Госпрограммы в поддержку одаренных детей, увы, не работают, если многие школьники из-за финансовых трудностей в семье не могут принять участие в олимпиадах. На оплату проживания в другом городе денег у них нет.
В 1980-х, когда я училась в школе, каждый год участвовала в двух-трех предметных олимпиадах. Каждый класс, с 5-го по 7-й точно (дальше, наверное, начинались экзамены, и нас олимпиадами не беспокоили) выставлял троих-четверых человек на участие в олимпиадах по русскому языку, математике, физике. Этими тремя предметами диапазон всегда и ограничивался. Тогда, по крайней мере в Великом Новгороде, еще не было олимпиад по иностранным языкам, химии, биологии, технологии и прочим предметам, которые введены в практику сейчас. И еще была особенность – дальше города и области олимпиады у нас почему-то не выходили. В 7-м классе я, помню, заняла 1-е место в Великом Новгороде на олимпиаде по русскому языку – вручили диплом и этим ограничились. Только в 1988 году, когда я оканчивала школу, то впервые попала на Всероссийский слет авторов лучших школьных сочинений в Саратове. Сейчас современные школьники имеют возможность дойти до олимпиады не только всероссийского, но и международного уровня. Это плюс нынешних олимпиад. Но, общаясь с учителями, которые готовят олимпиадников, самими учениками и их родителями, я вижу несколько минусов, которые меня пугают.
Первым минусом я считаю тот факт, что современные олимпиады начиная со школьного уровня у нас фактически платные. В мое время олимпиады были бесплатными совершенно. Только приходи, участвуй, только развивайся и прославляй свою школу, свой город!
Теперь родителям объясняют, что они должны выложить 100 рублей – якобы за олимпиадный бланк. Я уж не говорю о «Русском медвежонке», «Кенгуру», «Английском бульдоге», «Золотом руне» – мзда за участие в этих неформальных олимпиадах подается как нечто само собой разумеющееся.
С другой стороны, и ставки высоки! Предметная олимпиада теперь напоминает рулетку – поставил на кон 100 рублей или больше в зависимости от уровня олимпиады (нужно потратить деньги на проезд и проживание в другом городе, где проходит очередной этап олимпиады), зато есть шанс получить от 3 до 10 тысяч рублей за призовое место. Это для тех, кто побеждает на региональных олимпиадах. Те, кто добирается до всероссийских и международных высот, получают в разы больше.
Сравнение с рулеткой не случайно. Каждый умненький ребенок по большому счету не слишком отличается по интеллекту и уровню знаний от такого же вундеркинда. Все эти ребятишки вместе – золотой фонд нашей страны. Но вероятность получения приза в олимпиадной гонке для каждого «золотого ребенка» часто зависит от случая. А как быть тем, чьи семьи не обладают достаточными финансовыми возможностями для того, чтобы отправить ребенка на олимпиаду в другой город, оплатить проживание? Знаю случай, когда четвероклассник новгородской гимназии победил на областной олимпиаде по предмету «Окружающий мир». Родители не смогли оплатить ему проезд на всероссийскую олимпиаду, ведь в этом случае надо было ехать и маме вместе с младшеклассником. Хорошо, что гимназия все-таки оплатила им обоим проезд – четыре тысячи рублей. И хорошо, что город, куда поехал наш победитель, оказался не так далеко от Новгорода, иначе цена оказалась бы непомерно высока для бюджета образовательного учреждения. Но разве это дело школы – платить за одаренного ребенка? Почему не срабатывают многочисленные государственные программы в поддержку одаренных детей, если масса ребятишек из-за финансовых трудностей не могут принять участие в олимпиадах?
Одно из явлений нашего якобы бесплатного образования – деньги, которые берутся за участие детей в предметных олимпиадах. Это причина будущего отставания России в науке, искусстве, других сферах. Ребенок, талант которого не поддержали, может его и не развить.
То же касается спорта. Тренер одной из московских СДЮСШОР говорит: «Сейчас государство поддерживает стипендиями только тех детей, кто уже показал высокие результаты на всероссийском уровне. Но те, кто начинает в спорте и выезжает на первые соревнования, платят за все. И одаренность не имеет значения».
В мои рассуждения снова вплетается плюс нынешних времен – это, как мне хочется думать, отсутствие взяточничества и блата на олимпиадах и соревнованиях. Опять вспомню время, когда лично я участвовала в олимпиадах. Мне было очень обидно за то, что на областной олимпиаде по русскому языку, где я заняла первое место, главный приз со мной поделила девочка, которой все ответы подсказала знакомая – устроительница олимпиады. Подсказала прямо при всех нас, тут же сидящих в аудитории. Подходила и молча пальчиком тыкала в нужный ответ на листочке. Я завоевала свое первое место честно. А первую обиду на нечестность взрослого человека помню всю жизнь.
Не знаю, есть ли сейчас «олимпиадная коррумпированность». Мне кажется, теперь блат и взятки не имеют смысла. Ну один раз ребенок займет первое место, а дальше-то? На всех этапах такой номер не пройдет. И победят все-таки те, кто умнее. Но и те, у кого хватило денег доказать свой ум!
Теперь второй и очень важный минус нынешних олимпиад – их содержание. Как журналист я много беседую с теми учителями в разных регионах, кто воспитывает олимпиадников, в том числе всероссийского и международного уровня. Увы, преподаватели по всем предметам говорят одно: чтобы победить, нужно всего лишь… знать предмет на шаг вперед. Поясню: успехов на олимпиадах по химии, физике, математике и т.д. добиваются те, кто знает химию, физику, математику не на уровне школы, а на уровне вуза. Вот и весь секрет! Старшеклассники штудируют вузовские учебники, а учителя им помогают овладеть вузовской программой за 1-2-й курс.
Это не проблема самих учителей, а, видимо, простое подстраивание под олимпиадные задания, разработанные сверху. Кто же делает такими задания всероссийских олимпиад? И почему вместо смекалки и творчества, которыми были полны задания советских олимпиад, теперь требуется простое расширение объема знаний? Или нашей стране не нужны пытливые умы, а нужны только высокообразованные исполнители?
Комментарии