29 сентября исполнилось 225 лет со дня рождения поэта, общественного деятеля, одного из руководителей декабрьского восстания 1825 года Кондратия Федоровича Рылеева.
В наше непростое время мы часто слышим упреки в адрес литераторов, которые активно участвуют в политическом процессе, поддерживают различные политические движения и даже создают свои партии. Зачем, мол, они пытаются влиять на реальную жизнь, когда их дело в лучшем случае скрупулезно описывать эту самую жизнь, в худшем – развлекать потребителей литературного контента. Мы стали забывать, что одним из главных факторов, определивших политическую обстановку в России двадцатых – тридцатых годов XIX века, а в конечном итоге ход исторических событий как XIX, так и XX века, была именно литература.
Именно романтизм как целостная система, одна из основных составляющих которой мощная гражданская направленность, стал силой, которая обусловила кардинальный поворот в развитии Российского государства. Восстание декабристов сделалось возможным не только из-за странного взаимодействия верхов и низов, хотя такая подоплека, естественно, имела место, но и потому что в «воздушном замке» поэзии, в литературном царстве романтизма такая, казалось бы, эфемерная фигура, как поэт, литератор, оказалась движущей силой, повлиявшей как на сознательность дворянского сословия, так и на активность народных масс.
Одним из рыцарей романтизма, перевернувших ход истории, был молодой русский дворянин, воспитанник Петербургского кадетского корпуса, солдат империи, в звании кадета принимавший участие в Отечественной войне 1812 года и в Заграничном походе русской армии 1813-1814 годов.
Выйдя в отставку в 1820 году, Кондратий Рылеев служил заседателем Петербургской уголовной палаты, а затем правителем канцелярии Российско-американской компании, крупным акционером которой он также являлся. В 1823 году он стал участником Северного тайного общества, в дальнейшем возглавив его наиболее радикальное крыло. Поэтический дар Рылеев с ранних лет подчинил гражданскому чувству.
Любовь никак нейдет на ум,
Увы, моя отчизна страждет;
Душа в волненьи тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.
(«Я не хочу любви твоей…»)
Неотъемлемой составляющей целостной системы романтизма являлся, как ни странно, «романтический национализм», в основе которого лежал повышенный интерес романтиков к порабощенным народам, вспомним хотя бы Байрона и его сочувствие борьбе греческого народа. Кондратий Рылеев также не избежал этой участи и, прожив три года на Украине, полностью погрузился в южную романтику, впоследствии создав целый цикл произведений, которые он назвал «Думы». Центральными персонажами этих «Дум» были древние киевские князья, народные вызволители, свободолюбивые гетманы, атаманы и самозванцы.
Национальное здесь ни в коем случае не было для поэта-романтика самоцелью. Лучше всего сущность национального в романтизме определил литературовед И.И.Замотин: «Культ индивидуальной личности привел романтиков к культу индивидуальной народности, а то и другое вместе приводило к культу того будущего идеального человечества, которое соединенными усилиями индивидуумов-людей и индивидуумов-народов создаст на земле универсальное царство истины, добра и красоты».
Напитавшись этой благой иллюзией, декабристы посвятили свои жизни освобождению порабощенного народа и построению нового, свободного общества.
Самое крупное произведение Кондратия Рылеева – поэма «Войнаровский» (1824) – было также написано на материале истории Украины ХVIII века и построено в виде исповеди Войнаровского, племянника гетмана Мазепы, после Полтавской битвы сосланного на поселение в Сибирь. И Мазепа, и его племянник Войнаровский предстают в поэме трагическими романтическими фигурами, но уже тогда увлеченность национальным романтизмом неизбежно сменяется сомнением и даже разочарованием. Вместе с героем поэмы Войнаровским автор чувствует ужасающую его самого двойственность в помыслах гетмана и, соответственно, терзается чудовищными сомнениями:
Не знаю я, хотел ли он
Спасти от бед народ Украйны
Иль в ней себе воздвигнуть трон, –
Мне гетман не раскрыл сей тайны.
(«Войнаровский»)
Духоподъемную мощь «Войнаровского» оценил и Пушкин, в письме Бестужеву он давал такую характеристику поэме: «Войнаровский» несравненно лучше всех его дум, слог Рылеева возмужал и становится истинно повествовательным, чего у нас почти еще нет».
Пламенные призывы к освобождению угнетенного народа, несомненное влияние на соратников по борьбе – все это в значительной степени поддержало решимость декабристов в проведении восстания, а сам Кондратий Рылеев до последнего вздоха остался верен освободительной идее и идеалам своего движения.
Как известно, поэт принял активное участие в подготовке и непосредственной организации восстания на Сенатской площади в декабре 1825 года, целью которого были упразднение самодержавия и отмена крепостного права. После подавления восстания его организаторы и участники были арестованы. Кондратий Рылеев был казнен через повешение в Петропавловской крепости 13 (25) июля 1826 года вместе с четырьмя другими руководителями Декабрьского восстания – П.И.Пестелем, С.И.Муравьевым-Апостолом, М.П.Бестужевым-Рюминым и П.Г.Каховским.
Можно неоднозначно относиться к стремлениям и чаяниям декабристов, но есть то, чего у них не отнять и что вызывает уважение при любом отношении к их действиям. Это несомненная искренность и решимость идти до конца. Собственно, этим и отличается настоящий революционер и гражданин от симулякра, порожденного пеной фальшивых революций. Если ты за правду, ты идешь до конца и благословляешь свой жребий.
Погибну я за край родной, –
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!
(«Наливайко»)
Елена МОРДОВИНА
Комментарии