Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Раздвигая границы

Связь с живой природой не потеряна

Формируем экологическую культуру в новом формате
УГ - Москва, №39 от 29 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Сегодня, когда в школьном образовании идет активный поиск новых форм онлайн-обучения, очень важно не потерять связь с живой природой при переходе из реальной природной среды в цифровое образовательное пространство.

В период, когда выездные формы образовательной деятельности объективно невозможны, важно тем не менее поддержать и развивать мотивацию к экологической деятельности и туризму, формировать экологическую культуру обучающихся и их родителей. Впервые Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма создал и успешно развивает уникальную систему дистанционной работы, которая включает два научно-популярных направления – «Эколекторий» и «Eduвпоход». Это проекты дополнительного образования на основе дистанционных технологий и электронного обучения, доступные всем школьникам Москвы и страны в целом.

Поистине прав великий Леонардо да Винчи, который утверждал, что «природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться…»! Особенность наших новых проектов в том, что они обеспечивают полноценное непрерывное экологическое образование в цикле мастер-классов и конференций по исследовательской и проектной деятельности, интерактивных презентаций и виртуальных экскурсий, вебинаров и мероприятий «Экосуббот московского школьника». Это не только дает ученикам общие представления о современной экологии как мировоззренческой и междисциплинарной науке, но и позволяет готовиться к экологическим проектам, конкурсам и олимпиадам, обмениваться опытом в области научно-исследовательской деятельности, подготовиться к экзаменам и просто освоить новую область. На площадке можно задавать вопросы в чате или попросить подключить микрофон, чтобы пообщаться с участниками мероприятий и ведущими специалистами. Полученные знания и компетенции также помогут старшеклассникам в выборе профессии.

Что же такое виртуальные экскурсии по природной среде?
Это демонстрация природных объектов в естественных (полевых) условиях, обучение элементам экологического мониторинга, методикам исследования, а также мастер-классы по исследовательской деятельности (обучение методам полевых эколого-биологических наблюдений и дальнейшей камеральной обработке данных). Увлекательные и познавательные занятия проводят ведущие специалисты – экологи и биологи, ученые, представители общественных организаций по различным направлениям современного экологического знания, исследований и практики охраны природы. Наши специалисты создали банк уникальных видеозаданий из природной среды. Например, после просмотра видео необходимо указать название растения, тип леса или определить вид животного, образ жизни, место обитания, статус на территории Москвы.

Онлайн-проект «Эколекторий»
Это уникальная площадка для дискуссий по экологическим проблемам современности и презентации эффективных природоохранных практик и проектов школьников. Тематика проекта охватывает актуальные социально-экологические проблемы, экологию городской среды, экологические аспекты жизнедеятельности организмов, популяций и природных сообществ. Так, например, ребята могут узнать, почему от Антарктиды откололся айсберг весом 315 млрд тонн и какие могут быть последствия, как устроена жизнь социальных насекомых, что такое трофоплаксис у муравьев и как осуществляется передача пищи и информации, какие существуют самые необычные птицы мира, жили ли гигантские динозавры в Подмосковье и так далее.

Онлайн-проект «Eduвпоход»
Проект позволяет подготовиться школьникам к будущим походам, экспедициям и туристским соревнованиям, не выходя из дома. Цикл видеозанятий и онлайн-сопровождение каждого ученика обучают основам туристского мастерства. Например, безопасность в туристском походе, подготовка к походу, основы спортивного туризма для начинающих, особенности личного снаряжения, правильная укладка рюкзака, индивидуальная страховочная система, работа с личным техническим снаряжением, технический прием «спуск в связке», преодоление навесной переправы, костер, разведение огня в походе, основы ориентирования на местности, техники спортивного туризма, снаряжение в туристском походе. Но самое главное – этот проект мотивирует ребят на продолжение занятий по туристско-краеведческим программам, поддерживает их интерес к туризму в условиях, когда выезды и походы объективно невозможны. Школьники учатся основным техническим элементам спортивного туризма, узнают, как правильно выбирать и оптимизировать личное снаряжение, а еще могут пройти уникальную программу упражнений по развитию моторики в спортивном туризме.

Комплексный проект МДЮЦ ЭКТ включает 20 тематических направлений в области общей и социальной экологии, спортивного и походно-экспедиционного туризма для учащихся 8-17 лет. К настоящему времени отмечено свыше 20 тысяч подключений пользователей к данным проектам. Кроме того, в нашем учреждении организованы занятия для учащихся в 200 детских объединениях по программам естественно-научной и туристско-краеведческой направленности с использованием дистанционных технологий и электронных форм обучения. Они рассчитаны для более чем 5 тысяч обучающихся. На них можно записаться на портале mos.ru.

Каждый день в нашем центре в режиме онлайн проводятся интересные и познавательные мероприятия. Это не только интерактивные лекции, но и практикумы, мастер-классы, игры, квизы, викторины, экотренинги, мини-рогейны и даже экосубботники. Все занятия проводятся по нескольким направлениям: естественные науки, экология, палеонтология, генетика; история, культура и искусство; история и патриотическое воспитание. В первом направлении мы предлагаем такие темы: «Экологический след. Оцениваем качество воздуха в городе по листьям древесных растений»; «Утилизация и переработка батареек, люминесцентных ламп»; «Как сделать пришкольный питомник»; «Гигантские динозавры в Подмосковье»; «Как тяжелые металлы влияют на биомолекулы»; «О генетике от генетика»; «Земноводные и пресмыкающиеся Москвы и Московской области»; «Эколайфхаки»; «Как оценить качество воды в городском водоеме». Циклы «Усадебное ожерелье Москвы», «Археология Москвы» составляют содержание второго направления. История и патриотическое воспитание предполагают интеллектуальную краеведческую квиз-игру, приуроченную к 873‑й годовщине со дня основания города Москвы; цикл лекций о первооткрывателях и мореплавателях; цикл лекций, посвященных подготовке к Московскому городскому конкурсу исследовательских краеведческих работ «Отечество».

Информация о наших занятиях ежедневно обновляется на портале «ДОМ онлайн» (ресурс «Дополнительное образование Москвы онлайн»).

Дмитрий МОРГУН, директор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма, кандидат биологических наук, кандидат философских наук


Комментарии

Будете ли вы использовать в работе “образовательный интернет”, созданный Минпросвещения?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt