Двадцатый век называли веком электроники, космоса. ХХI должен стать веком Человека, а для этого необходимо, чтобы “образование было направлено к полному развитию человеческой личности и основным свободам”.
Cовременное международное право по соблюдению прав человека начало формироваться сразу же после второй мировой войны. В значительной степени это был ответ международного сообщества на зверства и массовые нарушения этих прав во время второй мировой войны. Устав ООН, подписанный в Сан-Франциско 26 июня 1945 года, является первым международным договором, в котором прямо указано, что одной из целей Организации Объединенных Наций является поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Постепенно ООН расширила сферу своей компетенции в области прав человека, учредив специальные органы для рассмотрения различных аспектов прав человека и приступив к разработке правовых норм и стандартов для их защиты.
Безусловно, наиболее известным международным документом, посвященным правам человека и основным свободам, является Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН на ее третьей сессии в Париже 10 декабря 1948 года. Принятие этого документа в тех исторических условиях зарождавшейся холодной войны можно рассматривать как триумф, объединивший различные и даже конфронтационные политические режимы, примиривший философские и религиозные системы и культурные традиции. Чтобы осознать накал страстей на той сессии Генассамблеи, достаточно привести одну цифру – голосование в ходе заключительного анализа текста проводилось более 1400 раз – практически по каждому слову и каждому предложению. Несмотря на это, Всеобщая декларация не стала “наименьшим общим знаменателем”. Наоборот, ее более чем 50-летняя история подтвердила универсальный характер этого документа, а простой, лаконичный и, главное, понятный язык Всеобщей декларации является еще одним доказательством правоты ставшей расхожей фразы “все гениальное просто”.
Основываясь на положениях Всеобщей декларации, в рамках ООН были приняты два международных пакта о правах человека (один – об экономических, социальных и культурных правах, а другой – о гражданских и политических правах), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток, Конвенция о правах ребенка; всего более 25 договоров обязательного характера, не считая тех документов, которые принято рассматривать в качестве рекомендаций.
Однако одного лишь свода норм недостаточно для полноценного уважения прав человека. Без знания и понимания своих прав представителями всех слоев общества не может быть эффективного механизма их защиты.
С самого начала становления свода международных норм и стандартов, направленных на укрепление режима защиты прав и свобод человека, международное сообщество придавало важное значение вопросам просвещения и образования по правам человека. Во многих международно-правовых документах, начиная со Всеобщей декларации прав человека и международных пактов о правах человека, в той или иной форме закреплено право индивида получать информацию и знания о своих правах и основных свободах.
В Итоговой декларации и Программе действий Всемирной конференции по правам человека, проходившей в Вене в 1993 году, было признано, что “… обучение, подготовка кадров и информирование общественности по вопросам прав человека являются существенно важными для поощрения и установления стабильных и гармоничных отношений между общинами и укрепления взаимопонимания, терпимости и мира”. Всемирная конференция призвала все государства и учреждения включать вопросы прав человека, гуманитарного права, демократии и законности в учебные программы всех учебных заведений.
По рекомендации этого глобального форума Генеральная Ассамблея ООН провозгласила в резолюции 49/184 от 23 декабря 1994 года Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций (1995-2004 годы) и одобрила План действий на десятилетие. Этот План преследует пять целей: оценка потребностей и разработка эффективных стратегий на всех уровнях образования и обучения; разработка и укрепление программ образования в области прав человека на всех уровнях; координация разработки учебных материалов; укрепление роли средств массовой информации в деле поощрения образования по правам человека; распространение текста Всеобщей декларации прав человека в глобальном масштабе.
План действий десятилетия получил свое развитие и конкретизацию в Руководящих принципах, касающихся национальных планов действий по образованию в области прав человека, которые были разработаны в помощь государствам Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека.
План действий десятилетия и Руководящие принципы являются основным подспорьем государств для разработки национальных документов по образованию в области прав человека. По мнению Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, такие планы должны вписываться в национальные планы развития и дополнять другие, ранее разработанные национальные планы действий (программы, концепции и т.д.), например, общие планы действий в области прав человека или планы, касающиеся женщин, детей, меньшинств, коренного населения и т.п.
В прошлом году Верховный комиссар ООН по правам человека представила доклад 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН о среднесрочной оценке 10-летия. В докладе была проанализирована информация о прогрессе, достигнутом за первые 5 лет на национальном, региональном и международном уровнях. Один из основных выводов доклада заключается в том, что, хотя провозглашение 10-летия и стимулировало ответные действия правительств, совершенно ясно, что многое в сфере образования по правам человека еще предстоит сделать.
Большое внимание вопросам образования и информированности по правам человека придают так называемые договорные органы по правам человека, созданные в соответствии с многосторонними международно-правовыми договорами. Государства обязаны предоставлять информацию и о том, как проходит образование по правам человека.
Прямое обязательство государств на этот счет содержится в статье 15 Декларации, которая гласит: “Государство несет ответственность за поощрение и содействие преподаванию прав человека и основных свобод на всех уровнях образования и за обеспечение включения всеми лицами, ответственными за подготовку юристов, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих, в свои программы соответствующих элементов преподавания прав человека”.
С тем чтобы стимулировать процессы в этой сфере в нашей стране, Министерство иностранных дел РФ подписало с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека “Проект развития образования в области прав человека”. Он рассчитан на трехгодичный период и предполагает осуществление 13 конкретных проектов, направленных на укрепление национального потенциала России в области обучения и образования по правам человека. Главная цель Проекта – заложить основы своего рода образовательной сети по правам человека, которая могла бы в перспективе развиться в комплексную систему образования и просвещения в этой сфере, в том числе через подготовку специалистов для общеобразовательной и высшей школы. Проект ориентирован также на расширение доступа населения к информации о правах и свободах личности, соответствующих международных механизмов их защиты.
Этот Проект будет способствовать реальному осуществлению на практике одного из положений Всеобщей декларации прав человека о том, что “образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности, к увеличению уважения к правам человека и основным свободам”.
Сергей НЕКРАСОВ,
кандидат юридических наук
Москва
Комментарии