search
main
0

Суд над Печориным

В конце прошлого года в Южном административном округе Москвы прошли исследовательско-познавательные игры старшеклассников. Восьмые по счету. Назывались они “Россия, былое, ныне и думы”. На этот раз все происходило в гимназии N 1527. Сначала в актовом зале ребята устроили театрализованное представление, показав всю историю России: с древних времен до наших дней. Затем все разошлись по мастерским. Их всего 9: “Роль молодежи в победе в Великой Отечественной войне”, “Может ли государство вмешиваться в семейную жизнь”, “Люблю тебя, Петра творенье!”, “О великий, могучий, свободный русский язык”, “Дебаты” и др. Мне довелось присутствовать в мастерской учителя граждановедения Ларисы Скороходовой и учителя литературы Инны Павловой – “Человек в правовом пространстве России сквозь века”.
Надо сказать, что в этом одиннадцатом классе находились также и ученики из других школ Южного округа. Гости довольно быстро освоились: уроки граждановедения способствуют тому, что сверстники через несколько минут начинают свободно общаться и вполне способны решать общие задачи.
С самого начала предстоит работа в группах. Вот они сформированы. Дальше предстоит выработать общие правила. Каждая группа после короткого совещания предложила свои. Их все сообща обсудили и приняли:
1. Взаимное уважение друг к другу.
2. Выслушивать всех по очереди, чтобы затем принять общее решение.
3. Уважать мнение каждого.
4. Говорит один, остальные молчат.
5. Говорить тихо, чтобы не мешать другим работать.
6. Взаимопомощь и доброжелательность по отношению друг к другу.
Лариса Михайловна предлагает сочинить синквейны, в которых одиннадцатиклассники должны выразить свое отношение к правовым проблемам “Права”, “Ребенок”. При этом она напомнила правила составления синквейна. 1. Написать, о каком праве идет речь. 2. Использовать два прилагательных, характеризующих права. 3. Три глагола, показывающих действие. 4. Придумать короткое предложение, в котором должно быть высказано свое отношение к данному понятию. 5. Одно слово – существительное, в котором высказывается отношение автора к данному понятию.
Вот что получилось: Права гражданские, личные. Позволяют, защищают. Права – это гордость человека. Возможность.
Права неотъемлемые, общие, неприкосновенные. Действуют, позволяют, соблюдают. Все равные права в обществе. Уважение.
Это о праве. Теперь о ребенке:
Маленький, беззащитный. Растет, надеется, живет. Цветок жизни. Личность.
Беззащитный, веселый, неповторимый. Узнает, учится, развивается. Дети – цветы жизни. Будущее.
Когда обсуждение этих необычных коротких стихотворных произведений закончилось, Лариса Михайловна предложила следующее задание:
– Представьте себе, что вы законодатели и вам нужно разработать законы школьной жизни, по которым вам предстоит жить.
Через несколько минут каждая группа представила свой закон школьной жизни. Ребята решили внести следующие пункты в общий свод правил:
1. Все делать с радостью, тогда все получится.
2. Стремиться к единству слова и дела.
3. Быть всегда вежливым, тогда сумеешь сохранить человеческое достоинство.
4. Порядок во всем, в том числе и в голове.
5. Каждый должен осознать ответственность за свои поступки.
6. Создавать атмосферу дружбы, взаимопомощи и справедливости.
Это были перспективы будущей жизни в школе. А дальше Лариса Михайловна просит старшеклассников обратиться к прошлым временам нашего российского общества. Им предстоит подумать и ответить на вопрос: какие взаимоотношения людей в начале XIX века поддерживались и не осуждались в обществе? С точки зрения правового государства они сегодня недопустимы.
Подростки перечисляют способы нарушения прав человека в ту эпоху: публичные наказания, родители заставляли своих детей жениться или выходить замуж, не учитывая их желания. В то время представители дворянства защищали свою честь на дуэли.
Лариса Михайловна просит рассмотреть дуэль с точки зрения прав человека. Учитель литературы Инна Ивановна предлагает провести судебный процесс над героем повести Михаила Лермонтова Печориным.
Начинается ролевая игра. Получился настоящий спектакль, созданный по мотивам “Героя нашего времени”. На них костюмы XIX века, которые они сами подготовили к этому уроку.

Участники судебного процесса
Суд присяжных – все ребята, которые не заняты в основных ролях
Обвиняемый Григорий Печорин
Обвинитель
Защитник
Свидетели: драгунский капитан, доктор Вернер, княгиня Лиговская, княжна Мери.

Судья Инна Сонина объявляет: Слушается дело об убийстве Грушницкого.
Когда она предоставила слово обвиняемому, он довольно убедительно стал доказывать присутствовавшим, насколько низким и подлым был Грушницкий, а он, Печорин, просто не мог не защитить честь княжны Мери. Но тут слово взял обвинитель.
Обвинитель: Обвиняемый пытается увести суд в сторону от существа дела. При чем тут честь офицера и прочие дворянские причуды? Налицо преступление против закона. Совершено преднамеренное убийство. Но вместо чистосердечного признания обвиняемый пытается свалить вину на убитого.
Участники судебного процесса показали состязательность защиты и обвинения. Кстати, роль адвоката была очень ярко, даже талантливо исполнена Анной Кочановой.
Защитник: Я протестую! Прокурор искажает суть дела! Это не разборка и не банальное убийство. Нельзя представлять Печорина в виде какого-то киллера. Прошу еще раз обратиться к показаниям главного свидетеля – Михаила Лермонтова, подробно описавшего случившееся. Это не убийство, а дуэль, где шансы обоих равны и убитым мог быть любой из двух участников.
Обвинитель парирует удар и пытается взять инициативу в свои руки: Я хочу обратить внимание суда на особую опасность данного преступления для общества. Во-первых, нарушено основное право человека – право на жизнь. Во-вторых, тут говорили о благородстве и защите чести, что якобы и заставило Печорина взяться за оружие. Но позвольте, какие мысли мы внушаем юношеству? Что, ради чести и ложно понимаемого благородства допустимо убивать? В правовом обществе все конфликты необходимо решать только через суд. Я требую сурового наказания для Печорина…
Защитник: Я хочу обратить внимание присяжных заседателей на очень важное обстоятельство, которое преднамеренно обошел обвинитель. Права человека не ограничиваются только одним правом на жизнь. Они включают еще и право на достоинство и честь, право на самозащиту от посягательств. В опасности оказались не только честь и доброе имя Печорина, но и его жизнь. Приятели Грушницкого не положили пулю в пистолет Печорина…
Суд присяжных, выслушав все доводы, вынес свой вердикт: Печорин не виновен. Ведь только в правовом государстве человек получает все возможности защищать свою честь, свое достоинство. А в XIX веке у Печорина не было такой возможности.
На мой взгляд, ребята с удовольствием поставили этот спектакль, хотя, конечно, пришлось основательно подготовиться: сделать костюмы, выучить довольно длинные монологи. Очень даже возможно, ребята, которые еще не прочитали роман Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”, захотят после этого его прочитать. К тому же они не только примерили роли литературных героев, но и роли участников судебного заседания. Они показали на этом уроке знание правовых документов: Конституции РФ, Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка. До этого в школе прошел конкурс плакатов и рисунков по правам человека.
В тот же день состоялся семинар директоров гимназий и школ г.Москвы на тему “Исследовательско-познавательные игры и их роль в развитии познавательной активности гимназистов. Технология их проведения”.

Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте