За свою столетнюю историю «Учительская газета» отразила немало событий и проблем, которые переживала наша страна. Одним из тяжелейших периодов оказались 40‑е годы прошлого века. На долю нашего народа выпало немало испытаний. Жители СССР их вынесли с честью. О том, как это удалось педагогам и школьникам, как стала развиваться система образования после войны, подробно рассказывала на своих страницах «Учительская газета».
Начало осени 1941 года. В номере «Учительской газеты» от 3 сентября можно найти заметки о том, как начинали учебный год в разных школах страны даже в страшный период начала Великой Отечественной войны. «Суровое военное время наложило на школьников свой отпечаток. Ребята словно повзрослели, стали гораздо дисциплинированнее. Заметно это и во время перемен, и на занятиях. В 5‑м классе «Б» урок истории. Внимательно слушают ученики рассказ учительницы Антонины Николаевны Сморыго. Она говорит о последних событиях, о войне советского народа с фашистской Германией… Затем говорили о том, как вести себя во время воздушной и химической тревоги, о бомбоубежищах и газоубежищах, об изучении правил противовоздушной и противохимической обороны», – из заметки А.Виноградова «Первые уроки».
Сороковые годы в истории «Учительской газеты», как и в истории страны, стали настоящим испытанием. Школьные занятия для многих учеников в 1941 году начались с опозданием. Несмотря на тяжелое время, учебный год школьники встретили и в 1942 году, даже в Ленинграде, хотя там детей оставалось меньше, немало школ было разбомблено или закрыто. Так, для учащихся 208‑й школы Куйбышевского района новый учебный год стартовал «в большой и уютной квартире жилого дома на набережной Мойки. Комнаты-классы тщательно прибраны, вымыты… Все это сделано руками самих учителей и школьников». Об этом рассказывала «Учительская газета» в номере от 3 сентября 1942 года.
Во время Великой Отечественной войны уроки проходили в самых разных помещениях. Это могли быть подвалы, жилые дома, бомбоубежища или катакомбы, даже землянки. В освобожденных районах педагоги и дети самостоятельно ремонтировали стены школ, которые были пробиты снарядами.
Война проходила красной нитью в тематике уроков. Ребятам тогда предлагались такие темы сочинений, как «Чем я помог фронту?», они решали математические задачи, где требовалось подсчитать количество танков и самолетов. В физике использовали примеры работы двигателей военной техники. В канун 1942‑1943 учебного года педагоги Федякинской школы в Рязанской области написали письмо фронтовикам-односельчанам. Его опубликовала «Учительская газета». В конце письма авторы написали: «Остановите врага! Очистите от него нашу землю. А о семьях своих знайте: всем поможем, чем нужно, вашим матерям, женам и сестрам, воспитаем, как того требует родина, ваших детей».
В школах страны организовывались акции помощи детям, отцы которых воевали на фронте. Инициатива Федякинской школы была поддержана. Так, в номере «Учительской газеты» от 3 сентября 1942 года можно прочитать: «Патриотическая инициатива учителей Федякинской школы, обязавшихся проявить особую заботу о детях фронтовиков, встретила горячий отклик среди учительства поселка Ленино Московской области. Коллектив 14‑й школы обязался в трехдневный срок привлечь всех классных руководителей и родительский актив для тщательного изучения бытовых условий детей фронтовиков. Прежде всего они должны выяснить, кто из ребят нуждается в обуви и одежде. Решено заключить договор с местными пошивочными и сапожными мастерскими, которые будут ремонтировать одежду и обувь детей фронтовиков вне очереди. Оплата будет производиться из социального фонда, в который отчислены суммы, причитающиеся учителям за произведенный ими ремонт школы. Для этой же цели привлекаются и средства общественности».
В Колонном зале Дома союзов осенью 1942 года прошел антифашистский митинг учителей. Тогда педагог 105‑й ленинградской школы Валентина Федоровна Любова рассказала, что ни один ребенок, у кого погибли родители, не почувствовал себя сиротой благодаря учителям, которые совершали дворовые обходы, на своих руках ослабевших ребят доставляли к врачам: «Я помню, как два мальчика, двое братишек из 1‑го и 2‑го классов, рано утром пришли в школу и заявили мне: «Сегодня разбомбили наш дом. Мама погибла под развалинами, папа – на фронте. Не отправляйте нас из школы, будьте нашей мамой». Мы организовывали детские дома, шили детям белье и теплое платье, мыли их, готовили им пищу…»
Учителя не только работали с ребятами, но и воевали с врагом на оккупированных территориях. Нередко они отдавали собственные жизни. «Учительская газета» неизменно рассказывала об их подвигах. Так, в номере от 11 октября 1941 года говорится о педагоге Нине Ивановне Криворучко. Она взорвала дом, где находились немецкие офицеры.
Ушедшие воевать с врагом со школьной скамьи юноши и девушки писали письма своим учителям. «Вы, наверное, меня давно уже позабыли: таких, как я, вы воспитали сотни, а может быть, тысячи. Но я вас забыть не могу» – так написал выпускник Средне-Ахтубинской школы В.Григорьев своему бывшему учителю Андрею Сергеевичу Балдину. Газета нередко публиковала письма, так она становилась связным между школой и фронтом.
Куйбышевские учителя в январе 1942 года предложили построить танковую колонну «Народный учитель». «Учительская газета» сразу поддержала инициативу. «Учителя и учительницы! Нашу танковую колонну «Народный учитель» должны строить все школы, все педагоги! Подхватывайте почин куйбышевцев!» – призывала газета 11 февраля 1942 года.
И спустя полгода танковую колонну передали Красной армии. Всю первую полосу педагогического издания от 23 июля посвятили именно этому событию.
«На зеленой поляне выстроился грозный отряд танков. «Смерть немецким оккупантам!» – начертано на машинах. «Смерть немецким оккупантам!» – говорили глаза людей, уходящих на фронт… Все тесно окружили командира танка Ивана Выборнова. Да, он педагог. Он заведовал начальной школой в селе Владимировка Сталинградской области. А теперь поведет танк в бой против немецких захватчиков. И танк построен на средства учителей, и командир танка – учитель… «Люблю я эту работу… Ребят люблю, – тихо говорит Иван Выборнов. – Ничего, после войны снова буду их учить… А сейчас, сейчас пойдем немцев проучивать!» – написано в репортаже «Танки уходят на фронт». Иван Выборнов мечтал вернуться в школу по окончании войны. Мечте не суждено было сбыться, о его гибели в редакцию пришло письмо от старшего политрука М.Кочура. Его письмом открывается номер от 10 сентября 1942 года.
В сентябре 1943 года «Учительская газета» публиковала письма учителей-фронтовиков педагогам. Так, учитель Мурафу писал: «Но вот уже второй год я на фронте. Сейчас, когда в школах нашей страны начинается новый учебный год, я мысленно переношусь к вам, дорогие друзья… Я хочу рассказать несколько фактов. В кабардинском селении Алтуд немцы сожгли здание средней школы и запертых там пленных красноармейцев. Директора школы злодеи расстреляли, а труп его бросили в колодец. В тех краях, где я побывал, я насчитал 319 школ, разрушенных фашистскими извергами! Дорогие товарищи, вы не делаете бомб, снарядов, танков и минометов, но ваша работа не менее нужна и почетна. Вы воспитываете детей…»
В номере от 13 декабря 1944 года опубликовано письмо В.Григорьева, секретаря Куриловского района ВКР(б), «О нашей учительнице», рассказывающее о патриотичном поступке педагога А.У.Морозовой. Она первой внесла 20 тысяч рублей на постройку боевого самолета, а также обратилась к коллегам с предложением подарить летчикам-истребителям самолет, построенный на средства учителей.
По окончании войны в номере «Учительской газеты» от 10 мая 1945 года В.Клюшников, автор статьи «Играйте же, дети, растите на воле…», так передал атмосферу радости и освобождения: «Казалось, за одну ночь от счастья у стариков как будто разгладились морщины, как будто еще красивее и статнее стали юноши и девушки. Еще веселее, еще милее стали наши дети, которым суждено познать всю меру человеческого счастья».
В годы Великой Отечественной войны немало педагогов сменили классные журналы на оружие. Почти каждый номер газеты того времени рассказывал об их мужестве и отваге. Ознакомиться с этими материалами сегодня можно на портале Президентской библиотеки, где в свободном доступе размещены номера «Учительской газеты» за 1941‑1945 годы.
С Победой наступил долгожданный мир. Казалось, что теперь детей непременно ждет светлое будущее. И уже к концу 40‑х годов в газете снова активно обсуждают педагогические проблемы, например, связанные с образовательным процессом. Так, в одном из выпусков 1948 года идет речь о запрете «неправильной и вредной практики оценки работы школы и учителя на основе средних процентов успеваемости учащихся».
В газете от 18 ноября 1948 года рассказывается о совещании, итоги которого освещались в нескольких номерах. В статье «Школьный комсомол – помощник учителя» сообщается: «Ленинградский городской комитет ВЛКСМ и редакция «Учительской газеты» провели совещание группы учителей, директоров школ и комсомольских работников. Были приглашены также представители педагогических вузов, областного Дома учителя и Дворца пионеров. Участники совещания поделились опытом совестной работы учителей и школьных комсомольских организаций, высказали свои мысли, замечания и предложения, направленные на улучшение комсомольской работы в школе».
Текст написан по материалам Президентской библиотеки, на сайте которой размещены отсканированные выпуски «Учительской газеты». Это стало возможно благодаря сотрудничеству, направленному на сохранение исторического, культурного и научного наследия России.
Комментарии