Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Строки из писем

Строки из писем

Учительская газета, №37 от 15 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Хорошее начало

Стартовал новый учебный год. Каким он будет, покажет время. А мы постараемся замечать и ценить хорошее.

Юрий Вишняков, учитель истории и обществознания, пос. Лески, Краснинский район, Липецкая область:
«Коллектив нашей школы принял участие во Всероссийском проекте «Уроки Второй мировой». Активностью в подготовке и проведении урока 2 сентября отличились девятиклассники В.Косякина, Н.Качкаев, Т.Воропаева и Д.Линьшина. Одни рассказали об исторических решениях Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 года. Другие подчеркнули, что за свои преступления фашисты были осуждены на Нюрнбергском и Токийском судебных процессах. Главный вывод урока – такое больше не должно повториться!

На следующий день наши школьники включились во Всероссийскую акцию «Цветы Памяти». Утром почетный караул занял свое место у памятника землякам, отдавшим жизнь за Родину. Ребята также возложили цветы к обелиску. Вторая группа учеников сплела три венка из живых цветов и опустила их в воды Дона в память о героях Тихоокеанского флота и Амурской флотилии. С берега все долго наблюдали за тем, как течение выстроило венки в одну линию и понесло их по реке.

Завершающим аккордом Всероссийской акции «Уроки Второй мировой» стало участие старшеклассников и учителей в Диктанте Победы, который прошел в стенах школы. Вот такими событиями мы ознаменовали начало нового учебного года. А открыли их череду в День знаний уроки «Помнить – значит знать» и «Единство фронта и тыла – залог Победы!». Мы говорили с учениками о любви к Родине, долге, чести, о патриотизме».

Валерий Крысько, учитель русского языка и литературы, с. Ермоловка, Пензенская область:

«У нас радость! Ольга Семенова, золотая медалистка Ермоловской школы, поступила в Московский медицинский институт имени Н.И.Пирогова. Выбрала профессию врача-педиатра, о которой мечтала с детства. Бабушка Мария Николаевна Харнаева, всю жизнь посвятившая медицине, всячески поддерживала выбор внучки. И вот наша выпускница – студентка знаменитого на всю страну медицинского учебного заведения. Ольга упорно шла к своей цели, много занималась. Не пропускала ни одной олимпиады по химии, анатомии. В дальнейшем именно высокий результат во Всероссийской олимпиаде, где она стала призером, оказался решающим при поступлении в вуз на бюджетное отделение.

Ольга знает, что ее прадед Николай Харнаев защищал Москву. А теперь в городе-герое правнучка участника войны будет учиться, жить неповторимой счастливой студенческой жизнью. День знаний в столице произвел на нашу выпускницу неизгладимое впечатление. Как призналась своим родителям студентка, Пироговка ее очаровала. С замиранием сердца Ольга слушала поздравления ректора, академиков, профессоров. Вспоминала при этом свою малую родину. Она мечтает после окончания института врачевать своих земляков. Это решение Ольга приняла на губернаторском балу, когда глава региона Иван Белозерцев обратился к выпускникам с пожеланием посвятить свои таланты родному Сурскому краю».

От огорчения до восхищения

Разные эмоции вызывают публикации газеты. И они дороги искренностью авторов и желанием поделиться своим сокровенным, пережитым…

Лидия Черноусова, отличник народного образования, Красноярск:

«Чем дорога мне «Учительская»? Ее статьи привлекают своей основательностью, вольно или невольно вызывают желание размышлять, делиться своими выводами с друзьями. С неизменным интересом читаю публикации и не на школьные темы. Привлекают гости газеты, глубокие и неординарные личности. Впечатляют путевые заметки Владимира Супруненко, очень мудрого, знающего жизнь человека. Заставил задуматься ряд публикаций экспертов Института образования НИУ ВШЭ, в них дан подробный анализ онлайн-образования. Затронуты острые проблемы: о подготовке учителей, об уровне технического оснащения школ, о необходимости пересмотра учебных программ, об отношениях родителей с детьми в новом формате обучения и другие.

Но вот мой вывод: примеряя на себя роль учителя с моим довольно-таки солидным опытом преподавания математики, а также работы в качестве директора школы, руководителя образования в районе, я не увидела в этом новом формате обучения детей возможность применения своих сил и способностей. Это ведь настоящая революция в образовании. Мое личное убеждение: без непосредственного контакта «учитель – ученик» образование и обучение просто невозможны. Считаю, что эта революция пройдет тяжелым катком по судьбам многих детей, а значит, и родителей».

Александр Сухачев, выпускник школы №3, Асино, Томская область:

«Читаю о замечательных педагогах, которые всячески лелеют своих учеников, и вспоминаю нашу учебу. Тамара Александровна Исаева, наш классный руководитель, по нынешним меркам была чересчур требовательным, может, даже не всегда справедливым человеком. Много чего происходило в классе. Только вот не помню, за какую провинность ее карающая рука указала нам на дверь, чтобы мы отправились домой за родителями. Но мы вместо этого отправились на премьерный показ фильма «А зори здесь тихие». Досталось каждому на орехи. А разве не поделом? Однако сильно несправедливо, как тогда нам казалось, Тамара Александровна обошлась с Юрой Котовым, не допустив до экзаменов в десятом классе. Удар был сильным. Но Юра не сломался, отправился в армию. Затем окончил школу милиции, уже после распада страны получил диплом Казахского национального университета. На пенсию ушел из Академии МВД Республики Казахстан.

Вот и закралась у меня крамольная мысль: а если допустила бы Тамара Александровна Юру до экзаменов, случился бы тогда его счастливый брак, состоялась бы Юрина вполне успешная карьера в МВД соседней республики? Ведь честолюбие, как признавался друг, помогло держать удар. К тому же человек – хозяин своей судьбы, и Юра это прекрасно продемонстрировал».

Аромат детства

Говорят, что добрые воспоминания обладают целебным свойством. И в это веришь, читая сокровенные признания, которыми делятся с нами авторы писем.

Раиса Павлова, учитель истории, Москва:

«Вернулась со своей милой сердцу малой родины. Жаль, не осталось послевоенных фотографий роскошного дворца Чичериных в селе Карауле на Тамбовщине. Вернее, того детского дома, где мы втроем с братьями Юрой и Толей, потеряв родителей, нашли приют.

Тогда вокруг здания благоухали розы, алые и бархатистые, белые и чайные, карликовые и огромные, размером чуть ли не с подсолнухи, которые мы выращивали с большой любовью. Старшие ребята приносили со двора навоз, и мы с Калерией Никитичной, Евдокией Леонтьевной, Валентиной Михайловной и другими воспитателями удобряли полоски земли, а потом тщательно приглаживали грабельками, которые делал для нас дядя Петя, столяр, вместе с мальчишками.

Я читала в воспоминаниях Б.Н.Чичерина, что друзья привозили к ним розы из Франции, Нидерландов, Англии… Эти розы жителям казались каким-то небывалым чудом. И для нас, детей военной поры, собранных в детдоме, незабываемый аромат казался волшебством, розы не пахли, они благоухали и дарили аромат счастья! Все сбудется, все будет хорошо…

Но нет больше тех роз. Нет и высаженной еще Чичериными липовой аллеи, вырубленной под корень. Теперь кругом плитка, асфальт…

Когда, бывает, я вижу где-то на клумбах изумительные розы, кажется, вот-вот на меня повеет благоуханием тех наших красавиц. Увы, аромат совсем другой, мне просто почудилось. Но я знаю, что на следующий год я снова поеду на свою малую родину и попытаюсь вдохнуть, поймать то, чего нет, что ушло безвозвратно и навсегда. Где вы, розы Караула?»

Алена Погорелова, с. Бас-Агаш, Русско-Полянский район, Омская область:

«Лет восемнадцать назад я впервые познакомилась с «Учительской газетой». Многие вопросы, которые обсуждались тогда, волнуют учителей и сегодня. Один из них – преподавание литературы в школе. Л.Айзерман, А.Инютина, Н.Василевская и другие авторы обеспокоены, что предмет нужен ученикам лишь для того, чтобы успешно сдать экзамен. Ничего не изменилось за восемнадцать лет. Грустно… Так же происходит и с отчетами. Моя сестра работает в школе и бесконечно заполняет какие-то таблицы, отчеты, мониторинги если не в бумажном, то в электронном виде.

Хорошо, что чтение газеты не обходится без открытий. Читаю статьи В.Супруненко о путешествиях. Столько ярких чувств вызывают они! Наплывают воспоминания. В детстве, мы жили тогда в Киргизии, на майские праздники родители будили нас рано-рано, и мы ехали на рыбалку. По дороге любовались восходом солнца, тем, как под его лучами роса на траве становилась похожей на миллион бриллиантов. Ловили карасей с окунями, варили уху, наслаждались пением птиц, красотой цветов. В это время года вся земля алела от маков. А здесь они, увы, не растут. Но живут в памяти те прекрасные мгновения».

Под стук колес

Есть ли будущее у маленьких сельских школ? Своими грустными размышлениями на эту тему делятся с газетой наши читатели.

Владимир Духанин, Воронеж

«Прочел статью о сельской школе в №34 «Учительской газеты». Тема эта волнует меня. Вопрос ставится серьезный. Кто же воспитывает хозяев земли? Не могу не поделиться своими мыслями.

В России за тридцать лет исчезло тридцать тысяч малокомплектных сельских школ. В год – по тысяче! Вместе с этими школами исчезали и деревни. Люди переезжали в крупные села, города, где есть школа, детсад, магазины, наконец, работа. Вывод печален. Неужели через двенадцать лет в России не останется ни одной малокомплектной школы и ни одного села с населением менее двухсот человек?

Я окончил Воронежский пединститут в 1979‑м и поехал по распределению работать учителем русского языка и литературы в Курскую область, в село Виногробль. В восьмилетней школе тогда было 48 учеников и 8 учителей вместе с директором. Знаю, что в 1995‑м в Виногробльской школе оставалось уже 18 учеников. Столько же учеников меня встретило и в Нижней Мазе Верхнеславского района Воронежской области, где мне пришлось тоже потрудиться. От работы учителем в этих крошечных сельских школах, которых теперь нет, у меня остались самые светлые воспоминания. И дети в сельских школах были ближе к земле. «В деревне виднее природа и люди», – сказал знаменитый поэт Николай Рубцов. Как это верно! Когда я уезжал из Виногробля, в голове под стук вагонных колес вертелись одни и те же рубцовские строчки:

Школа моя деревенская!
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

Почему-то только в селе я по-настоящему глубоко навсегда полюбил стихи Рубцова и Есенина. «Анну Снегину» я тогда выучил наизусть. Бывало, идешь с поезда в Виногробль (а это семь с половиной километров) и во весь голос читаешь «Анну Снегину».

Татьяна Семенова, Красночетайский район, Чувашская Республика:

«Мы считаем годы сентябрями, // Сколько было этих сентябрей? // Улетают дети снегирями. // В города, где мало снегирей. // Им казаться будет очень маленьким милое свое село…» Сколько нежной грусти в этих строках! Четвертый десяток лет работаю в сельской школе-невеличке. Люблю свою профессию, обожаю детей. Одно печалит. Постоянно идут разговоры, что школу закроют. Каждый год считаем последним. А ведь у школы богатое прошлое, хорошие традиции, которые мы поддерживаем. В нашей школе очень дружный преподавательский коллектив. Участвуем в проектах, получаем гранты. Выпускники поступают на бюджетные места в вузы и колледжи. Обидно слышать, что наша сельская школа лишняя».


Комментарии

Должны ли родители участвовать в разработке календарных планов воспитательной работы?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt