search
main
0

Свои или чужие? Как сохранить национальную культуру

В Москве сегодня проживают несколько десятков тысяч уроженцев Дагестана: кумыки, лезгины, даргины, лакцы и другие представители народов, населяющих республику. Большинство из них хорошо устроились в столице, они имеют работу, жилье, их дети учатся в школах. Вот только одна проблема есть практически у всех: как сделать так, чтобы дети смогли выучить родной язык, узнали многое о культуре и истории народа, пели замечательные национальные песни, освоили зажигательные национальные танцы. Оказывается, это не так просто, хотя в Москве стараются создать для этого все возможные условия.

Второклассница Ислана Авкаева живет с родителями в подмосковных Химках, учится в новой гимназии №12, но каждые субботу и воскресенье ездит на занятия в московскую школу, что на Радиаторной улице у метро «Войковская», – там работает кружок по изучению дагестанского языка, танцев и песен. Конечно, родители Исланы хотели бы отдать ее в школу с дагестанским этнокомпонентом, но пока в Москве такой нет. Однако вопрос в одном: школы нет, потому что власти города ее не создают или потому что не проявляют должного интереса родители Исланы и других дагестанских детей?

Амиль Саркаров, член межнационального координационного совета при правительстве Москвы по образованию от Лезгинского благотворительного фонда, входящий в московскую национальную дагестанскую общину, считает, что во многом дело, во-первых, в неинформированности семей о тех возможностях, которые есть, а во-вторых, в том, что родители не всегда активны, когда речь идет о воспитании детей в духе национальных традиций и культуры. Амиль признается, что собрать всех дагестанцев, проживающих в Москве, трудно, тем более что нет такого большого помещения. В Московском доме национальностей, открытом специально для таких встреч, все поместиться не смогут. Ведь в столице реально проживают более 40 тысяч дагестанцев, и год от года их число растет. Поэтому приходится работать с разными возрастными категориями. Например, для детей в Северном округе Москвы есть центр «Намус». Молодежь имеет возможность познакомиться с национальными танцами под руководством замечательного хореографа, раньше танцевавшего в ансамбле «Лезгинка». Регулярно проходят танцевальные вечера «ДЕМ», в которых принимают активное участие молодые представители южной части Дагестана. В Москве уже создана ассоциация дагестанской молодежи, которая собирает два-три раза в год собрания дагестанского землячества. Недавно такое собрание было в зале гостиницы «Орленок». Помимо этого регулярно проходят концерты. «На все это народ приходит посмотреть, но все-таки нам важнее проводить мероприятия другого плана, когда человек может активно в них участвовать, – подчеркивает Амиль. – Мы должны думать о том, чтобы удовлетворить культурные запросы прежде всего тех, кто заинтересован в сохранении национальной культуры. Правительство Москвы предоставляет возможность всем национальным общинам, которые проживают в городе, удовлетворять свои культурно-образовательные потребности и запросы. Кто-то в этом смысле очень хорошо организован, имеет сразу несколько национальных школ, кто-то только-только ведет организационную работу в этом направлении. У нас пока только 120 человек обучаются в школе «Намус», и это, конечно, маловато. Самая главная задача у нас сегодня – это широко распространить среди москвичей-дагестанцев информацию об этом центре, рассказать о том, чем дети занимаются там, чему обучаются, какое развитие получают. Когда я звоню и приглашаю семьи на наши мероприятия, чаще всего меня спрашивают о концертах, люди хотят развлечений, а дело ведь не только в этом».

Дело в том, что взрослым интересно побывать на концертах, послушать народные песни, посмотреть народные танцы, они понимают, что это такое. Но вот их дети уже не знают языка, далеки от национальной культуры и истории, они родились и выросли в Москве. Задача наша теперь в том, чтобы старшее поколение задумалось над этими проблемами, привлекало своих детей к изучению родного языка, культуры. К сожалению, в «Намусе» представлены не все национальности Дагестана, например, не имеют своих языковых классов лезгины и кумыки. Это при том, что в Северном округе Москвы, где располагается «Намус», учатся 411 детей, в том числе 56 аварцев, 81 даргинец, 9 кумыков, 99 лезгинов, у которых нет своего языкового класса, хотя для его открытия достаточно иметь всего 6 человек.

Русско-дагестанский культурно-образовательный центр «Намус» имени Расула Гамзатова делает очень много для воспитания подрастающих москвичей-дагестанцев. Это учреждение дополнительного этнокультурного образования, где обучение детей начиная с 4-6 лет идет за счет городского бюджета. Директор центра Магомед-Расул Элович Гамзатов считает, что педагогический коллектив решает вместе с родителями очень сложную задачу приобщения детей к культурному наследию Дагестана в рамках образовательного процесса, воспитания настоящего патриота, гражданина мира. «Наш центр, – рассказывает Гамзатов, – прежде всего занимается воспитанием детей, передачей им знаний о традициях Республики Дагестан. В свободное от учебы в основных школах время наши дети приобщаются к духовным истокам своих родных народов. Главная цель «Намуса» – чтобы то, чему мы учим детей, помогало им жить и трудиться без всяких комплексов и препятствий в любом субъекте РФ. В центре дети изучают родной язык, родную литературу, родную историю, психологию народов Дагестана, психологию межнационального общения, музыку, танцы, песни народов Дагестана, прикладное искусство, изобразительное искусство. Очень важный предмет – риторика. Мы воспроизводим речь выдающихся деятелей культуры – артистов, поэтов, давая образцы классической речи на родном языке. Для нас основным классическим языком остается арабский язык, но дети его изучают в филологическом аспекте, то есть они узнают, что наши духовные истоки восходят к арабской культуре. Но понимая, что дети живут в русскоязычной среде, учатся в русских школах, мы изучаем также основы русской культуры».

Сегодня с детьми в «Намусе» работают 12 учителей, это люди образованные, знающие языки и народную культуру. Одна из таких педагогов – Сайбат Байрамалиевна Менгисанова. По образованию она преподаватель немецкого языка, но по собственному желанию стала педагогом этого дагестанского культурно-образовательного центра, понимая, как важна его работа. Именно Сайбат Байрамалиевна сегодня занимается формированием кумыкского класса, потому что владеет этим языком. До сих пор ей это не удавалось: «Когда я обзванивала кумыкские семьи, у родителей всегда находились более важные занятия для их детей: посещение бассейна, художественной студии, музыкальной школы и так далее, до «Намуса» они так и не дошли… – сокрушается Менгисанова. – Я хочу сказать, что Дагестан – благословение на всю оставшуюся жизнь, и мы должны передать это нашим детям. Я – мама двух мальчиков и двух девочек. Когда мой младший сын ведет себя некорректно по отношению к старшему брату, я начинаю объяснять, что он не прав. Младший спрашивает, почему, и я ему говорю: «Потому что он – старший!» «Ну и что?» – удивляется младший сын, и я ему говорю: «Все дело в том, что ты – дагестанец!» Но для него это не становится объяснением до тех пор, пока он не узнает обычаев наших народов. Ведь эти обычаи идут издалека, из истории, где есть объяснение всему. Мы должны знать свои обычаи, знакомить с ними наших детей. Поэтому мне бы хотелось, чтобы в национальном центре обучали детей истории и традициям. Моему старшему сыну 24 года, он хочет жениться, но самое первое требование, которое он предъявляет к будущей жене, – это знание ею родного языка, потому что мама занимается воспитанием детей, и, если она не будет знать национального языка, дети тоже будут говорить только на русском языке. Но где мой сын найдет такую невесту, если московские дагестанские девушки чаще всего языка не знают?! Сколько бы нас ни было в Москве – сорок или больше тысяч, мы должны объединяться, собираться, вместе водить наших детей в театры, в кино, на выставки, в музеи, чтобы они общались между собой, росли в этом общении и, взрослея, продолжали общаться. В дальнейшем именно общение поможет нам всем выжить в этом трудном и жестоком мире».

«Намус» – уникальное учебное заведение. Но вот детей в нем занимается явно меньше, чем могло бы быть. Это проблема, которую можно решить только с участием родителей. Парадоксально, но не всегда родители стремятся обучать детей в «Намусе», очевидно, не понимая, что разговор идет не только о том, чтобы изучить родной язык, но и о том, чтобы в процессе его изучения проходило формирование национального самосознания, самобытности. «Я по выходным хожу по рынкам. Подхожу к взрослым дагестанцам, возле которых стоят их дети-подростки, и говорю: «Зачем вы их тут держите, отпустите в центр, там они будут заниматься, изучать национальное культурное достояние», – рассказывает отец четырех детей Гаджи Магомедов, представитель даргинской общины, дочь которого Зумруд учится в «Намусе» и уже прекрасно поет национальные песни. – Однако редко отцы откликаются на мой призыв, они думают, что работа на рынке для ребенка важна как трудовое воспитание. Между тем, национальное воспитание – это то, что вызывает уважение к молодым людям, которые его получили, а у них самих формирует чувство собственного достоинства. Россия – родина 130 этносов, 60 из них живут на Северном Кавказе, в Дагестане – 30. Зная, что мы такая многонациональная республика, что мы – люди гор, воспитываясь в Москве, мы должны сохранить свою культуру, свои традиции, обычаи в натуральном виде. Дагестан всегда только положительно влиял на всю российскую политику, а Россия любила наши песни, танцы, мы дали ей много известных ученых, которые прославили страну. Все это нужно продолжать. Наши дети с отличием заканчивают русские школы, хорошо знают русскую культуру и историю, но русскими все равно не становятся, они по рождению дагестанцы. Зато они легко могут потерять свою этнокультуру, если не будут ее знать. А это значит, что они могут потерять свои корни. Наших детей мы должны приобщать не только к русской, европейской и американской культуре, но и к своей традиционной, кровной. Зная свою культуру, ребенок станет лучше, чище, с ним гораздо интересней будет общаться окружающим людям».

У Гаджи Магомедова четверо детей, они родились и живут в Москве. Каждый год они ездят к родственникам в село близ Махачкалы. Благодаря «Намусу» они знают родной язык, говорят на нем дома, поэтому, когда приезжают в Дагестан, проблем в общении с родственниками и сверстниками у них нет. Вот это, пожалуй, одна из самых главных побед «Намуса» – дети не чувствуют себя чужими на родине.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте