search
main
0

Светлана МАЛЫХИНА, заместитель министра образования Московской области: Мы живем в цифровом мире

​Крупные компании все чаще приходят в образовательные учреждения. Совместные проекты, участие школьников в решении реальных задач будущих работодателей – вот то, как сегодня выглядит эта взаимная интеграция. Министерство образования Московской области привлекло к сотрудничеству Сбербанк.

– Светлана Михайловна, Министерство образования Московской области развивает систему семинаров для директоров школ, управленцев, в том числе и в сотрудничестве с крупнейшим отечественным банком – Сбербанком. Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях этой работы.- Современная школа значительно отличается от той школы, которая была даже 5 лет назад. Школа обладает огромными ресурсами, инструментами и возможностями, чтобы развиваться, и только приветствует инновации. Наша задача – сделать учителя современником нынешних учеников, но это невозможно без директора-современника.С 2017 года ежемесячно директора наших подмосковных школ имеют возможность учиться, обмениваться опытом управления учебным процессом и такой важной организацией, как школа. Инициатором семинаров директоров школ Подмосковья стал губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев. Основная идея всей серии семинаров – не просто сумма знаний и умений, приобретенных нашими руководителями, а принципиальное изменение их деятельности. Научиться быть мобильными, современными, вовремя реагировать на новые вызовы – то, что сегодня необходимо эффективному руководителю.Новые идеи, интересный и актуальный опыт, передовые технологии, известные лекторы – импульс к лидерству каждой подмосковной школы.Самый первый семинар «Менеджмент и современные подходы в образовании» прошел в мае 2017 года. К проведению семинаров мы привлекаем ведущих экспертов, например председателя правления Сбербанка Г.О.Грефа, ректора МГИМО, члена президиума Совета по науке и образованию при Президенте РФ А.В.Торкунова, директора школы «Летово», члена правления комитета программы «Учитель для России» М.Г.Мокринского, директора центра образования «Царицыно» №548 г. Москвы «Стратегия развития школы. Ресурсы успеха» Е.Л.Рачевского, а также много других ученых, экспертов и практиков в сфере образования, которые с точки зрения практиков делятся технологиями лидерства мировых образовательных организаций, рассказывают о новых подходах в управлении, оценке качества школьного образования, а также делятся опытом школ-лидеров.За полтора года наши директора имели возможность на семинарах изучить опыт управления не только российскими школами, но и практику Сингапура, Великобритании, Финляндии.Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин поставил задачу к 2024 году обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение нашей страны в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. И это очевидно: место и роль страны в мировой экономике во многом характеризуются качеством образования. Качественное образование – это прежде всего эффективное управление. Поэтому мы выстраиваем систему работы именно с руководителями, директорами.Повестку семинаров формируют сами директора школ. Мы проводим опросы среди них, по результатам которых и определяются тематика семинаров, участники, спикеры.- Один из семинаров был посвящен цифровизации мира, эмоциональному интеллекту и управлению стрессом. Актуальны ли, на ваш взгляд, эти темы для школ региона и шире – образовательной системы страны?- Мы живем в цифровом мире сегодня. Эксперты говорят, что мир умнеет со скоростью два века в год: обычными стали понятия «умный город», «умный дом», «умный автомобиль»… В идеале цифровизация – повышение качества образования, поскольку существенно увеличен объем ресурсов, доступных для использования в образовательном процессе: создаются электронные учебники, появляются и развиваются образовательные платформы, открытые онлайн-курсы. С одной стороны, все вроде бы неплохо. Например, с помощью технологий BigData аккумулируются данные для анализа успеваемости школьников, пробелов в изучении тех или иных предметов.В нашем регионе работает Школьный портал, который знаком каждому участнику образовательного процесса в школах Московской области. В прошлом году реализован проект «Качество образования»: создана онлайн-система независимого тестирования школьников Подмосковья. 100% учащихся получили возможность пройти независимое тестирование, 100% родителей могут участвовать в опросах в сфере образования для независимой оценки качества образования, отслеживать достижения своих детей, 100% педагогов мониторить образовательные результаты.Но есть другая сторона цифровизации: XXI век – век цифровых технологий, быстрый и перенасыщенный информацией мир меняет человека, а это стресс. И ключевыми фигурами остаются учитель и ученик, которые пользуются и будут пользоваться цифровыми технологиями. Вся деятельность машины (робота), цифры – это программный код, следующий четко прописанным алгоритмам и законам, установленным разработчиком – человеком, делающим свой нравственный выбор. И мы сегодня ответственны за тот выбор, который сделают будущие ученые – нынешние ученики – завтра, за их человеческую порядочность и добродетель.Для системы образования Московской области, как и для сфер образования других регионов, думаю, это актуально.- Сегодня, впрочем, как и всегда, одной из актуальных тем в сфере образования является обсуждение его перспектив. Одни говорят, что школы должны измениться до неузнаваемости, другие – что в обозримом будущем они могут и вовсе исчезнуть. В мире, кажется, нет идеального представления о школе будущего. А как на этот вопрос отвечаете вы с коллегами из Сбербанка?- Каждая школа – это не просто место, где получают знания, это один большой живой механизм со своей средой, укладом, традициями. У каждой школы свой опыт, которым она готова делиться. Даже в зданиях, построенных по проектам прошлого века, меняется внутреннее наполнение. Но школа – это не просто стены, здания, это люди – основной ресурс.Сегодня часто вспоминаются времена, когда школа, учителя были ключевыми фигурами в обществе. Уважение в 50‑е годы прошлого века к учителям, директорам школ было кратно выше. А почему? А потому что учителя были лидерами того информационного пространства, которое было тогда: они почти единственные читали газеты, они гораздо внимательнее слушали радио, они выписывали толстые журналы, они были лидерами того информационного пространства – источником знаний. Роль источника знаний сегодня с себя уже можно снять, это непосильная роль, но вот стать новым лидером – главная задача, задача непростая, но решаемая. И перспективы дальнейшего развития, профессионального роста наших педагогических кадров, руководителей школ, вопросы обучения командообразованию мы не только обсуждаем с коллегами из Сбербанка, но и реализуем постепенно через обучающие семинары.В новом учебном году цикл наших семинаров планируем продолжать, находя новые идеи, изучая опыт других регионов, других стран.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте