search
main
0

Светлана Видакас: Принципы эффективного онлайн-взаимодействия, сохраняющие время педагога

Сегодня наше общество и деловая жизнь в высшей степени цифровизованы: онлайн-календари и планеры, рабочие чаты и сервисы для совместной работы, чат-боты и голосовые помощники, социальные сети и продающие страницы. Безусловно, все эти цифровые инструменты были созданы для того, чтобы упростить и облегчить нашу жизнь, а главное, сэкономить самый ценный ресурс современности – время. 

С развитием сети интернет такие понятия, как круглосуточная доступность, безграничная свобода и открытость всему миру, стали для нас обыденными. И если в реальной жизни у каждого человека есть личные границы и внутренние нормы, то в виртуальном мире они зачастую стираются. При этом все наши действия в онлайн-пространстве так или иначе формируют нашу цифровую репутацию и оставляют наш уникальный цифровой след. И если несколько лет назад вполне можно было сказать, что вас эта тема не касается, то сегодня общение между учителем, учеником и родителями уже не ограничивается пределами класса и школы, а переходит в онлайн.

Помимо организации виртуального взаимодействия и получения оперативной обратной связи, интернет предоставляет педагогу возможность транслировать свой опыт в «прямом эфире» посредством личных блогов и сетевой активности. Блоги бывают разных типов, а их популярность неуклонно растет. При этом современные учителя-блогеры могут быть настолько открытыми, что делятся своими личными проблемами, обсуждают решения администрации и порой реакции учеников и их родителей.

Размытие личных границ в виртуальном мире происходит медленно, а потому незаметно для человека. Мы часто можем наблюдать в информационном пространстве случаи, когда, например, неосторожно высказанное мнение, вопреки ожиданию автора, оборачивается для него крупным скандалом.

Подобное происходит из-за того, что мало кто в принципе задумывается над тем, как сделать общение в виртуальном мире эффективным, корректным, не нарушающим нормы и чужие границы.

На первый взгляд может показаться, что корректность и соблюдение норм — это что-то само собой разумеющееся.  Однако важно понимать, что у каждого человека свой опыт и свое видение. Так, некоторые люди могут позволить себе отправить вам сообщение в мессенджере посреди ночи, а если вы обратите их внимание на слишком поздний час, то в ответ можете получить неоднозначный смайлик и рекомендацию отключать уведомления чатов перед сном. В онлайн реальности прекрасно существуют и те, кто общается на языке сокращений, эмоджи и открыток, и те, кто предпочитает взаимодействовать исключительно посредством электронной почты и не приемлет неформальный тон общения. А учителю важно с каждым найти свой общий язык.

Педагог – особая профессия, у педагога особая роль в обществе – воспитать и научить. За педагогами следят гораздо пристальнее, чем за представителями любых других профессий, а необдуманные поступки в сети, могут быть встречены общественным порицанием. Но это вовсе не означает, что педагогам не место в онлайн-пространстве. В виртуальной жизни, как и в реальной, есть свои тонкости и нюансы, учитывая которые учитель сможет быть виртуально активным, при этом четко знающим границы дозволенного.

В основе интернет-коммуникации лежат принципы виртуального мира. Подробнее рассмотрим каждый из них:

Принцип первый. Обратная субординация

В реальной жизни мы привыкли, что учитель обращается к ученику. В виртуальной же все ровно наоборот. Учителю не стоит первому добавлять ученика в друзья в социальных сетях. Данное действие может быть воспринято учеником как нарушение личных границ. При обратном случае, когда сам ученик предлагает педагогу дружбу в социальных сетях, важно обозначить собственные границы и определиться насчет онлайн-дружбы с учениками. Главное помнить, что данное решение и принятые правила должны в равной степени касаться всех ваших учеников.

Принцип второй. Экономия ресурсов и времени другого

Общаясь онлайн, важно помнить, что виртуальная коммуникация не учитывает тех обстоятельств, при которых это общение застало собеседников. Ситуации могут быть различные, поэтому старайтесь уважать время и силы того, с кем взаимодействуете онлайн: пишите краткие и информативные тексты и не дробите их на десятки оторванных сообщений; используйте функции отправки видео и голоса только тогда, когда это уместно и удобно вашему собеседнику; не тяните с ответами, если это возможно, и не будьте слишком настойчивы в получении быстрой обратной связи; дозируйте смайлы, гифки и эмоджи, не пересылайте обезличенные открытки и видео в праздничные дни.

Принцип третий. Демонстрация позитивного отношения

В любой оффлайн коммуникации приятно, когда собеседник вам улыбается и смотрит в глаза, не так ли? В виртуальном мире мы лишены этой роскоши, поэтому старайтесь общаться с собеседниками так, чтобы восполнить чувство доброжелательности, открытости общения и всего того, что мы не можем косвенно передать через интернет. Не пренебрегайте обращением по имени, не сокращайте приветствия и слова благодарности, проверяйте орфографию и пунктуацию. Наличие ошибок в тексте может не только охарактеризовать вас с негативной стороны, но и оскорбить вашего собеседника.

Принцип четвертый. Симметрия в общении и адаптивность

В разных сообществах и социальных группах существуют свои правила коммуникации: в одних общение сопровождается большим числом аудиосообщений и слабо имеющих отношение к предмету разговора стикеров, в других, например профессиональных, существуют свои установленные правила общения, локальные темы и даже шутки. Попадая в такое сообщество, старайтесь адаптироваться под его среду и придерживаться той манеры общения, которая здесь принята. Это касается и общения один на один. Так что и в приватных беседах не стоит злоупотреблять эмоджи, сокращениями и другими искажениями текста, если человек ведет с вами переписку в деловом тоне.

Принцип пятый. Честность

Честность и открытость – понятия разные. Честность подразумевает наличие личных цифровых границ. Честно говорите собеседникам о своих нормах, заранее определите свои правила жизни в цифровом мире и расскажите о них собеседнику. Так процесс виртуальной коммуникации станет более понятным и прозрачным.

Принцип шестой. Открытость

Любая информация, попадая в сеть, становится открытой и доступной. Даже переписка один на один не может гарантированно спасти вас от скриншота и пересылки. Информация может хранится невероятно долго, лежа сохраненной на чьем-нибудь телефоне и оставаясь доступной с чьего-то сервера. Ваш цифровой след и ваша цифровая тень колоссальны и только от вас зависит в какие тона они будут окрашены.

Безусловно, принципы цифрового мира — это всего лишь основа, базис, на котором можно выстраивать виртуальную коммуникацию. Исходя из данных принципов виртуальное общество формирует свой цифровой этикет, который предлагает возможности построения наиболее экологичных и эффективных коммуникаций онлайн, обращает внимание на важные аспекты цифровой безопасности, субординации, а также отражает правила ведения деловой переписки.

Знание и применение на практике норм цифрового этикета поможет не только избежать заминок и вероятности быть неправильно понятым, но и значительно сократит ваше экранное время.

Сохраните этот чек-лист и обращайтесь к нему всякий раз, когда обращаетесь к реальному собеседнику виртуально.

Автор:

Светлана Видакас, учитель английского языка, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019», цифровой учитель 2019 года по версии Mail.ru Group, амбассадор цифрового образования

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте