В нашей стране имя выдающегося отечественного педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918‑1970), педагогического Данко, отдавшего свое сердце детям, всегда было и будет окружено особым признанием и искренним уважением.
Путь в Павлыш
Василий Александрович Сухомлинский родился 15 (28) сентября 1918 года в многодетной крестьянской семье в селе Васильевка Кировоградской области. Для точности заметим, что и родители, и все члены семьи пожизненно имели фамилию Сухоминский и только Василий в юношеские годы взял себе фамилию Сухомлинский, которую носил его предок.
Обратим внимание на еще один неизвестный факт биографии, непосредственно связанный с юбилеем. Если обратиться к личному делу В.А.Сухомлинского как члена-корреспондента академии, хранящемуся в архиве РАО, то в неоднократно заполняемых им на протяжении многих лет автобиографиях и личных листках мы везде обнаружим вписанную его четким почерком строку: «Я, Сухомлинский Василий Александрович, родился 15 августа 1918 года». Дата по старому стилю, прибавляя 13 дней, мы получаем искомое 28‑е, но августа! Необъяснимо…
Семнадцатилетним юношей в 1935 году Василий Александрович впервые вошел педагогом в школу. Вначале работал старшим пионервожатым, затем учителем младших классов, позже преподавал украинский язык и литературу. После окончания филологического факультета Полтавского педагогического института он был назначен завучем в среднюю школу в районном центре Онуфриевка.
В начале Великой Отечественной войны Сухомлинский становится в ряды защитников Смоленска, а затем и Москвы. 8 февраля 1942 года на заснеженном поле у села Клепинино под Ржевом, поднимая роту в атаку, комиссар Сухомлинский был тяжело ранен. Врачи, сделав несколько сложных операций, смогли сохранить ему жизнь, спасли от ампутации руку, но извлечь весь смертоносный металл из груди так и не удалось. Позднее он дойдет до сердца…
Демобилизовавшись по ранению из армии, Василий Александрович становится в 1942 году директором школы в небольшом населенном пункте Уве в Удмуртии. Ситуация там была очень тяжелая. Надо было заботиться не только о воспитании и обучении ребят, но и об их одежде и пропитании. Много сил отнимали поиски топлива. В этот период у него не только появился необходимый затем опыт руководства образовательным учреждением, но и проявилась столь свойственная ему подвижническая альтруистичная составляющая педагогической деятельности.
В 1944 году, после освобождения Кировоградчины, Василий Сухомлинский возвращается на родину, где молодого, но уже достаточно опытного педагога назначают заведующим Онуфриевским роно. Нужно было возрождать систему образования, собирать и обогревать детей, многие из которых после фашистской оккупации стали сиротами. Все это дало ему социально-педагогический опыт.
Нелегко давались Василию Александровичу поездки по району – открывались его незажившие раны, он часто и тяжело болел. В семье было двое совсем маленьких детей – Сергей и Ольга. Сухомлинский просит отпустить его из роно по состоянию здоровья и назначить директором любой, пусть самой отстающей, школы. Осенью 1948 года ему предоставляют такую возможность. Он выбирает Павлышскую школу, расположенную вблизи железной дороги, единственной тогда надежной связи с внешним миром. Подчеркнем, что ко времени, когда Василий Александрович становится директором Павлышской школы, у него сложились глубокие и выстраданные педагогические убеждения. Это был уже вполне сформировавшийся руководитель и учитель с большим и сложным не только профессиональным, но и личным опытом.
Павлышская поэма
Трудно начиналась «педагогическая поэма» у 30‑летнего директора: в школьном здании не сохранилось почти никакого оборудования. Приходилось учиться в три смены, а на всю школу была всего одна керосиновая лампа. Писали на оставшихся от оккупантов бумажных мешках.
Постепенно вокруг Сухомлинского начал складываться коллектив молодых, как и сам директор, учителей-единомышленников. Строились новые школьные помещения, мастерские, закладывались теплицы. Год за годом преображался школьный участок, превращаясь, как и мечтал Василий Александрович, в цветущий сад.
Рабочий день Сухомлинского начинался рано. В 4 часа утра он, живший с семьей в здании школы, входил в свой кабинет, зажигал настольную лампу, раскладывал на столе маленькие исписанные блокноты. В них результат общения с учениками, педагогами: заметки, наблюдения, неожиданные открытия. Мысли, рожденные в эти наполненные творчеством часы, затем воплотились в книгах и статьях.
В 8 часов директор выходил из своего кабинета в школьный вестибюль. Здесь он каждый день встречал детей и педагогов. Затем посещение 2‑3 уроков, бесконечные хозяйственные заботы. Но и эти часы он находился в непрерывном педагогическом поиске, в стремлении больше увидеть, узнать. Все, кто хорошо знал Василия Александровича, непременно вспоминают его с книгой в руках.
Крестный путь
Пожалуй, мало на ком из отечественных педагогов второй половины ХХ века так перекрещивались лучи всеобщего внимания, как на скромном павлышском учителе. Крестный путь – так можно определить жизнь и деятельность подвижника гуманистической педагогики. В этом пути сошлись контрапункты, узловые точки мирового педагогического процесса ХХ века.
Сельский учитель и оригинальный теоретик педагогики, талантливый директор школы, автор сотен стихотворных и прозаических миниатюр, очень скромный, даже несколько застенчивый человек, бесстрашный и яркий полемист, публицист – такой неоднозначной и вместе с тем удивительно цельной натурой предстает перед нами Сухомлинский.
Ярким метеоритом ворвался он в конце 1950‑х годов на общественный, педагогический и академический небосклоны. В 1960‑х годах Василий Александрович уже широко известный педагог, признанный неформальный лидер учительства. Его знало и любило учительство, вообще как-то по-особому тепло относившееся к нему. Он был плоть от плоти образа народного учителя, олицетворялся с таким понятием, как «наш».
Захваченный революционной романтикой, оказавшейся созвучной хрущевскому десятилетию, Василий Александрович создает в начале 1960‑х годов цикл произведений, пронизанных верой в светлое коммунистическое будущее. Однако, сражаясь плечом к плечу с «комиссарами в пыльных шлемах», Сухомлинский выбрал свою дорогу. Педагог начинает разрабатывать собственные оригинальные подходы к воспитанию нового, «настоящего человека», его развитию и образованию в существующих политико-идеологических рамках через кардинальную трансформацию его сущности и даже изменение индивидуальности.
В философии образования Сухомлинского коммунизм все более отождествлялся не с классовой борьбой и принципом партийности, а скорее с такими общечеловеческими ценностями, как счастье, радость и любовь для каждого воспитанника, со всем тем, что тогда именовалось абстрактным гуманизмом. Эта тенденция особенно нарастает уже на излете «оттепели», в 1963‑1964 годах, и постепенно выдвигает его в ряды нонконформистов, в когорту мыслителей, занятых поиском новых путей развития советского общества.
Абстрактный гуманист
Эпицентр экзистенциальных переживаний Сухомлинского приходится на самый сложный период его жизни – 1967‑1968 годы. Впервые в целостном виде гуманистическая трактовка воспитательной деятельности была представлена Василием Александровичем в «Этюдах о коммунистическом воспитании», опубликованных в журнале «Народное образование» в 1967 году.
Однако гуманизм со временем становился все более опасным. А Василий Александрович, идеалист и романтик, не обращая внимания на конъюнктуру, продолжал свою «павлышскую поэму».
«Этюды…» были подвергнуты уничтожающей критике в установочной статье под хлестким названием «Нужна борьба, а не проповедь», в которой Сухомлинский был обвинен в проповеди абстрактного гуманизма, в высказывании идей, близких к свободному воспитанию. В то время это были очень опасные идеологические обвинения, которые, несомненно, окончательно подорвали его здоровье и ускорили преждевременную смерть. В результате многое из задуманного осуществить при жизни Василию Александровичу так и не удалось.
Конечно, Сухомлинскому просто по-человечески было больно и горько. Вначале он пытался публично объясниться, ответить на выдвинутые против него обвинения. Это, естественно, только еще больше возбуждало его врагов. Тогда Василий Александрович, понимая, что силы уходят, обращается к вечности и без надежды на публикацию в любимом своем жанре «письма к сыну» смело и с достоинством формулирует свою гражданскую и политическую позицию: «Итак, сын, меня обвинили в том, что я «ввел туманное понятие, именуемое человечностью». Это обвинение изумило меня. Выходит, человечность – нечто чуждое коммунистическому идеалу и коммунистическому воспитанию? Меня обвинили также в «абстрактном гуманизме». Что это такое? Я объясняю тебе это вот так: это когда речь идет о любви к человеку вообще, не говорится, о каком человеке идет речь, в каких условиях он живет. Это несправедливое обвинение, я его не заслуживаю, сын. Я не могу согласиться с тем, что ребенка надо любить с какой-то оглядкой, что в человечности, чуткости, ласковости, сердечности заключается какая-то опасность, для меня это просто кажется какой-то нелепостью. Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой можно воспитать настоящего человека. Я считаю одним из важнейших принципов воспитания взаимное доверие педагога и ребенка. Воспитание человечности, гуманности, оттачивание всех граней этого драгоценного камня – без этого нельзя представить ни школу, ни педагога».
Защитник мира детства
Удивительно, но идеологически опасные обвинения не остановили Сухомлинского в продолжении развития и осуществления своих гуманистических идей.
Когда пришел в движение его внутренний дух, он уже не смог сдерживать в себе те мысли и чувства, которые были накоплены за предыдущие 30 лет педагогической работы. Эти идеи были больше и масштабнее, чем вмещала его физическая плоть, и не могли далее находиться в земной оболочке.
Складывается ощущение, что, оставаясь предельно скромным и даже застенчивым человеком, Василий Александрович внутренне осознает масштаб педагогического дара. Более того, у мыслителя в конце 1960‑х годов окончательно сложилось понимание своего главного жизненного предназначения – миссии педагога-гуманиста в авторитарной стране. У Василия Александровича есть фраза, поражающая своей обостренной резкостью, которую он написал в доверительном письме: «Я не из пальца высосал свои убеждения, а нажил их горбом с детьми в обеих руках». И вот эти дети в обеих руках давали ему право говорить от имени всего учительства. То право, которое упорно хотели у него отнять, но которое именно на изломе жизненного бытия обрело у него особенно сильное звучание.
И став на этот крестный путь педагога-гуманиста, он наперегонки со смертью прошел по нему до конца. Здесь, несомненно, совершился мощный качественный прорыв Василия Александровича Сухомлинского к высотам педагогической мысли.
Педагогический Данко
В излетное время конца 1960‑х годов Василий Александрович создает около 20 книг. Это был колоссальный труд, если учесть, что некоторые книги он перерабатывал четыре-пять раз. Выделим главные труды, которые вошли в золотой фонд отечественной и мировой педагогики и дают основание рассматривать Сухомлинского как классика педагогики: «Сердце отдаю детям», «Разговор с молодым директором школы», «Сто советов учителю», «Рождение гражданина», где он высказывает новые идеи прогностического плана.
В это время у Василия Александровича окончательно начинает формироваться целостная и самобытная педагогическая система интегрального характера, складывается новая иерархия ценностей. Если для первой половины 1960‑х годов это Советское государство – труд – коммунизм, то теперь новая триада доминант выглядит так: Родина – любовь – семья.
В качестве основных черт педагогической системы позднего Сухомлинского можно назвать трактовку формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена, в значительной степени независимого от требований общества, выдвижение в качестве главной цели воспитания свободного развития ребенка как активной личности, раскрытия индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции.
Для павлышского учителя в воспитании ведущей становится педагогическая установка на синхронный процесс воздействия двух активных субъектов. В центре педагогического процесса находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями, на которые прежде всего и должны были ориентироваться учителя. Главная задача – создание благоприятных условий для развития детей.
Сухомлинский стремился к воспитанию счастливого человека. В одном из писем он отмечал: «Я показываю, как воспитать счастливого человека, как достигнуть того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой…
Моя новая книга «Святыни детского сердца» будет о воспитании души. О том, что не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, на мой взгляд, надо утвердить в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, отзывчивость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».
Самая известная книга павлышского педагога получила название «Сердце отдаю детям». В подлинном тексте предисловия к книге, носящем исповедальный характер, Василий Александрович раскрывается как необыкновенно добрый и преданный миру детства педагог. Характерно, что он в диалоге с Янушем Корчаком писал: «Если бы редактор посоветовал дать какое-нибудь иное заглавие этому труду, я бы сказал: «Как я люблю детей».
Воспитание красотой природы
Значимо, что в центре педагогического процесса Павлышской школы находился ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями, на которые прежде всего и должны были ориентироваться учителя.
В Павлышской школе акцент в образовании делался на расширении представлений детей об окружающем мире, развитии у них критичности мышления и независимости поведения, формировании системы моральных ценностей, а также умений и навыков самостоятельного получения и использования информации.
В трактовке Сухомлинского воспитание культуры чувств и культуры желаний базировалось на основах духовно-нравственного воспитания, где ценности приобретались «трудом» ума, чувств и сердца и благодаря этому становились радостным и очищающим личностным приобретением каждого воспитанника.
Павлышский педагог через разработку путей эмоционального восприятия ребенком всего окружающего мира насытил и одухотворил педагогический процесс, предложив школу радости, уроки мышления, одухотворение знаний, приблизив и эстетизировав источники мысли, сделав их источниками чувств.
Сухомлинский подчеркнул, что общение с природой пробуждает чувства и укрепляет характер, тем самым способствуя развитию мышления. Этот процесс он описывал во многих работах, прежде всего в «Сердце отдаю детям». Красота природы пробуждает в ребенке желание еще больше наслаждаться ею. Эта взаимозависимость находит свое отражение в разделе «Наш уголок мечты».
Павлышский педагог отмечал, что восприятие и переживание красоты природы побуждают к труду среди природы: «Труд во имя создания красоты облагораживает юное сердце, предотвращает равнодушие. Создавая красоту земли, дети становятся лучше, чище, красивее».
«Нам нужны самые тонкие инструменты»
В последние годы жизни в своем творчестве Сухомлинский переходит от расширения смыслов педагогической деятельности к их возвышению. От проторенных педагогических дорог и утвержденных идеологем мыслитель обращается к неизведанным тропам и запретным темам: таинствам семейной и народной педагогики, тонким психологическим, на грани психоанализа, процессам формирующейся личности.
Особенно показательно в этом плане нарастающее внимание Сухомлинского к имеющему многовековые педагогические традиции приватному жанру писем к сыну. Более того, педагог вступает в систематическую переписку с несовершеннолетними заключенными и священниками.
Своеобразным педагогическим кредо павлышского директора являлось его убеждение в том, что именно «на моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». В данной связи им целенаправленно осуществлялась реализация в семейных условиях гуманистических идей, которыми была проникнута воспитательная работа в школе. «Воспитывать добром, лаской, без наказаний, – подчеркивал замечательный педагог, – это целая система духовного общения учителей и детей, гармония духовной жизни школы и семьи. Это специальная воспитательная работа школы с семьей, направленная на то, чтобы вообще не возникала надобность в наказаниях». Для этого проводилась целенаправленная совместная деятельность по созданию в школе и семье атмосферы положительных эмоций – бодрости, оптимизма, дружбы, «любви и уважения к науке, литературе, искусству, музыке». Воистину бесценна для семейного воспитания его «Хрестоматия по педагогической этике», включающая 2,5 тысячи притч, былин, заповедей и сказок.
Выделим те новые качественные изменения, которые произошли в системе идей и взглядов.
Наряду с прежней установкой на интернациональное воспитание в работах Василия Александровича все более мощно начинают рассматриваться народные ценности семейного воспитания. Приходит уважение к фольклорной основе воспитания, различным мифам, поверьям, легендам.
Вместо доминирующей установки на всестороннее воспитание школьников выдвигается идея иерархичности воспитания личности ребенка (телесное, душевное, духовное). Ведущей, так же как в православной педагогике, у Сухомлинского теперь выступает духовность, опосредующая остальные черты личности.
В целом гуманистическая направленность его воспитательной системы включала в себя самоценность и уникальность подходов к личности ребенка, разработку проблем духовных потребностей формирующейся личности, культуры чувств и культуры желаний, очеловечивание знаний; рассмотрение педагогического процесса в школе в единстве с живой природой; жизнь в условиях школьного коллектива, где каждый воспитанник признавался личностью.
Педагог-солнце
Сухомлинский являлся педагогом-солнцем, а не просто звездой среди других, поскольку его педагогика пробуждала надежду на лучшее и на воспитание действительно нового человека.
В самые последние годы жизни футурологическая направленность его работ приобретает вселенский, космический характер. В своих последних произведениях Василий Александрович как бы мысленно воспаряет над Павлышом, над Украиной, над СССР.
Он не укладывается в прокрустово ложе ни одной из педагогик. Более того, ни одной из систем: ни свободного воспитания, ни трудовой школы, ни тем более школы учебы. Меняется даже место публикаций. Теперь это только центральная всесоюзная пресса, причем не педагогическая, а общественно-политическая.
Более того, в его работах остро чувствуется новая личностно-экзистенциальная проповедническая позиция. И основой этой проповеднической позиции являлось то, что в результате своей многолетней педагогической деятельности Сухомлинский в полной мере убедился в ее правомерности и продуктивности. Последние статьи носят исповедальный характер. Вчитайтесь в заголовки работ: «Слово к ученикам», «Слово к преемнику». Воистину, в начале было Слово! Кстати, заметим, что эта тенденция была с тревогой встречена официальной педагогикой.
Нам еще предстоит осмыслить оставленное павлышским учителем нравственно-интеллектуальное наследие, которое вобрало ведущие тенденции развития педагогического процесса будущего. Перефразируя известную мысль Василия Александровича о том, что мир вступает в мир Человека, можно утверждать: мир вступает в век Сухомлинского!
Сияние человечности
Второго сентября 1970 года завершился земной путь Василия Александровича Сухомлинского, началась его жизнь в вечности, которая будет продолжаться, пока существует теплый мир детства, надежным защитником и рыцарем которого он был.
Намного более счастливая судьба оказалась у его идейно-педагогического наследия, имеющего, безусловно, непреходящее значение. Более того, в условиях приоритетного внимания, которое в российском образовании сейчас уделяется воспитательной деятельности, многие несущие основы его педагогической системы значительно актуализируются.
Отметим, что павлышский учитель и в советское время не был обделен высшими государственными наградами. Он удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», рядом медалей. Был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, являлся заслуженным учителем УССР. Ни один деятель образования за всю историю советской педагогики не имел такого «иконостаса».
Педагогическое наследие Василия Александровича составляют статьи (более 600), художественные миниатюры (1200), из них книги (включая и тематические сборники, сказки) – 65 названий на 53 языках мира (например, «Сердце отдаю детям» – 55 изданий на 32 языках мира, «Рождение гражданина» – 28 изданий на 17 языках мира), вышедшие многомиллионными тиражами (более 15 млн). Опубликовано более 4000 книг и статей, посвященных творческому наследию педагога, из них 60 диссертационных исследований.
За прошедшие годы результаты деятельности Василия Сухомлинского стали общепризнаны во всемирном контексте. Значимо, что 39‑я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая состоялась в ноябре 2017 года, приняла решение включить 100‑летие со дня его рождения в Календарь знаменательных событий и памятных дат ЮНЕСКО на 2018 год для придания ему мирового значения. В этот год в различных странах мира прошли представительные конференции, посвященные его педагогическому наследию.
Празднуемое в этом году 105‑летие со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского, безусловно, очень важное событие в мировой и отечественной педагогике, которое дает возможность еще раз осмыслить и переосмыслить как педагогическое наследие классика гуманной педагогики, так и, что, наверное, еще более важно, современное отношение к этому наследию, а главное – к трактовке места и роли павлышского педагога в сложившейся образовательной ситуации.
Китайская педагогика под флагом Сухомлинского
Наибольшее распространение и применение идеи павлышского педагога получили в Китае, где на протяжении уже более 40 лет и в теории, и на практике осуществляется творческая реализация его гуманистических и природосообразных идей.
Только в течение последних 25 лет (начиная с 1999 года) в свет вышло 10167 статей об идеях величайшего педагога, а переведенных трудов и монографий самого Сухомлинского не менее 150. Общий тираж этих книг, изданных и переизданных в Китае, составляет миллионы экземпляров. А собрание сочинений Сухомлинского в пяти томах, вышедшее в начале ХХI века, было включено в перечень «государственно важных книг».
Пленительны названия книг китайских педагогов, посвященных изучению наследия Сухомлинского: «Идем ближе к В.А.Сухомлинскому», «Сердце и воспитание – под флагом В.А.Сухомлинского», «Здесь записано не только время», «Иду по умным пальцам», «Не только рассказы были открыты». А директор школы в Шанхае Чжэн Цзэ под влиянием известного труда Василия Сухомлинского «Сто советов учителю» написал книгу «Сто новых советов учителю», в которой сочетаются традиции китайского образования с наблюдениями в его собственной школе. Из этих примеров видно, что китайские учителя не просто копируют идеи Сухомлинского, а творчески применяют их на практике.
Глубоко и емко сказала о причинах огромного уважения и любви китайских педагогов к выдающемуся педагогу XX столетия профессор Сяо Су. По ее убеждению, «воспитательная теория В.А.Сухомлинского выдержала испытание временем и остается актуальной во все времена. Его педагогическая практика опирается на коммунистические убеждения и социалистическую систему и поэтому особенно подходит к общеполитической обстановке в Китае».
Сила притягательности заключается «в сущности и жизненности его педагогики, в том, что он писал свои сочинения с душой, как будто ведя диалог с учителем. Он посвятил всего себя образованию и детям, поэтому является лучшим примером для детей и лучшим другом каждого китайского преподавателя. В.А.Сухомлинский был полон духа новаторства, но не стремился к славе. Все его труды и практика были наполнены сиянием человечности, поэтому его система педагогических идей достойна называться гуманистической и выступать живой педагогикой. В.А.Сухомлинский является огромной ценностью для образования в целом, он стал бесценным сокровищем для всего мира».
Наш навсегда
В заключение коснемся тонкого вопроса: как происходит в современном российском образовании изучение и использование педагогического наследия Сухомлинского? С марта 2014 года в силу известных политических событий оказались совершенно разорванными до этого очень крепкие и дружественные связи с российскими учеными-сухомлиноведами. Подчеркнем, что все бремя ответственности за сложившуюся контрконструктивную ситуацию лежит на украинских ученых. Однако нет оснований судить о международной изоляции российских исследователей его педагогической системы. В круг устойчивых международных контактов российских ученых входят коллеги из Белоруссии и Казахстана и, что особенно ценно, китайские сухомлиноведы.
И наконец, особо следует отметить ту плодотворную деятельность, которая разворачивается на протяжении 30 лет коллективом Оренбургского государственного педагогического университета под руководством признанного лидера и подвижника российского сухомлиноведения, ученицы Сухомлинского, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Валентины Григорьевны Рындак. Вместе с талантливыми учениками Артуром Минехатовичем Аллагуловым и Татьяной Викторовной Челпаченко она создала межрегиональную научную школу и Ассоциацию по изучению наследия Сухомлинского.
Таким образом, российское «суверенное сухомлиноведение» ничем не обделено. Принципиально значимо, что, несмотря на произошедшие за последние десятилетия геополитические катаклизмы, в российской педагогической науке и образовании только возрос интерес к личности и наследию классика гуманной педагогики.
А имеющиеся фундаментальные наработки отечественных ученых, составляющие золотой фонд мирового сухомлиноведения, вселяют твердую уверенность в продолжении плодотворного развития этой очень важной для современного российского образования области педагогического знания.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии