Елена Смагина составила и утвердила авторскую факультативную программу по краеведению для 9-х классов в Астраханском институте подготовки и переподготовки кадров по теме: «История родного края с конца XIX века до наших дней». В течение 4 лет по данной программе она ведет факультативные занятия в старших классах. На основе курса краеведения было разработано это интегрированное занятие.
Пояснительная записка
Коррекционная программа по истории под редакцией В.В.Воронковой мало затрагивает новейшую историю Отечества, в частности, одну из самых трагических отечественных страниц истории 90-х годов – первую Чеченскую войну. Разработанная мною, Е. Смагиной, факультативная программа по краеведению для 9 классов «История родного края с конца XIX века до наших дней», позволяет обучающимся не только дать полное представление о первой Чеченской компании (объяснить причину, ход войны, подвести итоги войны), но и дать объективную оценку истории Отечества в целом, значительно расширить и углубить общеисторические знания детей.
Как результат распада СССР, на постсоветском пространстве стали вспыхивать военные конфликты между вновь создавшимися независимыми республиками и правительством России. Неоднозначная ситуация 90-х годов (распад экономики, развал в политике) не позволяли мирно решить сложившуюся ситуацию. Поэтому цель занятия – показать всю сложность ситуации не только в России, но и на территории постсоветского пространства, конкретно на территории Чечено-Ингушской республики.
Интегрированная форма занятия по истории и русскому языку «Строка, опаленная Чечней» пробуждает у обучающихся интерес к предметам, повышает мотивацию к обучению, формирует у детей чувство любви и гордости за свою «малую» Родину. Воспитывает чувство уважение к людям, которые живут и прославляют свой край. Время проведения занятия – два урока. Первый урок проходит в форме ролевой игры «Суд времени», где обучающиеся в роли журналистов, политологов, историков, краеведов пытаются дать собственную оценку Чеченской войне с опорой на первоисточники. Предварительно они знакомятся с литературой и со статьями, рекомендованными учителем. Я предложила прочитать книги Савельева.А. «Черная книга Чеченской войны (2000)». М:«Владос», 2003 г., «Быть чеченцем: Мир и война глазами школьников» (ред. О.Поливанова. А.Курилкин). М.:Мемориал; «Новое издательство», 2004 г. Ценность этих книг в том, что они были написаны людьми, которые своими глазами увидели Чеченскую войну. Они описывают войну подлинно и достоверно, подчеркивая все ее ужасные последствия. Кроме того, обучающиеся узнают о причинах, ходе и результатах войны по статьям Prague Watchdog / Олег Лукин Горячий август 1996 г. в Грозном. .Вестник «Мосток»: Первая чеченская война: миф о «маленькой победоносной войне» рассеивается (март-июнь 1995 г.), Орлова О. П., Черкасова А. В. Россия-Чечня: Цепь ошибок и преступлений. М.: Звенья, 1998 г, знакомятся с диаметрально противоположными точками зрения, на основании которых дети могут сформулировать свое мнение о событиях в Чечено-Ингушской республике. Также в работе была использована статья http://history-of-wars.ru/war_hrono/343-pervaya-chechenskaya-vojna-1994-1996.html, где представлена энциклопедическая историческая справка о войне. На втором уроке обучающиеся знакомились с письмами героев войны, учились составлять сжатое изложение по письмам. На занятие были приглашены мать погибшего героя Чеченской войны, выпускника нашей школы Сергея Максимова, Максимова Анна Васильевна, а также участник боевых действий, выпускник нашей школы Юрий Урванцев. Живые свидетели войны и их родственники помогли глубже почувствовать всю трагедию жестокой войны. В работе была использована презентация, читались стихи о войне, что придавало дополнительную эмоциональную окрашенность занятию. Занятие проводилось на базе 9 класса.
Цели урока:
– раскрыть причины, ход войны, итог войны, показать участие в Чеченской войне выпускников школы №1 города Астрахани, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников, анализируя содержание их писем;
– развивать умение вести исследовательскую работу, вырабатывать свою точку зрения, прививать навыки публичного выступления, развивать устную и письменную речь;
воспитывать любовь к «малой» Родине, патриотические чувства, гордость за своих земляков и бережное отношения к солдатским письмам.
Оборудование и материалы: мультимедиапроектор, презентация «Строка, опаленная Чечней», политическая карта мира, солдатские письма, таблички «Историки», «Политологи», «Журналисты», «Краеведы», стихотворения А. Соболев «Чечня», Муса Джалиль «Мать», музыка Моцарта «Реквием».
Ход занятия
I. Постановка целей урока.
1-й ч
тец:
Свинцовые тучи, испорченный снег, Кровью политый без всякой надежды, Ноги несут, переходят на бег, И спотыкаются – много одежды. Траур в душе, и слеза на щеке, По погибшему только что другу, А скольких еще потерял на реке, Сколько раз им протягивал руку? Хлопья мокрого снега глаза залепляют, И туман закрывает вершины, Где-то рядом совсем АКМы стреляют, Слышен рев разъяренной машины. Взрывы, крики, все быстро смолкает. Уже близко, чуть-чуть подождите! Ты подходишь, парнишка рыдает, Слышны стоны и крик: «Помогите!» 2-й чтец.:
Все разбито, танк догорает. Кругом люди, разорваны в клочья. Стоны, крик постепенно стихают, Надо было идти еще ночью. Зубы крепче до боли сжимаешь. Дальше в горы, от мести сгорая. Ты сегодня, мой друг, умираешь, Завтра я – за тебя убивая. За вечные горы и быстрые реки, Идем мы вперед, убийц убивая.
За гибель ребят и пролитые слезы, Война и война без конца и края.
Учитель русского языка: В жизни каждого из нас есть события, встречи, которые оказывают значительное воздействие на дальнейшую жизнь. Мне хочется, чтобы сегодняшний урок о Чеченской войне оставил неизгладимый след в вашей начинающейся осознанной жизни. Наполнил вашу жизнь милосердием – одной из главных добродетелей, любовью к Родине, пониманию необходимости в решающую минуту прийти к ней на помощь, защитить ее интересы.
Проблемные задания:
1. Как вы считаете, Чеченская война – роковая ошибка, темное пятно в истории нашей страны или необходимость, выдвинутая жизнью? (учитель истории).
2. Как в письме отражена индивидуальность автора, его душевные впечатления? (учитель русского языка).
Учитель истории: Первая часть нашего интегрированного занятия проходит в форме ролевой игры «Суд времени». Сегодня вы будете выполнять роли историков, политологов, журналистов, краеведов, статистов. Мы рассмотрим тему с разных сторон, слушая их выступления.
Все может родная земля: может накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется ее красотой. Честь и слава всем, кто выполняет свой долг по защите рубежей Отечества. Но как часто за последнее десятилетие армию использовали для удовлетворения политических амбиций руководства страны и связанные присягой командиры принимали смерть на дальних окраинах нашей страны. Одним из таких событий стала война в Чечне.
Наше занятие – это дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической чеченской войне. Много горя, бед и страданий принесла нашему народу эта война. Но там, в Чечне, русские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, подвергаясь каждодневной опасности, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу. И наша святая обязанность – хранить память о воинах, как о верных сынах Отечества. А чтобы помнить о них, нужно знать историю первой Чеченской войны.
II. Начало войны.
Учитель истории: Что вы знаете о Чеченской войне? Когда и как она началась?
Историки: Предыстория конфликта. С началом «перестройки» в различных республиках, в том числе в Чечено-Ингушетии, активизировалось националистическое движение. 8 июня 1991 года на II сессии ОКЧН Дудаев провозглашает независимость Чеченской республики. Таким образом, в республике сложилось двоевластие. 7 ноября 1991 года Ельцин подписал указ о введении в Чечне режима чрезвычайного положения, но режим был сорван. Из республики стали срочно выводить российские войска. Сепаратисты захватывали и грабили военные склады. В 1992 году Грачев распорядился передать дудаевцам половину оружия и боеприпасов, т. к. значительная часть «передаваемого» оружия была захвачена и чеченские сепаратисты были вооружены с ног до головы. В республике созрела Гражданская война.
Учитель истории: Как вы думаете, возможно ли было избежать конфликта с Дудаевым на ранних стадиях?
Краеведы: Нет. Невозможно. Для страны важна ее целостность. Чеченская республика – это южные рубежи нашей Родины. Отдать Чеченскую республику – это значит отдать частичку нашей Родины. Мы также должны учитывать человеческий фактор. Так сложилось исторически, что Чечено-Ингушская республика входит в состав сначала СССР, а потом России более 50 лет. Мы вместе прошли все тяготы и трудности XX века. В годы Великой Отечественной войны русский и чеченский народ встали единым монолитом против фашизма. В годы становления народного хозяйства люди поровну делили все жизненные трудности, не разделяя друг друга по национальной принадлежности. Да, у чеченского народа есть своя культура, традиции, но у наших народов есть общие страницы истории, в которых жизни, судьбы людей настолько переплелись, что они стали одним неделимым целым. И сейчас разрывать единое целое все равно, что «резать ножом по живому».
Политологи: Отношения братских республик, когда РСФСР был главой, а республики младшими братьями, изжили себя. Время требовало новых равноправных отношений уже независимых республик. Дудаев, не нарушая закона, провел выборы и на их основе провозгласил независимую республику Ичкерия. Коренное население имело право на свободу выбора. Люди проголосовали за независимую республику и нового президента Д.Дудаева. И мы должны были прислушаться к мнению народа. Нужно сразу было открыто признать юридическую и фактическую независимость Чеченской республики, так, как мы это сделали с Украиной, Белоруссией и другими союзными республиками. Не доводить до столкновения с чеченцами, сразу садиться за стол переговоров о выводе войск и вывозе оружия. Из-за упущенного времени наше оружие оказалось направленным против русских.
Учитель истории: Почему Россия сразу не признала независимость республики и влезла в Гражданскую войну между Дудаевскими войсками и силами оппозиционного Временного Совета в 1994 году?
Статисты: Данный вопрос задавался жителям России и Чечни. У всех сложилось мнение, что у России были свои интересы. При обработке данных выяснилось, что 30% людей считают: чеченский природный газ не позволяет России добровольно отказаться от Чечни. 40% людей думают, что война выгодна для политиков, бизнесменов, через войну идет не только отмывание денег, но и на войне бизнесмены зарабатывают деньги. 60% людей убеждены, что Чечня – это южная граница России. Ослабление границы ведет к ослаблению самой России и позволяет говорить о незащищенности страны с юга.
Учитель истории: Вы, как представители разных профессий, согласны с мнением народа?
Историки: Если говорить про газ, то мы считаем, что это не главная причина войны, т. к. в России есть множество месторождения природного газа. Это Астраханская область, Сибирь, Дальний Восток. Мы больше склоняемся к тому, что война дает хороший доход «сильным мира сего», позволяет строить бизнес и отмывать деньги. Сейчас, к сожалению, у кого деньги, тот и правит «балом».
Журналисты: Мы больше склонны считать, что вышестоящая кучка людей заинтересована в вооруженном конфликте Чечни и России. Правительство нашей страны не хотело выпускать Чечню из сфер своего влияния и считало вооруженный путь самым надежным. Хочется провести параллель с Афганистаном. В 80-е годы мы влезли в Гражданскую войну в Афгане, навязывая свой строй и правила жизни. Наше вмешательство только усилило войну в стране. В результате мы вынуждены были вывести свои войска с чужой территории. Также и с Чечней: мы необдуманно ввели свои войска, получили жесткий урок и по Хасавюртовскому соглашению срочно полностью вывели свои войска с территории страны. Вывод войск – правильный шаг, так как гражданская война – это внутреннее дело самой страны. Никакая страна не должна влезать в дела чужой страны.
Краеведы: Мы не должны забывать, что нестабильная обстановка на юге была на руку нашим противникам. Чечня граничит и с Ираком и с Афганистаном, где расположились американские войска. Неофициально Америка поддерживала войну России и Чечни, делая денежные вливания в чеченских боевиков, извлекая свои интересы из этой войны. (Например, освободить территорию от русских войск для размещения американских войск). Кроме того активизировали свои действия исламские экстремисты и арабские наемники. Была явная угроза нашим южным границам. Поэтому мы должны были освободить юг от постороннего влияния.
Учитель истории: В одном из своих выступлений Б.Ельцин сказал про первую войну в Чечне: «Нам нужна маленькая, но победоносная война». Как вы считаете, она была такой?
Политологи: Нет. В 1994 году Ельцин подписал указ «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чечни». С этого момента начинается отсчет войны, т.к. в этот же день подразделения объединенных группировок вошли на территорию Чечни. В начале боевых действий российские войска одерживали победу в двух направлениях: с северо-запада Грозного и с востока, блокировав город Грозный со стороны Аргунского ущелья. С большими потерями (2 тысячи человек были убиты) мы взяли столицу Чечни и держали под контролем горные районы Чечни. Но мы не ожидали такой широкомасштабной партизанской войны против нас, не ожидали терактов в Буденновске, в Кизляре, в Москве. Это в значительной мере продлило войну вплоть до Хасавюртовского соглашения 1996 года. Ее трудно назвать победоносной, так как в этой войне нет победителей и побежденных. Слишком много она принесла бед и страданий русскому и чеченскому народу. Кроме того, конфликт до конца не исчерпан, выстрелы до сих пор звучат в республике и есть жертвы среди мирного населения.
Статисты: Надо открыто признать, что мы проиграли войну. В 1996 году мы вывели русские войска, и на всех уровнях признана независимость республики. Цена была заплачена очень дорогая. По последним подсчетам потери российских войск составили 4103 человек убитыми, 1231 — пропавших без вести/дезертировавших/пленных, 19 794 раненых. Все это можно было избежать, если бы мы сразу признали независимость Чечни и не влезали во внутренние дела Ичкерии.
Учитель истории: Почему коренное население страны стало участвовать в партизанской войне против русских? Свыше 100 лет русский и чеченский народ вместе живет на территории Чечни. Имеет общие семьи, традиции. Что заставило их взять оружие?
Историки: Для этого нужно заглянуть вглубь истории. В 1948 году по приказу Сталина была проведена массовая депортация коренного населения в Казахстан. Решение было воплощено в жесткой форме. Все, кто не мог выдержать дальний путь (старики, малолетние дети), сгонялись в сараи и сжигались. Многие не доезжали до назначенного пункта и умирали в дороге. Многие не смогли прижиться на новом месте. Тысячи судеб были исковерканы одним росчерком пера. У них отобрали дома, семьи, их с корнями выдернули из родной земли. Все это скрывалось, замалчивалось и накапливалось в виде «гнойной раны». Рано или поздно она должна была вскрыться. Это и произошло в 1994 году. Кроме того, чеченский народ хочет быть хозяином на своей земле и сам решать свою судьбу. Мы не имеем право насильно заставлять принимать выгодные для нас решения. Чеченский народ хочет жить самостоятельно и независимо.
Учитель истории: Какую роль в жизни и в истории играет Хасавюртовское соглашение?
Журналисты: Очень большое значение для русских и чеченских людей. Во-первых, российские войска полностью выходили из Чечни и тысячи солдат смогли вернуться домой. Во-вторых, в республике установился мир, которого так ждало местное население.
Война, по словам Л.Н.Толстого, – это «голод, смерть, разруха», это «противоестественное состояние человека». Чеченская война еще раз подтвердила верность слов великого писателя. Перед вами будут прочитаны отрывки сочинений русских и чеченских детей, переживших войну.
Инсценировка «Дети, пережившие войну». Звучит музыка Моцарта «Реквием». Идет показ слайд-шоу.
1-й ученик. Михаил Исаев, 9 класс, г. Грозный: «…Раздались взрывы, и клубы дыма накрыли всех нас. Под беспорядочной стрельбой людская толпа с криками бросилась врассыпную. Женщины и дети пытались вырваться из толпы людей. Я бросился бежать домой. Когда я добежал до дома, то на его месте стояли одни руины…».
2-й ученик. Милана Зунайрановна, 11 класс, г. Грозный: «…Этот день я не забуду никогда. Ночью началась бомбежка. Я вместе с родителями выбежала из дома…. Стали искать моего маленького братика Орцика. Его нигде не было. Тогда папа пошел в дом и увидел тело сына. Полголовы было оторвано, весь коридор был залит его кровью. Кто бы мог подумать, что такое ужасное горе постигнет нашу семью! Все о чем я написала, это истинная история моей семьи, которая может быть типичной историей семьи последнего десятилетия 20 века…».
3-й ученик. Айдзан Дзухаева, 9 класс, г. Грозный: «Наконец, когда дали последний раз коридор, нашей семье удалось выехать из Грозного. Моя мама, я, брат и сестра, привязав на палку белые майки, пошли по дороге в направлении нашего села. На улице стоял мороз, руки, и ноги от холода посинели. Мы дошли до поста и нам солдаты разрешили погреться. И потом мы опять пошли домой. Когда мы попали к родным, нас стали обнимать, целовать. Все плакали. А на третий день мама уехала в Грозный, там остался папа. Своих родителей я увидела через год. Увидев их, я расплакалась. Головы моих родителей побелели от седины. Для того чтобы передать все беды и невзгоды, что мы пережили, весь ужас войны, не хватает ни слов, ни страниц в тетради. Взрослые! Я прошу вас, опомнитесь, остановитесь! Пожалейте нас, ваших детей!»
Журналисты: Такие сочинения не требуют комментариев. Хочется лишь добавить слова Ф.Достоевского: «Весь мир не стоит ни одной слезинки ребенка».
Учитель истории: Как вы думаете, первая чеченская война – это ошибка, темное пятно в истории страны или вынужденная мера со стороны России?
Журналисты: Это роковая ошибка, так как пришлось заплатить слишком большую цену – жизнями тысяч людей. Война в Чечне до сих пор не окончена. До сих пор раздаются выстрелы, и гибнут люди.
Политологи: Эта война не была бессмысленной, потому что не встань Россия на защиту своих южных рубежей, неизвестно, что было бы с нашей южной территорией, границей и с русским мирным населением, которое подверглось геноциду со стороны дудаевцев. Это была вынужденная мера. Тысячи солдат защищали свою Родину, интересы страны и русских людей, живших на территории Чечни. Поэтому мы с особым почетом и уважением относимся к нашим героям.
Историки: Нам кажется, что время само рассудит и даст объяснение, что такое первая чеченская война. Еще прошло слишком мало времени, чтобы дать правильный ответ.
Учитель истории: Сколько раз бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20 лет. За 3 года войны в Чечне выполнили свой воинский долг около 8000 человек из Астраханской области, среди них был выпускник нашей школы Сергей Максимов.
Краеведы: В 1995 году семья Максимова проводила выполнять воинский долг своего сына Сергея. Он служил сначала в десантных войсках, в автороте, а затем был гранатометчиком. В Чечне ему приходилось делать все: подвозить воду, продовольствие, боеприпасы, стрелять во врагов. При выполнении боевого задания, захвата Грозного, его смертельно ранило, и, не приходя в себя, он скончался. Посмертно он был награжден нагрудным знаком «За Отличие в службе».
III. Работа с письмами героя Сергея Максимова.
Учитель русского языка: Мы будем работать с письмами С.А.Максимова,участника Чеченской войны. Огромна их роль в изучении истории конфликтов, где пришлось принимать участие и нашим солдатам.
Материнское сердце первым прозрело, когда в сердце общества ни тревога, ни боль еще не проникли по-настоящему. Солдатские матери – вот кому солдаты могут поклониться, и мы вместе с ними. На нашем занятии присутствует мать воина С.Максимова – Максимова Анна Васильевна. Ей посвящается стихотворение Мусы Джалиля «Мать».
1-й ученик:
Как вольных птиц над степью на рассвете, Трех сыновей пустила я в полет. Как матери, как близкой, мне ответьте, Как женщине, что слезы льет: Где сыновья мои? В душе тревога, Мать хочет знать, на то она и мать: Какая детям суждена дорога? Победы или смерти ждать? Летит под облаками голубь с юга, Он к матери садится на порог. – Ты видел их? Прошу тебя, как друга, Подай мне весть, мой голубок! Где старший мой? Где сердца утешенье; Он жив ли? Помощь надобна ль ему? – О мать, крепись: твой старший пал в сраженьи, Твой старший сын погиб в бою. Застыла мать. Какая боль во взоре! Как ей излить в слезах печаль свою! И голову посеребрило горе По сыну, павшему в бою. 2-й ученик:
Как вольных птиц над степью на рассвете, Отправила в полет я трех детей. Как матери, как близкой, мне ответьте,- Измучавшись, я жду вестей. Мой старший не пришел, он гибель встретил, Он пал в бою, очей родимых свет. Быть может, средний жив? Быть может, ветер Принес мне от него привет? Шумит, играет ветер на пороге, О чем он шепчет матери седой? – Скажи мне, ветер, на твоей дороге Мой средний встретился с тобой? – О мать, крепись, в сраженье пал твой средний, Для матери не смог себя сберечь. Пока не смолк в груди удар последний, Держал в руке алмазный меч. В беспамятстве упала мать седая, Не выдержало сердце, а слеза Катилась за слезой, не высыхая, Ослепли старые глаза. – Как вольных птиц над степью на рассвете. Трех сыновей пустила я летать. Как женщине, как близкой, мне ответьте, Не то сгорит от горя мать. Погибли на войне два милых сына, Живу теперь надеждою одной: Пусть не примчатся трое воедино, Вернется ль младший сын домой? Но почему-то голубок не вьется, И ветер приумолк, – наверно, спит. Лишь на опушке эхо отдается Трубы и топота копыт. Звенят подковы, скачет конь горячий, Пылает сердце матери в огне: Сынок любимый, самый, самый младший, Сидит на гордом скакуне! В его руках – победы нашей знамя И золотая на груди медаль, И лес его приветствует ветвями И пеньем – солнечная даль. Она душой почуяла, узнала, Хотя увидеть сына не могла. Сказала: Сын мой! Сын мой! – зарыдала. Была слеза ее светла. – Вернулся мой последний, мой единый… Нам встретиться, сыночек, довелось!.. – И льются золотые слезы сына На серебро ее волос. 3-й ученик:
Ну, успокойся, мать, прошли напасти, На сына посмотри, не надо слез! На боевом клинке – победы счастье И жизнь я родине принес. Два старших брата пали в битве правой, Пути к победе начертав для нас, Но сделалась их жизнь бессмертной славой, Когда настал их смертный час. Я их зарыл в земле, весенней, талой,- Там, далеко, лежат твои сыны, Но я принес их крови отсвет алый На славном знамени страны. И мать глаза протерла стягом красным, И зренье к ней вернулось наконец, На младшего взглянула взором ясным: Стал сильным соколом птенец! – Как вольных птиц, на бой благословляя, Я трех детей в полет пустила, вдаль. Придите! Всех зову я, как родная, Как мать, познавшая печаль. Они любовь к отчизне с колыбели Всосали вместе с молоком моим. Я соколов пустила – полетели С единой думой: \”Победим!\” Нет, не вернулись, мы двоих не встретим, Без всадников их кони ржут в пыли, Ту кровь, что я дала бесстрашным детям, Они оставили вдали. Заря победы светится над нами Их кровью, за отчизну пролитой. Мой младший сын зарю принес, как знамя,- Мой сын, мой сокол молодой. Его медаль я вижу золотую И говорю: \”Ты счастье мне даешь!\” Мне кажется, я двух сынов целую. Когда приходит молодежь. Мне, как дитя родное, дорог каждый: Мое не расплескалось молоко! Горюю раз, а радуюсь я дважды. Друзья поют, и мне легко. Я сыновей взрастила, что бессмертье, Погибнув, принесли своей стране. Я с вами праздник праздную, поверьте. Придите к матери, ко мне! И стар и млад приходят к ней с участьем, Цветы, любовь несут в ее жилье. Стремится родина цветущим счастьем От горя исцелить ее Мы будем вечно прославлять Ту женщину, чье имя – Мать.
Ученик-журналист: Расскажите, каким был Сергей в детстве?
Анна Васильевна: Что теперь рассказывать?.. Нет у нас его. Перебираем письма, благодарности, Почетные грамоты – все видим его живым. После школы пошел в ПТУ-15. Захотел стать поваром. Все говорил: «Я, мама, такие блюда буду готовить – пальчики оближешь». Из ПТУ получили благодарность за хорошее воспитание. Занимался спортом. Играл в футбол, в секции каратэ, на дзюдо ходил вечерами. В жизни всегда был с юмором.
Ученик–журналист: Как вы узнали о смерти сына?
Анна Васильевна: Старшая дочь Галина живет в Марокко. Окончила наш рыбвтуз, вышла замуж за гражданина этой страны, хорошо живут. Я довольна. Звонит оттуда: «Мама, Саши нет, он погиб. У нас по радио сообщили, что одна чеченка собрала у валяющихся убитых солдат документы и каким-то образом передала марокканцам. Там были и Сашины». Потом дочь прилетела из Марокко, и мы поехали искать Сашу. Вначале в Майкоп, где стояла их бригада. О нём много говорили и по радио, и по телевидению. Приехали 30 марта 1996 года. Там уже почти все новые офицеры и солдаты. Были еще раненые. Они сказали, что их в Моздоке под Новый год посадили утром в вагоны и отправили на перевал. На какой – не помню. Саша был гранатометчиком. Он находился на БМП. Отправили в Грозный. Сажали в вагоны кого куда. Ребята не были вооружены как надо. Все в спешке. И вот их, таких, под Грозным встретили чеченцы шквальным огнем. Это на Новый 1995 год.
…Из Майкопа с дочерью отправились в Моздок. В комитет солдатских матерей там каждый вечер приходили представители военных округов и сообщали: кто погиб, кто «без вести пропал».
Здесь про Сашу мы ничего не узнали. Поехали в Ростов. Утром пошли в морг госпиталя. Здесь было уже его личное дело. Первый день весь проплакали. На другой день показали в компьютере фото солдата под номером 78. Вроде бы он. Похож. Компьютерщик говорит – нет. Это Савельев. Опять сердце болит. Утром пришла рано-рано. Говорю: «Покажите мне еще раз №78». Мы с дочкой долго рассматривали.
Нам принесли пакет с его вещами. Я как открыла… Кусочек рубашки, которую он забрал с собой, когда в ноябре в отпуск приезжал. Показали, что от него самого осталось… Голова, волосы сохранились… Родинки на лице. Постояли немного. Разрешили потрогать. Положили в гроб. Привезли домой. Хоронили как раз на мое шестидесятилетие.
Десятого июня 1995 года «Комсомольская правда» опубликовала материал с фотографией солдат легендарной, иначе ее не назовешь, 131-й Майкопской бригады, в которой гранатометчиком служил мой сын. Его перевели из бригады №55694 «А». Как сообщалось в Книге Памяти, подготовленной ее сотрудниками, «…бригада первой попала в самое пекло. В ад, устроенный отмечающим в ту ночь день рождения министром обороны. Бригада была самым боеспособным подразделением Северо-Кавказского военного округа. Она не сдалась. Не отступила, полегла».
Ученик–журналист: Какое письмо больше всего вам запомнилось?
Анна Васильевна: Мне все письма очень дороги. Я их перечитываю каждый месяц, и у меня складывается ощущение, что Сергей рядом и никогда не покидал меня.
Учитель русского языка: Письма – это часть нашей истории, часть нас самих, часть общечеловеческой культуры. Это значимое явление в жизни отдельного человека и общества в целом. Это наша память. Никакие технические средства не смогут заменить письмо.
Давайте вспомним, что называется письмом?
Каковы основные требования к письму?
Каковы виды и стили писем?
Как можно начать и закончить письмо?
Словарная работа: адрес, адресант, адрес, до свидания, здравствуйте, индекс, конверт, письмо.
В абсолютном своем большинстве основной контингент наших войск в Чечне составляла молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, почти не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. И их отношение к событиям, к окружающей действительности было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат. Давайте прочитаем письма нашего земляка Сергея Максимова, которого нет рядом с нами.
Беседа по содержанию письма. Работа в группах.
Вопросы 1 группе.
– Как начинается письмо?
– О чем сообщает солдат в письме?
– Как проходит его служба?
Вопросы 2 группе.
– О каком празднике ведется речь?
– Как вы думаете, о чем мечтал солдат?
– Как заканчивается письмо?
– Какое сложилось представление об авторе письма?
Вопросы к 3 группе.
– Каким настроением проникнуто письмо?
– Как автору письма удалось передать это настроение?
– Можно ли по содержанию письма догадаться, что служба у него суровая и трудная?
– Определите вид и стиль письма.
Каждое письмо – это отражение внутреннего мира человека, его чувств и эмоций. Письмо – это не только отражение индивидуальности автора, его душевных впечатлений, но и особенная форма изложения материала и текста. Поработаем с текстом второго письма и подготовим план сжатого изложения.
План подготовки к написанию сжатого изложения.
– Чтение текста письма.
– Сжатый пересказ текста по вопросам.
1. К кому обращается солдат?
2. Что сообщает о военной службе?
3. Какой случай изменил настроение солдата?
4. Как погода передает настроение солдата?
5. Как заканчивается письмо?
– Составление плана текста для написания изложения.
Учитель истории: Продолжаем наше занятие. Сегодня у нас присутствует наш выпускник, участник чеченских сражений Юрий Александрович Урванцев.
Ученик-краевед: Юра в Чечне служил водителем. Он исколесил всю Ичкерию. Однажды их батарея попала под обстрел. Надо было прикрывать отход батареи, и это поручили Юре. За выполнение задания его наградили медалью «За Отвагу». Он до сих пор поддерживает связь с однополчанами. Тревожит память солдата, болит в душе Чечня.
Ученик-журналист: Лев Толстой сказал: «Война – это каждодневный тяжелый труд». Что для вас значит слово «война»?
Юрий Александрович: Для меня это не только каждодневный тяжелый труд, когда день и ночь смешались воедино от недосыпания и постоянной смены боевых позиций, это сложно передать простыми обычными словами. Понимаете, когда твой товарищ вчера прикрывал мою спину от пуль, а сегодня он лежит перед тобой убитый. Это тоже война. Ты понимаешь, что он не воскреснет, и ты никогда уже не скажешь спасибо за помощь, за разделенный сухой паек и палатку. Война – это и то, что ты, обычный вчерашний мальчишка, должен взять оружие и убить человека, не важно, что он мусульманин. Ты должен это сделать, иначе убьют тебя. На войне все оцениваешь по-другому. Начинаешь чувствовать сладость каждого глотка свежего воздуха, в минуты затишья по-другому видишь безоблачное небо и яркое солнце. Понимаешь цену каждой минуты, то, что ты сейчас жив, а завтра можешь быть мертв. Мне повезло больше, чем моим товарищам, я вернулся живой. После войны сейчас на жизнь смотрю по-другому. Все гражданские неурядицы кажутся такой ерундой, что я на них не обращаю внимания.
Ученик-журналист: Приходилось ли вам писать письма под обстрелом?
Юрий Александрович: Нет. Во время боя перед тобой стоит задача и ты ее должен выполнить любой ценой. Письма я писал в минуты затишья.
: Кому вы первому написали письмо?
Юрий Александрович. Родителям. Я спешил им сказать о том, что не говорил на гражданке: как я люблю их, ценю, уважаю, скучаю. Я прекрасно понимал, что это письмо может быть последним. Поэтому я спешил выразить свои чувства. Сейчас я понимаю, что было глупо скрывать свои чувства к родителям на гражданке. Ведь так естественно любить родителей, потому что ближе и роднее нет у тебя никого. Не стыдитесь своих чувств и открыто выражайте их.
III. Заключение.
Учитель русского языка: Незнавшие войну и не узнают ее никогда. Горько и тягостно ее познаешь изнутри. Но как же важно хоть в малой толике, хоть в тысячной доле соприкоснуться с ней, проникнуть чувствами, мыслями, поступками тех, кто там воевал. И в этом нам помогают письма солдат, строки, опаленные Чечней. Будничная, день за днем, месяц за месяцем, служба на войне – это подвиг. И соприкоснуться с этим подвигом нам помогли письма Сергея Максимова.
Учитель истории: Фамилии, имена, фотографии, с которых смотрят мальчишечьи глаза, письма на малую Родину, полные сыновей нежности и заботы о матерях, родительском доме – все это – лицо войны, дай Бог последней. И не вина наших ребят, что воевали они в отдаленных точках страны, что оказались они на улицах Грозного, Шали, Гудермеса, в скалах Аргунского, Веденского ущелий. Туда их позвали воинский долг и верность России. Этот долг они выполнили до конца, эту верность доказали, положив жизни на священный алтарь Отечества. Давайте помянем минутой молчания всех тех, кто никогда уже не вернется к себе домой.
Минута молчания. На слайд-шоу показаны памятники солдатам, участвовавшим в локальных войнах.
Домашнее задание
Учитель истории: Организовать экскурсию. Посетить памятник солдатам, участвовавших в локальных войнах.
Учитель русского языка: Написать на черновике изложение по теме: «Строка, опаленная Чечней».
Список литературы
1. Савельев А. Черная книга Чеченской войны(2000). М: «Владос», 2003.
2. http://history-of-wars.ru/war_hrono/343-pervaya-chechenskaya-vojna-1994-1996.html
3. Орлов О. П., Черкасов А. В. Россия-Чечня: Цепь ошибок и преступлений. М.: Звенья, 1998., доклад о нарушениях прав человека и гуманитарного права обеими сторонами конфликта.
4. Вестник «Мосток»: Первая чеченская война: миф о «маленькой победоносной войне» рассеивается (март-июнь 1995 г.)
5. Prague Watchdog / Олег Лукин Горячий август 1996 г. в Грозном .
6. Коллектив авторов. Россия и СССР в войнах ХХ века: Потери Вооружённых Сил / Г. Ф. Кривошеев. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — С. 582—583. — 608 с. — (Архив). — 5 000 экз. — ISBN 5-224-01515-4
7. «Быть чеченцем: Мир и война глазами школьников» (ред. О.Поливанова. А.Курилкин). М.: Мемориал; «Новое издательство», 2004.
Елена Смагина, учитель истории,
Надежда Строчкова, учитель русского языка
Астраханская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида
В прикрепленном файле – презентация к занятию
Комментарии