search
main
0

Сумели дать жизнь – сумейте защитить ее

Каким вы хотите видеть своего ребенка через одиннадцать лет? Такой вопрос задают всем родителям первоклассников Балашихинской земской гимназии. При поступлении в нее взрослые пишут своеобразное «сочинение-мечту» о своем ребенке. И как вы думаете, о чем больше пекутся сегодня папы-мамы? Об образовании и развитии всех способностей? И об этом, конечно. Но на первом месте для родителей – здоровье ребенка. Будет здорово чадо, все приложится. А ведь так они стали рассуждать совсем недавно. Что же произошло?

Четырнадцать лет назад появилось это уникальное учебное заведение в подмосковном тихом городке. Первая в России народная школа за основу своей деятельности взяла здоровьесберегающие технологии. И ехать за ними «за три моря» не пришлось.

В Сергиевом Посаде есть научная лаборатория, возглавляет которую доктор медицинских наук, профессор Владимир Базарный.

– Школа, может, и обязана стать здоровьеразвивающей, – утверждает известный ученый, детский хирург.

В Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области созданы уникальные технологии. Но увы! Число школ, готовых работать по качественно новой педагогике, пока невелико. Во всей России их насчитывается не более тысячи. В чем дело?

– Внедрение здоровьесберегающей педагогики невозможно без ломки устоявшихся стереотипов, – говорит директор земской гимназии кандидат педагогических наук Галина Викторовна Кравченко. – Ведь в первую очередь должен возобладать приоритет воспитания над обучением. А воспитание, как известно, с некоторых пор перешло в дополнительное образование, то есть необязательное.

В расписании занятий земской гимназии стали привычными такие предметы, как русские народные танцы, фольклор, народные ремесла и промыслы, художественный труд… Возродилось хоровое пение. А оно, как известно, лечит душу. «Запоет учитель – запоет школа, запоет школа – запоет страна», – считал К.Д.Ушинский.

Появились в балашихинских классах конторки, тренажеры для тренировки глаз, перьевые ручки… Это лишь некоторые новшества. А результаты работы «по Базарному» впечатляют. В 2002 году детей с нормальным зрением в гимназии было 68,7 процента, через два года – 75,9. Увеличилось и число детей без нарушения осанки соответственно с 50,3 процента до 78,7 процента.

Все гениальное просто. Надо не заглушать требования природы – давать организму ребенка как можно больше движений, рукотворчества, живых ощущений окружающего мира, созидательных эмоций. Не подавлять естественную моторную активность, а давать так необходимые растущему организму силовые нагрузки на опорно-двигательную, костно-мышечную системы. Разве это сложно? Разве это требует больших финансовых затрат? Вовсе нет. Была бы только добрая воля педагогов, медиков и родителей, считает профессор Базарный.

Но сегодня тихий, недвигающийся ребенок удобен прежде всего педагогам. С ним меньше хлопот.

– Мне много раз приходилось выступать на родительских собраниях, куда ходят, как правило, только женщины, – рассказывает Владимир Филиппович Базарный. – Повторяю одно и то же: не надейтесь, что кто-то в школе, или в министерстве, или в высшей власти беспокоится о вашем ребенке больше, чем вы. Не хотите, чтобы за одиннадцать лет «великого сидения» ваш ребенок стал инвалидом? Так не ждите – действуйте! Требуйте от директора школы, от органов образования, чтобы они строили учебный процесс в школе по здоровьесберегающим методикам. Мне возражают, мол, если мы пикнем, то учителя отыграются на детях. И все-таки родителям надо постоять за самое дорогое – здоровье ребенка. Сумели дать жизнь ему – сумейте защитить!

– Если бы удалось подвигнуть на это дело родительские комитеты и попечительские советы, – мечтает Базарный, – а то они заняты в основном поборами на ремонт, на подарки учителям, на оборудование кабинетов. Понять можно – школы бедствуют. Но, однако, в одних думают о своих воспитанниках, а в других – стеклянные глаза и… деньги, деньги, деньги!

Мы, взрослые, постоянно внушаем детям, что главное – это учеба, получение знаний. Видим вечно сидящих, склоненных над книгами и тетрадями учеников и радуемся. Ребенок занят делом. А что имеем в итоге? Учеников уже со школьной скамьи увозят с инсультами и инфарктами. А мы читаем про это в газетах и продолжаем гнать своих «ягнят». Опыт показывает, что особое внимание нужно проявлять к начальным классам. Именно там быстрее всего дети теряют здоровье, зарабатывают первые психические заболевания, считает профессор Базарный. И дело в малом. Требуется добрая воля и учителей, и родителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте