Литература играет большую роль в жизни человека. Без нее не было бы ни искусства, ни духовности, ни технологического прогресса, так как письменность является основным средством передачи информации из поколения в поколение. Как показала история, невозможно через века передать какой-либо опыт, не запечатлев его на бумаге. Литература расширяет кругозор человека, знакомит его с другими народами и культурами, позволяет увидеть, как жили предки, как страна, в которой они живут, стала тем, чем она является сегодня.
В становлении личности ребенка важным аспектом является художественная литература, недаром в школьной программе ей уделяется большое внимание. В художественных произведениях поднимаются проблемы морали, духовности и нравственности, которые виртуозной рукой автора ложатся на различные ветви повествования: истории про любовь, семейные взаимоотношения, темы дружбы, добра и зла.
При грамотном и планомерном прочтении произведений у юного читателя развивается критическое мышление, столь необходимое для правильного понимания действительности, ведь в жизни так важно уметь отличать правду от лжи, истинную смелость от ничего не стоящей бравады, настоящую любовь от мимолетных инфантильных эмоций. Ребенок погружается в мир литературных героев, анализирует их слова и поступки, переживает весь спектр чувств, с которыми, возможно, в своей жизни никогда не сталкивался и не столкнется. Читая, к примеру, роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, подростки задумываются о том, к чему могут привести необдуманные идеи человека.
Автор подводит нас к мысли о том, что, несмотря на существующие проблемы, человеку важно сохранять светлые чувства в душе, относиться с добром, состраданием к другим людям. В романе ярко выражена позиция, что победа зла над добром приведет к смерти человечества и что только через развитие духовности можно уйти от порочных черт человеческой натуры. Эта мысль становится близка ребятам. «Я считаю, что Достоевский хочет донести до нас мысль, что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков» – из сочинения Александра В.
Через книги про Великую Отечественную войну ребенок может понять весь ее ужас. Так, в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» главный герой, потеряв своих близких и товарищей, нашел в себе силы и мужество для продолжения борьбы за свободу своей Родины. «Произведение «Судьба человека» – это рассказ, который учит нас, что даже в самые тяжелые, горестные минуты нельзя опускать руки, нужно бороться, невзирая ни на что. Жизнь – великий дар, и нужно его ценить» – из сочинения Елизаветы Л.
В рамках проведения патриотической акции, посвященной дню полного снятия блокады Ленинграда, наши ученики смогли стать участниками творческого кластера. Во время его проведения звучала музыка военных лет, а старшеклассники читали стихи известных поэтов о войне (О.Берггольц, К.Симонова). Они смогли передать чувства, воплощенные в этих произведениях. Патриотизм, героизм, преданность. Равнодушных не было.
Таким образом, литература, в частности художественная, оказывает существенное влияние на мировоззрение и развитие подрастающего поколения, дает ценные жизненные советы.
Ольга ХАРИТОНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля
Комментарии