Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Учитель года

Так закалялась сталь

Учительская газета, №19 от 12 мая 2020. Читать номер
Автор:

Как история стала судьбой

Счастье не цель, а образ жизни, который мы выбираем сами. Так считает Андрей КОРЕПАНОВ, учитель года-2019 Удмуртской Республики. Его образ жизни – школа.

Еще семиклассником Андрей Корепанов, увлекшись компьютерной игрой-стратегией «Расцвет наций», в которой все построено на историческом материале, решил, что станет учителем истории. Вряд ли игра достигла бы такого эффекта, если бы мальчик не рос среди книг, где самыми интересными казались исторические романы. История стала для него сначала чем-то вроде увлекательного путешествия, а потом и судьбой – в Глазовском государственном педагогическом институте он не только получил высшее образование, но и нашел жену, с которой теперь вместе работает в игринской средней школе №1.

В институте увлекся наукой, уже на третьем курсе став председателем студенческого научного общества историко-лингвистического факультета. Вместе с командой единомышленников развернули исследовательскую деятельность с новой силой – сумели изменить формат студенческой научной сессии. Благо институт их поддерживал, активно отправляя на конференции и конкурсы в другие города и вузы. И хотя Андрею после диплома предлагали поступить в магистратуру или аспирантуру, они с Екатериной твердо решили – в школу! 15 августа 2014 года стало для них первым рабочим днем в игринской средней школе №1, открывшим новую веху в жизни.

– Первый год работы – интересный, сложный, непредсказуемый, – вспоминает Андрей Алексеевич. – Нагрузка доходила до 33 часов в неделю. Было сложно. Но, как тогда выразилась одна из наших коллег, так закалялась сталь. Мне повезло оказаться в методически продвинутом педагогическом коллективе школы, оснащенной современным оборудованием на очень высоком уровне. Коллеги и администрация нам серьезно помогли в первые, самые сложные, месяцы работы. И темп жизни, принятый нами в институте, оказался кстати. Очень благодарен детям, они выковали мой учительский характер. Чувствую себя сталкером, проводником по неизведанной стране детства.

Весь первый год учитель и дети присматривались друг к другу. Дети делали ставки: выдержит или сломается? С его подачи они с удовольствием рассуждали о будущем, но в разговоре о прошлом особой личной заинтересованности не высказывали. Андрей Алексеевич пришел к выводу: история как наука о прошлом далека от сегодняшнего поколения Z. По его мнению, сейчас пришло время не изучать историю ради истории, а вывести на первый план формирование ученика как личности. Современные дети активно строят свой мир, и важно сформировать их историческое сознание, которое включает в себя поиск ответов на множество вопросов: «Что такое истина?», «Что есть добро и зло?», «Зачем я здесь?», «Каково мое место в истории?», «Как я должен поступить и почему я должен поступать так, а не иначе?».

– История является одним из важных предметов на пути формирования личностных характеристик, и мне важно, чтобы мои ученики осознали, что это не отвлеченная наука, а в том числе и повседневность, которую мы проживаем, – говорит Андрей Корепанов. – Как заинтересовать, как увлечь? Помогла моя активная работа в студенческом научном обществе. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Так что разработанный еще в первой половине XX века метод вновь актуален. Современный урок невозможен без проектной и исследовательской деятельности, активного использования интерактивных способов – дебатов, дискуссий, коммуникативных боев, технологий дистанционного обучения: сервисов Google, системы Moodle, платформы Canvas.

С пяти- и шестиклассниками Андрей Корепанов решает проектные межпредметные задачи. Дети осваивают азы проектно-исследовательской деятельности: ищут и анализируют информацию, испытывают способы и средства действий в разных специально сконструированных ситуациях. В 6‑9‑х классах они уже с интересом осваивают правила работы в Интернете, систематизируют проанализированную информацию. В старших классах активно используют электронную форму учебников, ведь у них масса преимуществ: и обучение по индивидуальной образовательной траектории, и расширение информационного пространства за счет интерактивных медиаобъектов, и возможность самопроверки знаний, и формирование навыков работы с различными источниками информации.

– Проектно-исследовательская деятельность – это возможность выразить собственные идеи в удобной для детей, творчески продуманной форме, узнавать новое, совершать открытия, – считает Андрей Алексеевич. – На практике я пришел к выводу, что этот метод решает проблему активизации каждого учащегося, создает ситуацию творческой активности. Важно, что дети в процессе проектирования получают знания и умения постепенно и последовательно: учатся выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод. Но для успеха проектно-исследовательской деятельности учитель и ученик должны тесно взаимодействовать на принципах актуальности, объективности, самостоятельности, системности и практической значимости исследования.

Однажды, прослушав лекцию доцента Школы высшей экономики Ирины Глущенко, смысл которой сводился к тому, что через повседневность можно попытаться понять исторические процессы, он предложил своим девятиклассникам написать сочинение «Что такое советское?». И понял, что ответ надо искать вместе. Появились разные варианты – снимать фильмы, писать проекты, проводить исследования. Главный вывод, который сделали учитель и его ученики, – историю нужно приближать через повседневность, через жизнь наших родителей, бабушек и дедушек.

Совместные дела очень сближают, и Андрей Алексеевич многое перенял у детей. Особенно когда стал классным руководителем 8‑го класса и с головой окунулся в детские проблемы, заботы и радости. Стал изучать современные фильмы, книги. А дети поверили в педагога: уже через год его работы выделилась группа тех, для кого история – важный и любимый предмет. С 2015 года лучшие проекты представляются на конкурсах различного уровня – от школьного до всероссийского. В 2017‑м Андрей Корепанов разработал программу занятий с увлеченными детьми. Его ученики стали принимать активное участие в научно-практических конференциях различного уровня. Начиная с 5‑го класса Андрей Алексеевич готовит ребят к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по истории, обществознанию и праву, давая право каждому на свободу выбора темы, учитывая индивидуально-психологические особенности. Число призеров и победителей муниципального и регионального этапов стремительно растет. По рекомендации администрации школы молодой педагог стал одним из кураторов направления «Одаренные дети» Модели образования Игринского района.

– Мои достижения в первую очередь связаны, конечно, с учениками, – признается он. – Кажется, мне удалось их увлечь, развить навыки исследовательской деятельности. Особую роль играют образовательные поездки с детьми по городам, вузам Удмуртии и соседних регионов. Так мы можем увидеть на практике передовые технологии, ознакомиться с актуальными профессиями, специальностями, узнать больше о культурных традициях своего и соседних регионов. Также важен опыт общения с детьми в неофициальной обстановке, учитель для них раскрывается с другой, не урочной, а жизненной, бытовой стороны. Но думаю, что моих достижений не было бы, если бы не было команды. В Удмуртской Республике выстроена современная и мобильная система профессионального роста учителей. Объединенные усилия Института развития образования и двух вузов – Глазовского государственного педагогического института и Удмуртского государственного университета – формируют широкий спектр различных профессиональных возможностей для педагогов региона. К сожалению, не всегда у учителя бывает возможность выехать на очные курсы повышения квалификации, семинары, конференции. Но тут на помощь приходит сетевое взаимодействие: портал «Сообщество педагогов Удмуртской Республики», дистанционные курсы ИРО и вузов. Это удобная и открытая площадка для обмена опытом, саморазвития и повышения квалификации. Кроме этого, важное место занимают и многочисленные дистанционные онлайн-курсы. Работаю, например, с онлайн-школой «Фоксфорд», которая в удобном формате вебинаров знакомит слушателей с последними изменениями в ОГЭ и ЕГЭ и, что не менее важно, помогает в подготовке к предметным олимпиадам.

Одной из первых площадок, которая научила Андрея Корепанова работать в команде, стал региональный марафон «Твои возможности»-2014. Теперь и сам Андрей Корепанов делится наработками с коллегами, публикуясь в научно-методических журналах, сборниках научно-практических конференций, представляя свой опыт на районных семинарах, заседаниях методического объединения учителей истории и обществознания. В 2016 году он стал победителем республиканского конкурса «Педагог года Удмуртии» в номинации «Педагогический дебют».

– Приятно, что родной институт тогда отметил данное событие, сотрудничество с ним не прекращается, – рассказывает Андрей Алексеевич. – За годы после выпуска я принимал участие в нескольких конференциях, выступал в качестве эксперта, члена жюри в нескольких конкурсах вуза. Это, безусловно, полезно учителю школы – после каждой поездки везу свежие идеи в школу, подпитываюсь энергией от студентов. Тем более что являлся руководителем школьного методического объединения учителей истории, обществознания, географии и вместе с коллегами работаю над острыми проблемами в образовании.

В 2017 году в школу пришли два молодых специалиста, и 25‑летнего Андрея Корепанова назначили их наставником, основная задача которого поддержать в самореализации, активизировать личностные качества, коммуникативные и управленческие умения, оказать практическую и теоретическую поддержку, поднять профессиональную компетентность.

– Главная задача молодого учителя в современном образовательном пространстве – правильно выстроить свой маршрут профессионального развития, выбрать самые актуальные вопросы, – считает Корепанов. – Чтобы стать профессионалом, необходимо постоянно развивать себя, только это является условием обеспечения нами, учителями, качества образования. Педагог, работающий в современных условиях, должен обладать достаточной информацией о новых тенденциях в области развития педагогической науки, участвовать в различных конкурсах, мастер-классах, заниматься самообразованием. Моя мотивация для работы в школе – идти в ногу со временем, а иногда и чуть впереди.

Убедившись на собственном опыте, что участие в конкурсах профессионального мастерства дает толчок к профессиональному росту, Андрей Алексеевич решился на самый важный для него конкурс – «Учитель года». Волновался, переживал, и не столько за себя, сколько за родную республику, от имени которой выходил на сцену. Теперь 28‑летний Андрей Корепанов, по его словам, человек с богатейшим опытом. Уже не молодой учитель, а молодой директор игринской школы №1.

– Не знаю, доведется ли снова побывать конкурсантом, – говорит Андрей Корепанов. – Но готов участвовать в «Учителе года» и в качестве зрителя, и в качестве помощника будущего участника от нашей республики. Я счастлив. Моя семья, мои коллеги, ученики – это моя жизнь. Мой дом с садом и огородом – моя отдушина, где после долгого рабочего дня можно найти тишину, покой и в то же время источник для восстановления сил.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Республика Удмуртия


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt