search
Топ 10

Свобода директора – это и его ответственность

​Елена КОЗЫРЕВА, директор школы №1601: – С 1 марта 2011 года наш Центр образования включился в апробацию новой системы оплаты труда. Какие задачи мы ставили? Прежде всего отработать на административной команде те механизмы, которые затем будем реализовывать во всем трудовом коллективе, провести оптимизацию штатного расписания, проведя экономический анализ той ситуации, которая сложилась в нашем образовательном учреждении (в первую очередь анализ бюджета, который был определен на финансирование работы административной команды, младшего обслуживающего персонала, педагогических работников, реализующих основной педагогический процесс, и иных педагогических работников). В результате административная команда претерпела изменения – на 30 процентов административных работников в нашем образовательном учреждении стало меньше.

Соответственно мы пришли к выводу, что пилотный проект по модернизации общего образования – это не только образовательный, но и социально-образовательный проект. Вообще должна заметить, что история нашего участия в пилотном проекте значительно короче, чем предыстория, поскольку в течение двух лет мы отрабатывали критерии оценки качества труда всех категорий работников образовательного учреждения. Безусловно, проект направлен на повышение качества образования, на повышение качества жизни всех участников образовательного процесса. В первую очередь это касается педагогических работников, но буквально два года назад мы совместно с профсоюзной организацией отрабатывали такие же критерии оценки качества труда всех категорий работников образовательного учреждения. В этот процесс был включен каждый участник нашего коллектива. Критерии мы неоднократно разрабатывали, пересматривали, уточняли, на каждом заседании управляющего совета вносили коррективы. Теперь подведение итогов уже происходит с учетом внесенных изменений. У нас есть помимо критериев положения о системе оплаты труда в образовательном учреждении и о стимулировании работников, причем всех категорий. Мы подводим итоги работы всех сотрудников в течение месяца, ответственные лица представляют их на заседании комиссии по оценке качества труда всех работников, по решению такой комиссии результаты представляют руководителю, а руководитель – управляющему совету. Уже два года назад было заметно, кто из учителей достаточно динамичен и готов к перестройке своего сознания, кому это сделать сложнее. Но ни одному педагогу не было предложено переориентироваться и покинуть образовательные учреждения. Нехватки в кадрах у нас точно нет. А желающие работать у нас точно есть. Для нас это принципиально, потому что мы исходим из того, что трудовой коллектив – определенная группа, объединенная общими целями. То есть исходя из социально-психологической основы пилотного проекта, которую мы провозглашаем, мы видим ценность трудового коллектива в том, что это коллектив, обладающий ценностно-ориентационным единством. Ценностью для всего коллектива должно быть повышение качества образования, повышение качества жизни учеников и педагогических работников. В этом смысле пилотный проект, с нашей точки зрения (с нами солидарны другие учреждения, педагогические работники), имеет социально-образовательную сущность. Сегодня СМИ почему-то говорят, что руководитель непременно волюнтаристски распределяет премии и стимулирующие надбавки, а вот управляющий совет уже точно не ошибется и сделает все точно и качественно. Но есть ответственность каждого участника образовательного процесса, каждого, кто участвует в оценке качества труда. В этом смысле от того, как работает каждое ответственное лицо, члены комиссии по оценке качества труда, зависит, как к этому отнесется управляющий совет. Реальная средняя заработная плата в школе с учетом перехода на новую систему повысилась существенно. До введения новой системы оплаты труда она у нас была 47 тысяч рублей. В ноябре мы подвели итоги, и она была равна 70 тысячам рублей, дальше она будет расти. Ольга МОРОЗОВА, директор школы №1305:- Мы были в первом пилоте, и у нас было больше времени, чтобы изучить все материалы и организовать внедрение НСОТ. Я бы не стала называть ее экспериментом, потому что плавно переходили на новую систему. Сейчас мы проводим стажировочные площадки для директоров других пилотных потоков и ориентируем их тоже так: это не проба, а плавный переход на новую систему оплаты труда.  Мы много лет говорили о том, что школам надо переходить на самостоятельный баланс. Сегодня можно сказать, что этот переход становится необходимым, объяснимым и востребованным. Но к нему нужно определенным образом подготовиться, потому что это будет массовый выход на такую экономическую самостоятельность. Что касается новой системы оплаты труда, то я бы сказала так: система расчета базовой части оплаты труда вызывает много волнений в тех коллективах и у тех руководителей, у которых нет четкого понимания этой структуры, этой системы. Как только руководитель в этом разбирается, появляется уверенность, понимание того, что это ресурс, который нужно использовать. Нужно затем, чтобы эту систему поняли в коллективе, поддержал профсоюзный комитет. Конечно, 12-18 заместителей директора в школах – это ненормально, ничем не объяснимо, их количество должно уменьшаться. Но, с одной стороны, мы вынуждены сохранять должность заместителя по безопасности, не меняя его на должность «педагог-организатор ОБЖ», а с другой – заместители по воспитательной работе переходят в статус педагогов-организаторов, но эта должность не предполагает сохранения стажа, получения льготной пенсии по выслуге лет, если нет педагогической ставки. Да, то есть заместителю достаточно 6 часов и сохраняется льготная пенсия, а у педагогов-организаторов этого нет. Первое, что делают нынче директора, говорят о том, что заместителями по воспитательной работе и организаторами будут люди, у которых уже выработан этот самый льготный стаж, то есть те, кому за 50 лет и больше, и мы не увидим притока молодых, энергичных, современных уже педагогов, которые могут действительно повести воспитательную работу в новых условиях, в новых формах. Мы знаем, что было Типовое штатное расписание, где должность педагога-организатора и заместителя по воспитательной работе зависела от количества часов, но 12 лет назад в Москве было принято по этому поводу специальное решение о том, что все школы, независимо от количества классов-комплектов, должны вводить должность заместителя по воспитательной работе. Сейчас мы говорим о необходимости активизировать воспитательную работу, это абсолютно правильно, но нужно подумать о том, какие мы создаем для этого ресурсы. У меня очень большой стаж директорской работы – 26 лет, но для меня было новым создание профессионального сообщества директоров, к этому нас подтолкнула работа над внедрением пилотного проекта и всех новых механизмов. Я увидела, что директора объединяются, обмениваются мнениями, что это мощный, хороший потенциал для разработки каких-то предложений и конкретных рамочных документов, которые так нужны сейчас при введении новой системы. Екатерина ДЕМИДЕНКО, директор гимназии №1567: – Больше всего нас привлекает, что новая система оплаты труда – часть инструмента модернизации образования и оценки по результатам. До введения новой системы оплаты труда мы были успешной школой. Что же нас привлекает в этом случае в новой системе оплаты труда? Прежде всего то, что мы можем стимулировать работу педагогов за то, за что раньше не стимулировали, например, за мотивацию детей, за профессиональный рост помимо успешности учащихся, за наставничество, у нас в школе 30% педагогического состава – выпускники нашей гимназии. Но мы очень боимся, что процесс взаимодействия ученика и учителя, такой взаимообогащающей их деятельности, превратится в рейтинговую холодную систему. Нам очень нравится самостоятельность школы в распределении финансовых средств, в том числе не только на зарплату, что методики, которые даны, имеют рекомендательный характер. Но, с другой стороны, возникает проблема: наверное, школьную администрацию должны сопровождать юристы и экономисты, для того чтобы ее деятельность была более результативной. Нас привлекает рост заработной платы, хотя мы понимаем все сложности и трудности по оптимизации штатного расписания, по сокращению учительского контингента, по изменению учебного плана, по делению на группы. Это все, конечно, опасно, и мы стараемся этого избегать. Что нас очень волнует? У нашей гимназии изменился норматив, он стал немножко меньше. Мы очень благодарны московскому правительству и Департаменту образования за оценку по результатам и за полученный грант, за 86-й приказ, в котором сказано, что наше финансирование не будет снижено в ближайший год. Но некоторая обеспокоенность коллектива в связи с будущим все же остается, хотелось бы, чтобы мы не потеряли то, что нами уже достигнуто.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте