Основные творческие идеи для создания проекта «Тайна театральной куклы» взяты нами из пособия М.И.Родиной и А.И.Бурениной «Кукляндия».
На основе этого пособия возникла идея создания проекта, основной целью которого стало воспитание в детях нравственных, волевых, творческих качеств личности, развитие инициативности и раскрытие индивидуальности каждого ребенка при помощи маленьких «воспитателей» – кукол, в действиях которых дети могут увидеть свое отражение и посмотреть на себя со стороны.При взаимодействии в игре с другими детьми при помощи театральной куклы ребенок прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным. Дети с удовольствием превращаются в сказочных персонажей и рассуждают от их имени. В таких ситуациях взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.Различные театральные игры естественно включаются в те или иные занятия. Например, для развития мелкой моторики мы предлагали детям выбрать самостоятельно пальчиковые куклы, которые помогают в развитии координации движений и способствуют эмоциональному подъему у детей. Для развития гибкости и подвижности рук, кистей и пальцев мы предлагали детям перчаточные и варежковые куклы (рыбки, куклы-говорунчики), особенно полюбившиеся им за несложность использования и простоту исполнения (их можно легко сделать из варежки или перчатки).В работе с детьми 3-5 лет для развития координации движений хороши куклы-прыгунки, сделанные из легких мягких игрушек. Используя эти куклы, дети могут, двигаясь под музыку, приговаривать потешку, знакомое стихотворение.В использовании платковых кукол требуется легкость, плавность движений, и при этом нужно ровно держать спину. Эти куклы удобны тем, что дают кукловоду возможность свободно двигаться, импровизировать в танце.В самостоятельной театрализованной игре дети часто выбирают малые и большие штоковые куклы: младшие дошкольники используют в своей игре куклы на одном штоке, а старшие управляют куклами на двух штоках.В подгрупповых занятиях с детьми используются куклы-висунки, игра с которыми дает детям возможность работать в коллективе, придумывая и обыгрывая сюжет сказки. Для работы в паре дети выбирают напольные куклы, которые способствуют развитию чувства партнерства и взаимной координации движений.Знакомя детей с куклами-марионетками, мы рассказываем им о том, что эти куклы – аристократы кукольного мира. С ними «дружили» цари, великие философы, ученые и поэты. Эти куклы помогают ребенку научиться концентрировать внимание на одном предмете и способствуют развитию гибкости пальцев и кисти.Детям и взрослым очень полюбились театрализованные игры с куклами, в которых нет возраста, а есть общая цель, которая реализуется как в спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах.Одно из главных условий достижения успеха в этой технологии – это увлеченность и профессионализм педагогов, их готовность к творческому взаимодействию. Педагоги нашего детского сада активно включились в проект, используя в своей работе с детьми театрализованные игры.В ходе проекта были проведены мастер-классы для педагогов и родителей по изготовлению кукол и декораций своими руками, после которых был объявлен конкурс на лучший театральный уголок, в котором принимали участие дети, педагоги и родители. Конкурс побудил к творчеству взрослых и детей, а также обогатил предметно-пространственную среду детского сада. Как показал опыт, детям очень нравится совместное творчество с педагогами и родителями. Родители детей нашего детского сада активно принимали участие в постановке совместных спектаклей по сказкам собственного сочинения. Дети дома рисовали иллюстрации к придуманным сказкам, а родители помогали оформлять из них книжки-самоделки, затем мы предлагали детям в группе обыграть эту сказку. Совместное изготовление бутафории, декораций, костюмов дало повод для изобразительного и технического творчества детей. Все эти занятия развивают у детей умение дружить, заботиться друг о друге. Я заметила, что дети с удовольствием играют с теми куклами, которые были изготовлены совместно с родителями и педагогами.Из опыта проделанной работы мы видим, что театрализованная деятельность ценна как источник познания ребенком мира не только умом, но и сердцем.Ирина САКЛАКОВА, школа №2005
Комментарии