search
main
0

SWOT-анализ и педагогический дизайн

Создаем вместе

В чем образовательное значение проекта и почему мы занимаемся проектной деятельностью в дополнительном образовании? В каждом из образовательных проектов детей и взрослых заключена целостность предметного, метапредметного и личностного содержания образования.

Предметное задается областью исследований или творчества, в которой осуществляется проект. Проекты могут быть, например, в области хореографии или изобразительного искусства, социальных отношений, естественно-научных практик, технического творчества, спорта или туризма.

Можно сказать, предметное содержание проекта или исследования связано со знаниями и умениями в какой-то конкретной области познания.

Метапредметное содержание образования и метапредметные образовательные результаты выражаются в освоении знаний и умений, связанных с управлением временем, другими ресурсами, в организации действий и взаимодействий.

Метапредметные результаты образования по своей сути управленческие.

Люди, которые успешно занимаются проектами, умеют самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы, контролировать и корректировать деятельность, использовать все ресурсы и условия для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Они могут выбирать успешные стратегии в различных ситуациях и способны взаимодействовать с другими людьми, эффективно разрешать конфликты.

Третий компонент содержания образования – личностный. Ребенок ставит цели, указывает на проблемы, говорит или пишет об актуальности того или иного действия на основе каких-то нравственных ценностей, ориентаций, позиций. Для достижения, защиты, утверждения этих ценностей он проявляет волю. Личностный компонент образования можно назвать воспитательным.

В проекте все это есть как в большом, системном, законченном и полезном деле. Во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара мы приняли идею о том, что системно-деятельностный подход в образовании детей и в повышении квалификации педагогов в полной мере реализуется именно в проектных практиках.

Предметное, метапредметное и личностное содержание программ:

– создает возможность взаимозачетов результатов школьного и дополнительного образования;

– обеспечивает успешность детей в школе, создает условия для профессионального самоопределения и предпрофессиональной подготовки;

– предоставляет ребенку возможности построения и реализации индивидуальной образовательной траектории;

– способствует проявлению и реализации гармоничной взаимосвязи дополнительного, общего и профессионального образования.

Роль педагога, создающего условия для проектной деятельности детей, – это роль тьютора, который по преимуществу обращает к ребенку вопросы, помогает ему найти и согласовать между собой ответы, ведущие к интересным и верным решениям.

Тьютор – наставник ребенка. Он помогает ему увидеть смыслы работы, ценности, которые она раскрывает и предоставляет самому автору проекта и людям, которым этот автор адресует проект.

Педагог-наставник в роли тьютора помогает ребенку наладить управление действиями. Тьютор в своей роли не может дать это своим воспитанникам в готовом виде.

Во Дворце творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара мы сформулировали гайды – вопросы интервью, которые педагог предлагает детям.

В начале работы над проектом, полагаясь на вопросы педагога, дети анализируют ситуацию, условия, формулируют и согласовывают цель проекта как образ желаемого будущего или как вопрос исследования. Так учебный материал программы становится полезным для достижения успеха в важном и интересном деле.

Затем наставник предлагает детям вопросы, помогающие им выстроить последовательность действий, согласовать задачи работы, обозначить ресурсы и то, как они будут использованы. Гайды вопросов мы разработали так, чтобы коллеги могли выбрать те, которые подходят для детей с учетом их возраста или направленности образовательной программы.

Следующий этап работы – организация деятельности – выполнение работ проекта. Здесь тьютор также наставляет детей не только тем, что демонстрирует и контролирует правильное выполнение технологических операций. Дети отвечают на вопросы о характере и последовательности действий, об ошибочных и правильных решениях.

Важный этап работы – итоговый контроль качества, оценка результатов, подготовка работы к представлению. Здесь также используются гайды, формулируются критерии экспертизы продуктов проектной деятельности.

Каждая из работ завершается не только концертом, выставкой, участием в конкурсе или соревновании. Педагог организует рефлексию, обращение к полученному опыту. Дети, а иногда и их родители, партнеры говорят не только о качестве проекта, но и о том, чему научились, о своих переживаниях. О тех новых для них результатах образования, которые дала им образовательная программа, о решенных проблемах, о благодарности людям, помогавшим в достижении целей.

Проектная деятельность в учреждении образования – мощный фактор развития кадрового потенциала учреждения. Появляются педагоги, которые становятся наставниками для своих коллег. Они умеют:

– ориентироваться в информационных потоках, критически оценивать и интерпретировать сведения из различных источников;

– использовать средства информационных и коммуникационных технологий, соблюдать требования эргономики, безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовые и этические нормы;

– формулировать и верно оценивать решения, выражающие целевую направленность и ценности образовательной организации;

– излагать суть процессов и явлений, грамотно использовать понятийный аппарат и образные средства иллюстрации того, что исследуют, создают или согласовывают;

– организовывать процессы и явления, управлять временем;

– определять и применять наиболее эффективные способы достижения результатов;

– использовать модели педагогического дизайна (ADDIE, SMART), SWOT-анализа, рефлексии;

– разрабатывать и представлять оригинальные идеи творческих работ, сопровождать проекты в качестве тьюторов;

– выполнять роль ответственных, объективных экспертов творческих работ детей и коллег;

– участвовать в профессиональных дискуссиях, в работе творческих групп и проектных команд «Гайдара».

Люди, имеющие такие компетенции, становятся участниками рабочих групп проектов «Гайдара», экспертами ежегодного конкурса Дворца творчества детей и молодежи имени «Проектный рейс», авторами инициатив и культурных образцов образовательных программ, проектных разработок, публикаций.

Алексей ПАВЛИЩЕВ, старший методист Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте