search
main
0

Существуют ли ограничения по награждению педагогов – совместителей отраслевыми и другими видами наград: грамоты районной, областной администрации, облдумы, министерства образования, различные медали, знаки и др. По основной работе я педагог дополнительного образования в Доме детского творчества. По совместительству в школе веду уроки химии и кружок “Юные туристы”. Ученики имеют грамоты призовых мест в различных районных мероприятиях. Участники всероссийских конкурсов и т/д. Мне говорят, что существует положение, что награждать следует только учителей – постоянных работников. Справедливо ли это? Мой педстаж 19 лет (из них постоянной работы – 13 лет, по совместительству – 6 лет.

Решение Верховного Суда РФ от 22.10.2012 N АКПИ12-1236<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 1 Порядка награждения ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации, утв. Приказом

Да, такие ограничения есть Ситуацию рассмотрим на примере отраслевых наград Минобнауки РФ. Как показывает практика, положения о других наградах для педагогических работников зачастую (но не всегда) повторяют положения и условия для награждения ведомственными знаками Министерства образования и науки РФ.

Приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2010 г. № 580 утвержден Порядок награждения ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Порядок).

Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой Минобрнауки РФ (далее – ведомственная награда) принимается коллективом по месту основной работы представляемого к награждению и рассматривается коллегиальным органом организации (коллегией, ученым, научным, научно-техническим, педагогическим советом, общим собранием коллектива и так далее). Указанный пункт Порядка и лишает возможности получить ведомственную награду педагогам, работающим по совместительству.

В Верховном суде РФ это положение уже пытались оспорить. Однако Верховный суд РФ не поддержал заявление истца о признании частично недействующим пункта 1 Порядка. Доводы Верховного суда РФ в решении от 22.10.2012 г. № АКПИ12-1236 следующие.

Пункт 1 Порядка определяет субъект, который вправе принять решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой. Это коллектив по месту основной работы представляемого к награждению. Такой порядок возбуждения ходатайства о награждении ведомственной наградой установлен для образовательных и научных организаций, подведомственных Минобрнауки РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ, образовательных и научных организаций, находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, образовательных и научных организаций, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, органов местного самоуправления.

Статья 19 Конституции РФ, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также запрещая любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, не запрещает при осуществлении регулирования в сфере труда, установление порядка награждения ведомственными наградами.

Согласно Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека каждый человек имеет право на труд и на защиту от безработицы, а также на равное вознаграждение за равнозначную работу, включая получение льгот, на одинаковые условия в отношении труда равной ценности и на равный подход к оценке качества работы (ст.14).

Трудовой кодекс РФ в ст.191 предусматривает право работодателя на поощрение работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 г. № 337, Минобрнауки утверждает в установленном порядке ведомственные награды, положения об этих наградах и их описание, а также награждает ими работников Министерства и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере.

Довод истца о том, что оспариваемая норма подвергает ее дискриминации в зависимости от должностного положения, по мнению Верховного суда РФ, является несостоятельным. Аргументы суда следующие.

Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст.15 ТК РФ).

Совместительство, согласно ст.282 ТК РФ, предполагает выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Исходя из продолжительности рабочего времени лиц, работающих по совместительству, не превышающей половины продолжительности рабочего времени лиц, работающих по основному месту работы, с учетом различий в объемах и интенсивности работы, психо-травмирующей нагрузке, эмоциональной напряженности, количества стрессовых ситуаций указанных лиц, Минобрнауки России при определении порядка награждения ведомственными наградами установило, что решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой принимается коллективом по месту основной работы представляемого к награждению.

Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права и свободы граждан.

Запрещая дискриминацию в сфере труда, Трудовой кодекс РФ в ст.3 устанавливает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Поощрение как метод управления дисциплинарными отношениями это признание заслуг работника перед коллективом путем предоставления ему льгот, преимуществ, публичного оказания почета, повышения его престижа. Оспариваемые положения нормативного правового акта не содержат норм, ограничивающих гражданина в трудовых правах по обстоятельствам, указанным в ст.3 ТК РФ, поскольку определяют процедуру принятия решения о поощрении лиц, работающих в сфере образования и науки, а также иных лиц, принимающих активное участие в развитии и совершенствовании системы образования и науки.

Условие о возбуждении ходатайства о награждении государственной наградой по месту основной (постоянной) работы лица, представляемого к государственной награде, установлено также п.16 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099.

В силу ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и принял решение об отказе в удовлетворении заявления.

Апелляционная коллегия Верховного суда РФ в своем определении от 22.01.2013 г. № АПЛ12-734 полностью поддержала решение от 22.10.2012 г. № АКПИ12-1236.

Увы, но теперь и на уровне Верховного суда РФ признано законным ограничение совместителей в праве на ведомственную награду.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте