search
main
0

“Ступеньки” познания мира

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ

1. Вступительные замечания. Предлагаемый проект Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ (далее: базисный план) полностью соответствует условиям конкурса и опирается на текст “Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)” (в том его варианте, который опубликован в журн. “Народное образование”, 2000, # 2, с.19-26), а также на “Национальную доктрину образования в Российской Федерации” и другие официальные документы, одобренные Всероссийским совещанием работников образования в январе 2000 г. Авторами учтены также разработки ученых Российской академии образования (12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. М.: 1999) и другие публикации 1999-2000 гг. по проблеме содержания образования в 12-летней школе.

2. Концептуальные основы базисного плана.

А. В основе базисного плана лежит идея непрерывности образования в целом и общего среднего образования в частности. Она тесно связана с тремя ступенями общего среднего образования (ниже мы будем говорить соответственно о начальной школе, основной школе и старшей школе), выделяемыми – в соответствии с Концепцией – на основе возрастной периодизации развития личности школьника. Органический переход от одной ступени к другой предполагает ясное понимание и учет психолого-педагогической специфики каждой ступени (достаточно четко сформулированной в Концепции). С другой стороны, структура базисного плана должна отражать динамику личностного и познавательного развития ученика на различных ступенях образования, т.е. быть различной на различных ступенях. Это прежде всего постепенное увеличение возможностей выбора для учащихся и все большая зависимость деятельности учителя от выбора учащихся. Мы считаем, что постулируемые Концепцией для старшей школы вариативность, уровневая дифференциация, регионализация и индивидуализация актуальны и для основной школы (а отчасти и для начальной), хотя и должны выступать на этих ступенях в форме, соответствующей данной ступени.

Б. Вторым важным принципом предлагаемого базисного плана является обеспечение целостности образа мира на всех ступенях образования, реализуемое опять-таки в дифференцированных формах. Принятая в Концепции идея организации содержания образования по образовательным областям, разделяемая и нами, является производной от этой целостности. Но сами образовательные области не могут быть идентичными на различных ступенях. В начальной школе следует говорить о “введении в образовательную область” (см. проект “Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)”), так как соответствующее содержание образования имеет прямой выход в различные образовательные области основной школы (например, овладение чтением и письмом существенно для овладения всеми предметами основной школы, а не только для образовательной области “Филология”). Что касается старшей школы, то введение профильности предполагает – применительно к ней – принципиально иное понимание образовательных областей. В предлагаемом базисном плане вводится новое понятие синтезированных курсов в старшей школе, под которыми понимаются предметы, объединяющие материал близких наук и дающие целостное и обобщенное представление о той или иной предметной области (например, “Культура и общество” (обществоведение + история + философия + право + искусство), “Естественно-научная картина мира” и т.п.).

В. Как уже говорилось, идея региональности актуальна для всех ступеней образования. На начальной ступени осуществляется равномерное распределение регионального содержания по различным учебным предметам. В этом случае региональный материал расширяет и углубляет базовые сведения, даваемые в общем курсе, обеспечивая переход от абстрактного к конкретному и применение полученных знаний, навыков и умений в реальных условиях жизнедеятельности. В 5-7-х классах основной школы предполагается выделение региональной тематики внутри содержания отдельных предметов. В 8-10-х классах мы предлагаем введение 2-3 “региональных” факультативов внутри единой образовательной области (предмета), например “региональная” литература, история, география, биология. Наконец, в старших классах региональный компонент может выступать как в виде интегративных курсов, объединяющих различные аспекты регионального содержания в единую систему (типа предмета “Москвоведение”), так и в виде региональной ориентации стандартных курсов (например, “Экология”), и, наконец, в виде предметов по выбору. Региональное содержание (включая национальный язык и литературу – см. ниже) в итоге предполагает 10-15% объема часов, предусмотренных федеральным компонентом.

Г. Еще одной концептуальной особенностью базисного плана является его гуманитарная ориентированность, что отражается в соотношении часов на гуманитарные и естественно-научные предметы (9:10 в начальной школе, 15:14 в основной, 13:13 в старшей – без учета труда).

3. Особенности предлагаемого базисного плана на начальной ступени.

Для начальной школы выделяются следующие компоненты содержания образования (введения в образовательные области):

А. Словесность. Она соответствует в основном звене школы образовательной области “Филология”, хотя, как отмечено выше, является предпосылкой овладения всеми предметами основной, да и старшей школы. К ней относятся следующие предметы, отраженные в предлагаемом базисном плане: (1) русский язык, включая овладение грамотой (чтением и письмом) – 4+4+4+4 час.; (2) литература (литературное чтение) – 4+4+4+4 час.; (3) риторика – 1+1+1+1 час. (может не быть выделенной в отдельный предмет, в этом случае часы добавляются к часам русского языка); (4) иностранный язык – 2+2+2+2 час.; (5) синтез искусств (или музыка и изобразительное искусство) – 2+2+2+2 час. Итого 13+13+13+13 час.

Б. Математика. Соответствует образовательной области “Математика” в основной школе. Включает: (1) математику – 4+4+4+4 час.; (2) информатику – 0+1+1+1 час. Итого 4+5+5+5 час.

В. Человек и окружающий мир. Соответствует следующим образовательным областям основной школы: “Естествознание”, “Обществознание”, “Технология”. Включает следующие предметы: (1) окружающий мир – 1+1+2+2 час.; (2) технология или основы ведения домашнего хозяйства (2+2+2+2 час.). Итого 3+3+4+4 час.

Г. Физическая культура. Соответствует образовательной области “Физическая культура”. Наполнение: 2+2+2+2 час. (в соответствии с условиями конкурса, эти часы выносятся за пределы нормативов нагрузки как “занятия активно-двигательного характера”).

Обязательные занятия по выбору – 0+2+2+2 час.

По условиям конкурса допускается вынесение за общую сетку часов школьного компонента, используемых на поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Эти часы предлагается отдать (начиная с 3-го класса) на новый предмет “Психология” (организация личностного развития ребенка), в настоящее время уже обеспеченный программами и учебниками.

Таким образом, общая нагрузка в 1-м классе составляет в соответствии с нормативами 20 час. (не считая физкультуры), во 2-м – 23 час., в 3-м и 4-м – 24 час.

4. Особенности предлагаемого базисного плана на ступени основной школы.

В соответствии с текстом Концепции и условиями конкурса на этой ступени выделяются следующие образовательные области.

А. Филология. Включает следующие предметы: (1) русский язык – 5+4+4+3+2+2 час.; (2) литература – 3+3+3+2+3+3 час.; (3) риторика (может быть включена в часы русского языка) – 1+1+1+1+1+1 час.; (4) иностранный язык – 3+3+3+2+3+2 час. Итого 12+11+11+8+9+8 час.

Б. Математика. Включает (1) математику – 4+4+4+4+4+4 час.; (2) информатику – 1+1+1+1+1+1 час. Итого 5+5+5+5+5+5 час.

В. Естествознание. Включает следующие предметы: (1) география – 0+1+3+2+2+2 час.; (2) окружающий мир (природоведение) – 2+0+0+0+0+0 час.; (3) биология – 0+1+2+2+2+3 час.; (4) физика – 0+0+2+2+2+2 час.; (5) химия – 0+0+0+2+2+2 час. Итого 2+2+7+8+8+9 час.

Г. Обществознание. Включает следующие предметы: (1) история – 2+3+3+2+3+3 час.; (2) обществознание – 0+0+0+1+1+1 час. Итого 2+3+3+3+4+4 час.

Д. Искусство. Включает искусство (синтез искусств) в объеме 2+2+2+2+0+0 час.

Е. Технология. Включает технологию (основы ведения домашнего хозяйства) в объеме 2+2+2+2+2+2 час.

Таким образом, без физической культуры общая нагрузка составляет 25+25+30+28+28+28 час., что находится в пределах допустимых нормативов (25+25+30+30+30+30). Остающиеся часы в 8-10-х классах предусматриваются для предметов национально-регионального компонента (по выбору) (2+2+2 час.). Что касается психологии, то она, входя в школьный компонент, предполагает в соответствии с существующей программой поисково-исследовательскую деятельность учащихся и может быть вынесена за сетку.

Авторы данного базисного плана обращают внимание Министерства образования РФ и Федерального координационного совета по общему образованию на то, что существующие нормативы обязательной аудиторной нагрузки учащихся, одинаковые для всех классов со 2-го до 6-го включительно, должны быть пересмотрены, так как физиологические и психологические характеристики учащихся соответствующего возраста (7-8 лет – 12-13 лет) различаются фундаментальным образом.

5. Особенности базисного плана для старшей школы.

В соответствии с Концепцией для старшей школы предусмотрена профильная дифференциация. В данном базисном плане выделены 3 профиля: (а) гуманитарный, (б) естественно-научный, (в) технико-математический. Авторы считают желательным выделить для двенадцатилетней школы в сельских районах также особый агрономическо-промышленный профиль, однако в предлагаемом базисном плане он не описан, так как по поводу него отсутствует принципиальное решение.

Предметы, входящие в содержание образования на старшей ступени, делятся на три группы: общеобразовательные предметы, идентичные в различных профилях, в том числе и по часам; профильные предметы или предметы специализации; предметы по выбору. Предметы второй и третьей группы могут по названию совпадать с предметами первой группы, но отличаться от них по качественному наполнению (программе) и по количеству часов.

В задачу старшей школы, помимо продолжения и углубления общего образования, входит развитие общеучебных навыков, в том числе специфичных для каждого профиля, и овладение элементами самостоятельной научной, учебной и экспериментальной (практической) деятельности. В идеале учебный план старшей школы должен был бы предусматривать овладение желающими учащимися (за сеткой) одной из наиболее востребованных современным российским обществом профессий (медсестра, социальный работник, оператор компьютерных систем, библиотекарь или библиограф, переводчик технической литературы, бухгалтер), однако для этого нужно принципиальное решение на уровне министерства и/или Правительства РФ.

А. Общеобразовательные предметы (общие для различных профилей):

(1) Русский язык – 2+2 часа. Его специфика на этой ступени – задача овладения различными специализированными видами письменной и устной речи (письменная и устная научная речь, деловая речь, элементы художественной речи и пр.).

(2) Иностранный язык – 2+2 час. Здесь предусматривается специализация, например теория и практика перевода, овладение подъязыками науки и техники и пр. Для учащихся, по объективным причинам (например, необеспеченность основной школы учителями иностранного языка) не достигших требуемого к концу основной школы уровня владения языком, эти часы используются для компенсационных занятий.

(3) Мировая литература со специальным вниманием к русской – 1+1 час.

(4) Культура и общество – 2+2 час. Синтезирующий курс, развивающий содержание предметов “Обществоведение”, “История” с элементами философии, культурологии, искусства, права.

(5) Экология – 1+1 час (экологическая безопасность и рациональное природопользование).

(6) Естественно-научная картина мира – 2+2 час. (синтезирующий курс, обобщающий материал физики, химии, биологии, отчасти географии, с элементами философии).

(7) Психология и педагогика (самовоспитание и воспитание) – 1+1 час.

(8) Информационная технология – 2+2 час. (машинопись, пользование компьютерами и компьютерными сетями, включая Интернет).

(9) Экономика – 1+1 час.

Таким образом, этот компонент предусматривает 14+14 час. Кроме того, к нему относятся: (10) Основы здорового образа жизни (культура здоровья); предмет складывается из ОБЖ (1+1 час) и физической культуры (1+1 час) – всего 2+2 час.; (11) предметы национально-регионального компонента – 2+2 час. Итого 17+17 час. (физическая культура выносится за сетку).

Б. Профильные предметы.

Гуманитарный профиль:

(1) Мировая литература – дополнительно 2+2 час.

(2) Русский язык – дополнительно 1+1 час (русский язык среди других языков РФ, история русского языка).

(3) История – 2+2 час.

(4) Основы философии – 1+1 час.

(5) История искусств – 1+1 час.

Итого 7+7 час.

Естественно-научный профиль:

(1) Физика – 2+2 час.

(2) Химия – 2+2 час.

(3) Биология – 2+2 час.

(4) Математика – 2+2 час.

(5) География и краеведение – 2+2 час. (краеведение – за счет национально-регионального компонента).

Итого 9+9 час.

Технико-математический профиль:

(1) Математика – 4+4 час.

(2) Информатика – 2+2 час.

(3) История техники – 1+1 час.

Итого 7+7 час.

В. Предметы по выбору – 6 час. (в естественно-научном профиле 4 час.). Возможны следующие предметы (список открыт; кроме того, в качестве предметов по выбору могут выступать предметы, являющиеся профильными для другого профиля, например история техники в гуманитарном профиле);

Гуманитарный профиль: радио, телевидение и пресса, второй иностранный язык (обязательно 2-3 часа), введение в языкознание, история религий, этнология, поэтика и др.

Естественно-научный профиль: геология, астрономия, почвоведение, математическое моделирование, кибернетика и др.

Технико-математический профиль: теория вероятностей, дискретная математика, информационные системы в экономике, основы менеджмента, основы маркетинга и др.

Таким образом, общая обязательная нагрузка во всех случаях остается в пределах нормативов.

6. Базисный план применительно к школам с преподаванием на нерусском языке и с преподаванием родного (нерусского) языка.

В рамках нормативов нагрузки для пятидневной учебной недели не может быть реализован. При шестидневной учебной неделе (с общей суммой 36 учебных часов) целесообразно ввести во всех классах, кроме родного языка (соответствующего русскому в данном базисном плане) и родной литературы, уроки русского языка как государственного (не менее 3 час.), русской литературы, региональной географии и истории соответствующего народа. Однако конкретное распределение этих часов по классам может производиться только региональными образовательными властями.

7. Дидактические особенности реализации предлагаемого базисного плана.

В старшей школе у учащихся должен быть обеспечен субъективный и объективный переход от установки на получение знаний, умений и навыков (на учение) к установке на овладение систематизированным представлением о мире, обществе и человеке и умение самостоятельно расширять и углублять это представление (на науку). В связи с этим едва ли можно считать обязательными для старшей школы учебники традиционного типа: это могут быть справочники, хрестоматии и другие учебные материалы, рассчитанные на максимум самостоятельной деятельности учащихся и приближенные к типу учебных пособий для высшей школы. Кроме того, в старшей школе едва ли основной формой обучения может быть традиционная классно-урочная система с преобладанием фронтально-индивидуального общения учителя и учащихся. В этом отношении школе должны быть предоставлены широкие права (групповое проектное обучение, лекционные формы занятий и т.п.). В целом дидактика старшей школы (учитывая, что большинство ее выпускников продолжит обучение в вузе) должна быть максимально приближена к дидактике высшей школы.

Предложенный вариант базисного плана, особенно в части старшей школы, не может считаться окончательным. Если он будет отобран Экспертной комиссией конкурса, работа над ним будет продолжена.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте