search
main
0

Существованья ткань сквозная…

Учебный материал делится на дисциплины, темы и подтемы. Но мир – единое целое. И поэтому рано или поздно наступает миг синтеза. Узкий специалист выходит за рамки своей дисциплины и говорит о мире как таковом. Все перегородки ломаются, химик говорит о поэзии, физик – об истории, математик – о красоте. И вот тогда на свет божий выходит золотое сечение.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Пусть есть отрезки a и b (a>b). Их отношение будет называться золотым сечением, если a/b=(a+b)/a, то есть больший отрезок так относится к меньшему, как и сумма к большему отрезку. Если обозначить a/b=x, то получим уравнение x2-x-1=0, положительный корень которого равен (1+Ц5)/2. Почему получается такая формула? Ясно, как она получилась, но смысл ее темен. Дело прояснится чуть-чуть, если заметить, что золотое сечение – это просто среднее арифметическое из 1 и V5. Под корнем пятерка – число, характерное для природных объектов, например, число лепестков в венчике многих цветов, лучи морских звезд, число пальцев на руке…

Переходим к биологии. Спиральная ракушка с Черного моря откроет свою тайну: витки ее с каждым оборотом увеличивают ее на Ц5. Это значит, точка золотого сечения расположена посередине (и тут становится понятен геометрический смысл среднего арифметического в формуле золотого сечения). Здесь нужно отметить, что разные спиральные раковины устроены неодинаково. Есть поле для исследований начинающих биологов.

Если начертить правильный пятиугольник, внутри него – пятиконечную звезду, то все полученные отрезки будут или равны, или связаны золотым сечением. Потому-то она так красива – пятиконечная звезда, что вся пронизана золотым сечением. В традициях средневековой и возрожденной мистики эта фигура символизирует человека, жизнь, женское начало, чашу Грааля и т.д. Недаром так часто человеческую фигуру вписывали в пятиугольник. А Аполлона Бельведерского, расчерченного по «золотой шкале», найдем в каждой книге о золотом сечении. Термин ввел Леонардо. А в начале всего – пифагорейские общины с их числовой мистикой…

Говорят, что красная звезда на старом советском гербе символизировала красную планету Марс. Мы переносимся в зону науки истории.

Был такой замечательный человек – Александр Богданов. Революционер и философ, сказавший однажды: «Революция делает свое революционное, философия – свое философское дело». Сейчас считается, что Богданов заложил основы современного системного подхода в своей «Тектологии». А в те суровые революционные годы в стране мысль погружалась в жесткий идеологический каркас официального «марксизма», Богданов – изгой. И тут Богданов становится писателем, классиком советской научной фантастики. Его главный роман называется «Красная звезда».

Две цивилизации процветают в Солнечной системе. Древняя цивилизация – на Марсе и более молодая – на Земле. Давным-давно на Марсе установлено общество разума. Гуманоиды Марса внешне похожи на людей, только глаза их выдают: они гораздо больше. Наконец марсиане решаются установить прямой контакт. Молодого ученого-революционера (вроде самого Богданова) забирают на красную планету. И там он видит своего рода утопию…

Богданов и жил, как заброшенный на Землю марсианин, лишенный связи с одноплеменниками. И закончилась его жизнь трагически и даже героически. Ученый руководил Институтом переливания крови и умер, проводя эксперимент на самом себе…

Итак, красная звезда на шпилях кремлевских башен – символ интернационала, единства пролетариата пяти континентов – это Марс? Изначально этот символ указывал на Венеру. Итак, переходим к астрономии.

Внутри круга, очерченного орбитой планеты-гиганта Юпитера, вращаются четыре малые планеты: Меркурий, Венера, наша Земля и Марс. Меркурий и Венера ближе к Солнцу, чем Земля, поэтому их расположение на небе – всегда неподалеку от Солнца. Особенно впечатляюще выглядит спектакль, разыгрываемый Венерой. Сначала она появляется перед восходом Солнца, как бы предваряя путь великого светила, она потом гаснет в его мощных лучах. С каждым днем Венера восходит все ближе и ближе к Солнцу, а затем ее уже и вообще не видно – великое Солнце побеждает своего неосторожного и высокомерного противника, осмелившегося взойти прежде него. Утренняя Венера – Денница, ангел, восставший против Бога и проигравший. Но так как в мире ничего не пропадает без пользы, временами Денница-Воланд является на Землю – проводить ревизию. Отсюда – сюжет «Мастера и Маргариты».

А в известном романе «Код да Винчи» Д.Брауна о «сатанинском» аспекте венерианского спектакля умалчивается, точнее, герои сетуют, что Голливуд сделал звезду символом дьявола.

А потом Венера становится вечерней звездой. Раньше утреннюю и вечернюю Венеру считали разными звездами. Потом догадались.

Но вот что интересно. За восемь лет (две древнегреческие, да и современные, олимпиады) «спектакль» Венеры повторяется ровно пять раз. Если нарисовать на земной орбите точки, когда Венера оказывается на одной линии с Солнцем, то их последовательность образует пятиконечную звезду! В чем дело? Скорее всего, какие-то гравитационные резонансы. Задача «трех тел» не разрешена, поведение трех гравитирующих масс таит неожиданности: предсказать его можно только с определенной степенью точности, которой может не хватить, учитывая космические масштабы времени и расстояний.

Поэтому совсем не случайно Пифагор обожествлял десятку (10=5+5). И совершенно не случайно мы пользуемся при счете неудобной десятичной системой (десятью цифрами). Гораздо удобнее была бы восьмеричная, так как восьмерка – это третья степень двойки. Поэтому, например, двоичную запись 100111 можно очень быстро переводить в восьмеричную: 100 – это всегда 4, а 111 – это 7. Получается 47. Так как все компьютеры устроены на двоичных элементах – триггерах, то компьютер знает только одну систему – двоичную. Чтобы понимать его «речь», программист пользуется восьмеричной или даже шестнадцатиричной (2х2х2х2) системой счисления.

Итак, мы совершили круг и вернулись к математике. Хотя почему круг? Скорее спираль, диалектическую спираль развития, к концу занятия мы знаем чуть больше, чем раньше.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте