – это вовсе не тишина, а незрячие видят любое явление внутренним зрением.
Сборник построен так, что, читая все эти тексты, мы до определенного момента знаем об авторе лишь его портрет и город проживания. Читатель в массе своей, на которого обрушивается ворох имен и фамилий, воспринимает авторов практически одинаково, не отделяя зрячеслышащих профессиональных литераторов (Юлия Подлубнова, Борис Кутенков, Виталий Пуханов, Ольга Седакова…) от слепоглухих. И, что называется, не подкопаешься, особенно учитывая уровень представленных текстов. До сего момента статуса медийной личности среди слепоглухих авторов, если говорить именно о России, достигла, пожалуй, лишь Ирина Поволоцкая – поэт, актриса, психолог, художник (и хватает же времени и душевного ресурса на все!), и слепоглухой доктор психологических наук Александр Суворов (интервью с ним читайте в рубрике «Наука», «Учительская газета» №46 от 16 ноября 2021 года. – Прим. ред.), но, похоже, нам всем еще предстоит сделать много открытий, особенно в поэзии, многослойной и богатой на образы. Многие такие открытия уже были сделаны благодаря литературному конкурсу «Со-творчество», в котором традиционно принимают участие слепоглухие люди.
Все это не выглядит сгустком жалости, сколько ни пытайся, не увидеть здесь ни графомании, ни вторичности. Скучно и бедно не было точно. Разброс жанров – отдельная тема. Традиционная силлабо-тоника уживается добрым соседом с верлибрами, рассказы – с эссе и статьями о слепоглухоте. Было и нечто оригинальное, вызывающее некоторое недоумение, не сразу и скажешь, что это – наукообразная статья (по содержанию) или очень свободная поэзия (по форме), от Евгения Сошкина. Имеется даже некий перформанс – поэзия, пойманная в фотокадры, пересказанная до этого языком жестов (идеограммы) от Андрея Черкасова. География участников – от Москвы до окраин соседнего полушария. Что-то принимаешь безоговорочно, что-то не дается без некоторой расшифровки, критического разбора. И это естественно для настоящей литературы.
Чего здесь нет, так это уныния. Зато есть акт творчества на каждой странице, попытка наконец установить контакт между двумя такими разными планетами людей.
Сверхзадача всех пятисот экземпляров (именно таким тиражом вышел сборник «Я-тишина») как будто бы лежит на поверхности – познакомить зрячеслышащих и слепоглухих авторов друг с другом посредством их творений. Но не только это. Мы возвращаемся к тому, о чем сказано вначале. Слепоглухота не тождественна замкнутости и выключенности из социума. Важную роль играют познание окружающего через книги, развивающие образное мышление, и возможность делиться. Слепоглухим роскошь человеческого общения доступна иначе. Обретая новые знания, собирая на самом дне души свою личную копилку образов и впечатлений, хочется непременно узнать, как/что думают и чувствуют другие. Шрифт Брайля, жестовый язык, дактильная азбука – все это изобреталось для того, чтобы люди в прямом смысле протянули друг другу руки, научились понимать другого, непохожего, приняли его мир, творили и вдохновляли тех, кто будет простыми читателями.
Без лишних словесных выкрутасов, как Алена Капустьян, или, наоборот, весьма метафорично в заметках, рассказах и даже в стихах пунктирной линией там и сям обозначена мысль о том, что этих «обычных особенных» (название одного из эссе) не надо жалеть и изо всех сил оберегать от остального мира. Достаточно просто понять. Москвичка Дарья Грицаенко даже помечтала о том, что когда-нибудь язык слепоглухих будет обязательным предметом, как иностранный язык.
И пока ежедневно тысячи людей слепы и глухи ко всему новому и разрывающему шаблоны, те, кто не видит и не слышит, жадны до всех явлений жизни, становятся учеными, поэтами, блогерами или просто душевно богатыми людьми. И если с чего и начнется настоящая инклюзия (не для «галочек» и раздолья преференций), то с протянутой руки дружелюбия и с творчества, язык которого смывает, как волной, все границы. Мы все разные, тем и интересны миру и друг другу.
Я-тишина. Слепоглухота в текстах современных авторов: антология. Ред.-сост. В.Коркунов. – М. : UGAR, 2021.
Комментарии