Самым значительным событием 2009 года ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАН Виктор Матросов считает открытие музея в старом здании университета на Пироговке. В этом филиале основного музея МПГУ выставлена коллекция художественных произведений, собранных видным русским педагогом, военачальником, дипломатом, государственным деятелем Владимиром Петровичем Потемкиным, имя которого носил Московский учительский институт, позднее вошедший в состав МПГУ. В экспозиции – подлинники Репина, Коровина, других замечательных русских художников, которыми теперь могут любоваться будущие учителя – студенты МПГУ.
Владимир Петрович Потемкин прожил как бы несколько жизней. В одной – дореволюционной – он получил классическое образование на историко-филологическом факультете Московского университета, зарекомендовал себя как талантливый историк, блестяще освоил французский язык, успешно преподавал в частных учебных заведениях Москвы. В другой – дипломат: с 1922 года Потемкин находится на дипломатической работе, был послом в Греции, Италии, Франции, в апреле 1937 года назначен зам. наркома иностранных дел. В 1940 году – наркомом просвещения. Во время Великой Отечественной войны он член группы внештатных лекторов при Главном политическом управлении РККА, главный редактор «Истории дипломатии», автор работ по истории международных отношений, истории Франции, Парижской коммуны, английского рабочего движения.
Потемкин был первым в истории России министром-педагогом с многолетним опытом практической работы в средней школе. Патриот-государственник, он поставил цель сделать советскую школу лучшей в мире, значительное внимание уделял патриотическому воспитанию учащихся. Заслуга Потемкина – возвращение в школу русских национально-культурных ценностей. Программа по литературе, разработанная при Владимире Петровиче, была лучшей за всю историю советской школы, в 8-10-х классах были введены курсы логики и психологии, а в женских школах – еще и педагогика. В школе, созданной Потемкиным, царил культ знаний, а учитель пользовался высочайшим авторитетом и уважением в обществе. Владимир Петрович был академиком АН СССР, дважды лауреатом Сталинской премии, человеком, распоряжением которого в 1942 году в русский язык вошла буква «е». Владимир Потемкин был инициатором создания и первым президентом Академии педагогических наук, главной задачей которой считал изучение и использование классического наследия русской национальной педагогики. В ее состав были включены как крупные ученые с мировым именем, так и педагоги и психологи, получившие, как правило, образование еще в дореволюционных университетах. Все это и обусловило как высокий уровень культуры членов новой академии, так и фундаментальность ее деятельности. Вторая половина 40-х годов стала «золотым веком» академии.
Потемкину принадлежит заслуга возвращения в педагогику имени и произведений Константина Дмитриевича Ушинского. Он принимал участие в подготовке программных документов о единой трудовой школе, Потемкин проделал большую работу по подготовке и проведению I Всероссийского съезда учителей-интернационалистов, I Всероссийского съезда учителей, I Всероссийского съезда по просвещению, а в 1919 году – I Всероссийского съезда по внешкольному образованию, призвавших преподавателей оказать энергичную поддержку рабоче-крестьянской власти в укреплении социалистического строя и заложивших основы подлинно народного просвещения. Вообще в 1918-1919 годах во время Гражданской войны под его руководством было проведено более 180 съездов и совещаний учителей и работников народного образования, сыгравших важную роль в строительстве новой школы.
Понятно, что только такой выдающийся интеллигент и мог собрать такую замечательную коллекцию художественных произведений, которая стала украшением музея МПГУ.
Комментарии