Сегодня в Москве практически каждый детсад имеет свое неповторимое лицо, предлагая жителям столицы самые разнообразные программы. Это детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и так далее); детские сады компенсирующего вида для детей с проблемами в здоровье и развитии, комбинированного вида, в состав которых входят общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании; детские сады с этнокультурным (национальным) компонентом образования, детские сады присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санаторно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; центры развития ребенка – детский сад,; около 600 детских групп кратковременного пребывания.
Как известно, за перестроечные и последующие годы в столице сильно поубавилось зданий, которые занимали ведомственные детские сады. Предприятия расставались с ними, поскольку не имели средств на содержание дошкольных учреждений, или изменяли назначение этих зданий, размещая там офисы или производственные мощности. Сегодня резко возросли потребности москвичей в дошкольном образовании, поэтому столичное правительство взяло курс на возвращение ведомственных детсадовских зданий в собственность Москвы.
Вернуть здания непросто, ведь теперешние их собственники, получившие когда-то недвижимость за копейки, нынче хотят выручить на продаже городу бывших детских садиков немалые средства. Речь идет о миллионах долларов. Поэтому идет скрупулезный анализ и подсчет того, что выгоднее: приобрести старое здание или построить новое. Ситуация осложняется тем, что приобретать придется не только здание, но и землю, некогда отведенную под дошкольное учреждение.
Параллельно с этим в столице разворачивается мощная программа строительства детских садов: в целом в 2006 и 2007 годах будут возведены или реконструированы 200 зданий на 125 и 220 мест на средства, выделенные сверх предусмотренных в городской инвестиционной программе. Это позволит обеспечить местами в дошкольных учреждениях и почти 17 тысяч тех, кто стоит в очереди, и практически свести очередность на нет. Кстати, решения о возведении новых детских садов принимаются в первую очередь для тех округов, где их особенно не хватает. Например, в Восточном, Юго-Восточном, Северном, Западном округах. Обязательным условием сдачи новых жилых микрорайонов стало возведение детсадовских зданий.
Москва давно возводит здания для образовательных учреждений по индивидуальным или очень хорошим типовым проектам, которые, как правило, предусматривают устройство просторных спальных комнат, игровых комнат, спортивных залов, столовых, бассейнов. В таких зданиях созданы все условия и для развития детей, и для укрепления их здоровья.
На 2006 год в бюджете Москвы предусмотрено выделить на содержание дошкольного образования 13150,2 миллиона рублей. Сумма значительная, но и ее в полной мере на удовлетворение нужд детских учреждений недостаточно. Главным образом не хватает денег на приобретение игрушек, развивающих игр, на совершенствование образовательных, развивающих и оздоровительных услуг, оказываемых детям в соответствии с содержанием образовательных программ, расширение ассортимента блюд в детсадовских меню. Родители собирали на это деньги, что столичными властями не приветствовалось. Иного выхода никто не предлагал, ведь бюджет не может до бесконечности увеличивать финансирование даже очень важной ступени образования.
До недавнего времени в разнообразных дошкольных учреждениях родительская плата составляла 150 рублей в месяц при бюджетной стоимости содержания в 2006 году 5021 рубль. Нынче плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях повышена. Новая система оплаты введена с 1 апреля 2006 года и предусматривает тесную связь с минимальным размером оплаты труда, достигая от 50 до 110 процентов МРОТ. Расчет идет от МРОТ, равного 800 рублей. Самую большую сумму – 880 рублей в месяц – платят те, чьи дети посещают центр развития ребенка – детский сад, прогимназию и центр образования, 720 рублей в месяц – плата за посещение малышами детского сада общеразвивающего вида, детского сада присмотра и оздоровления, детского сада компенсирующего вида, детского сада с этнокультурным компонентом образования, в группах с 14- и 24-часовым пребыванием детей, в группах компенсирующего вида учреждений «детский сад комбинированного вида», в дошкольных группах учреждений «начальная школа – детский сад компенсирующего вида» и «общеобразовательная школа». 560 рублей платят родители, чьи дети посещают детский сад и детский сад комбинированного вида (за исключением групп компенсирующего вида), 400 рублей в месяц – плата за детей, которые посещают группы кратковременного пребывания (за исключением групп «Особый ребенок»).
Бесплатно посещают детские дошкольные учреждения дети, у которых один или оба родителя – инвалиды 1-й и 2-й групп, из многодетных семей, дети из семей, имеющих одного ребенка-инвалида до 18 лет, дети военнослужащих и сотрудников органов МВД, погибших при исполнении служебных обязанностей, дети, у которых оба родителя – обучающиеся, студенты учреждений НПО СПО и ВПО, получающие образование по дневной форме обучения. Кроме того, бесплатно посещают дети группы кратковременного пребывания «Особый ребенок», а также те государственные образовательные учреждения, где реализуются программы для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих детей, детей с нарушением интеллекта и с туберкулезной интоксикацией.
Для многих категорий москвичей установлены значительные скидки по оплате. В числе льготников: семьи, имеющие двух детей (25%); семьи, имеющие троих и более несовершеннолетних детей; одинокие родители, в том числе вдовы и разведенные; опекуны, матери детей, отцовство которых установлено по взаимному согласию родителей или по решению суда; не состоящие в браке с отцом ребенка и не проживающие с ним; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (50%); семьи военнослужащих срочной службы, кроме офицерского состава (75%). 50-процентную скидку по оплате содержания детей в дошкольных учреждениях имеют педагогические работники государственных образовательных учреждений и негосударственных образовательных учреждений, у которых есть государственная аккредитация, а также родители, занимающие педагогическую или иную должность в государственном образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы дошкольного образования.
Деньги родителей поступают на счета дошкольных образовательных учреждений и расходуются по утвержденной его руководителем смете на развитие образовательного учреждения, совершенствование воспитательно-образовательного процесса, улучшение условий содержания детей, в том числе организацию питания, на приобретение игр и игрушек.
Комментарии