search
main
0

Студенты всех времен и народов похожи друг на друга. Они полны идей, порой хотят переустроить мир, и материальные обстоятельства многих оставляют желать лучшего. От времени и “места проживания” зависит то, как юным жрецам наук удается справляться с решением таких разнообразных задач. Начало XX века в России дало, казалось, учащейся молодежи для того блестящие возможности. Бури общественные, революции и войны не позволяли мозгу студента погрузиться в состояние покойного, умиротворенного бодрствования на радость себе и окружающим. Общее настроение эпохи – поиск во всех областях жизни: искусстве, политике, экономике, новых форм существования – будило мысль и активность учащихся не хуже декабристов. Сходки, митинги, борьба за свои и общечеловеческие права для одних, проправительственные провокации с черносотенной окраской для других, пребывание над схваткой третьих – вот что, кроме учебы, составляло значительную часть досуга учащихся. Кто ратовал за царя; кто за демократию; кто бродил анфиладами античной истории или изучал теорию видов Дарвина, сиюминутным не увлекаясь. Все были при деле. К 1910-му ситуация меняется. Позади 1905-й, государев манифест об учреждении в стране свобод, 3-июньский переворот 1907 года. И молодежь, и профессура, и всевозможные министерства, кажется, рады установившемуся, пусть худому, миру. В институтах занялись по преимуществу делами академическими. Студенты вернулись с политических ристалищ в стены своих alma mater. В высшей школе и своих “проклятых вопросов” хватало. Существующая лекционно-экзаменационная система обучения эффективна меньше, чем хотелось бы. Знания, полученные учащимися в вузах, не всегда соответствуют реальным требованиям жизни. Отношения учащихся и преподавателей нередко оставляют желать лучшего. Во многих учебных заведениях студенты из энергичных и часть “либеральной” профессуры взялись выпускать свои периодические издания: всевозможные “Бюллетени”, “Листки”, “Вестники”. В журналах этих – занимательные “человеческие документы” той поры, разнообразные сведения о повседневной жизни студентов, быт времени. Киевский коммерческий институт (ККИ), учрежденное при нем общество взаимопомощи студентов издают в 1913-1914 гг. “Бюллетень”. Воронежский сельскохозяйственный в 1916-1917 гг. – сборник “Студенческое слово”.

“Бюллетень” коммерсантов – журнал академический, поначалу даже профессорский. В нем почти нет витийств на “общественно значимые темы”, нет ни монархических, ни революционных проповедей. Авторы не собирались “глаголом жечь сердца” читателей. Цели они положили себе чисто практические: помочь, учитывая большое количество обязательных и необязательных дисциплин, 4,5 тысячи студентов “ориентироваться в деле выбора объектов изучения”; информировать учащихся об “учебно-деловой” жизни института; дать возможность начинающим ученым “вынести на печатные страницы свои исследования и материалы”. Молодые дарования не стали атаковать издателей рукописями и вообще в журнале не публиковались. В остальном редакция свои обещания выполнила. “Вестник” не отличался разнообразием жанров и литературными изысками. Но сшит был вполне ладно и с задачами своими справлялся. Открывали “Бюллетень” обычно статьи общеобразовательного характера для расширения кругозора студентов – “Из хозяйственной жизни Болгарии”, “Население городов Европы с 1800”, “Наш хлебный экспорт”, “Значение Панамского канала для России”, “Мюнхенский научно-технический музей”. Дальше библиография по изучаемым предметам, подробные описания семинаров по различным дисциплинам. Вторую половину журнала составляли текущие дела Киевского коммерческого – “Общая институтская хроника”, сообщения о работе студенческих организаций, объявления вплоть до “вызывается в канцелярию”. Завершали издание “Письма в редакцию”.

В вопросах организации и функционирования высшей школы журнал придерживался традиционных взглядов. Профессора, в нем сотрудничавшие, писали: “Многим не нравится лекционный метод, другие хотят его изгнать”. Но… “кесарю кесарево”. Учащимся лекции (при всех недостатках этого способа обучения) необходимы как воздух. А чтобы мыслительный аппарат студента не прекратил собственную жизнедеятельность, постоянно потребляя чужое изложение чужих мыслей, для приобретения навыков самостоятельной работы нужно проводить семинары. В области взаимоотношений студентов и преподавателей позиция “Бюллетеня” четко нигде не оговаривалась, но между строк читается: племя младое имеет право на все, если не пренебрегает известными рамками. То есть почти как на туманном Альбионе – разрешено все, что не запрещено. Студенты ККИ имели достаточно независимости, чтобы самоорганизоваться и в начале 1910-х годов учредить при вузе общество взаимопомощи студентов.

Ольга ТОКАРЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте