Интервью с Людмилой ПАРХОМУК, заместителем начальника Управления образования администрации Прионежского района, проходило в Институте повышения квалификации работников образования Карелии. В этот день занятия закончились раньше обычного. Уже погасили свет в рекреациях, а наш разговор все продолжался: Людмила Анатольевна рассказывала о проблемах и особенностях образования в Прионежье.
– Я курирую работу по реализации приоритетного национального проекта «Образование». Занимаюсь также организацией государственной итоговой аттестации. За три года в конкурсе приняли участие 17 педагогов, пять стали победителями и получили премии президента.
– Людмила Анатольевна, какие еще конкурсы проводятся для учителей в вашем районе?
– Ежегодно проходит конкурс «Учитель года Прионежья». Он знакомит с педагогами, которые могут пошутить, станцевать что-то виртуозное и даже спеть, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте. Но главное – это их искусство общения с детьми! В 2008 году в конкурсе победила учительница начальных классов из ладвинской средней общеобразовательной школы №4 Наталья Ефимова. Ее же мы направили представлять Прионежье на республиканский конкурс. В декабре она получила республиканскую премию «Признание». Это при том, что Наталья не участвовала в конкурсе ПНПО, хотя последние два года требуется, чтобы в «Учителе года» участвовали победители нацпроекта. Существует мнение, будто только они смогут претендовать на победу. Знаю, что многие педагоги с этим категорически не согласны! Достойное выступление Натальи Ефимовой – тому подтверждение.
– А какой конкурс, на ваш взгляд, удался особенно?
– В 2007 году у нас впервые проводился районный конкурс «Лучший учитель ОБЖ». К каждому участнику выезжали в школу, смотрели урок, материальную базу, созданную по инициативе учителя. Позже жюри оценивало видеозаписи проектов. Победителем конкурса стала преподаватель ОБЖ из школы №9 села Деревянное Наталья Лепешкина. Она представляла Прионежский район в заочном республиканском этапе, где стала лауреатом. На ее уроке дети выясняли, какие правила безопасности нарушили герои известных сказок. Но жюри покорило другое. Через поселок проходит автотрасса, вдоль которой детям приходится ежедневно ходить в школу. Исследование вместе с учениками безопасного маршрута действительно стало интересной работой!
В 2008 году впервые в районе мы провели конкурс «Воспитатель года».
– Как в Прионежье решается проблема доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья?
– К работе с этими детьми необходимо готовить учителей еще со студенческой скамьи. Ведь им придется заниматься с таким ребенком не только дома – индивидуально, а учить его вместе с остальными детьми в классе. Здесь нужен особый подход, другой настрой, терпение. Например, второклассник Вадик Канавин вместе с мамой до школы на машине преодолевает расстояние в 12 километров. На вопрос, что больше всего ему нравится, отвечает: «Моя учительница!» А Антонина Петля, необыкновенный педагог, веселый и очень азартный, рассказывая о своем ученике, нередко… плачет. Работа по выявлению детей с ограниченными возможностями и их реабилитации проводится сотрудниками Прионежского реабилитационного центра.
– Сколько сейчас у вас таких детей?
– Двенадцать. 12 судеб, 12 разных семей… Для кого-то уже привычно было приезжать в реабилитационный центр, где для них создана специальная среда. Из республиканского бюджета выделили средства для оснащения дошкольных образовательных учреждений специальным оборудованием. Например, Татьяне Загорской из села Заозерье очень хотелось, чтобы ее дочь Влада ходила в детский сад вместе со своими сверстниками. Заведующая Тамара Сидоренко дала согласие, получив поддержку реабилитационного центра. Мы предложили маме самой поучаствовать в выборе специального кресла, массажного стола, сухого бассейна и посуды, развивающих модулей и других приспособлений. Позже постепенно, шаг за шагом, подобную работу провели и в детском объединении села Деревянное. Сюда со сверстниками приходят трое дошколят, а их мамы и бабушки в качестве младших воспитателей находятся рядом и на занятиях, и на прогулке. Детские коллективы хорошо принимают детей с особенностями в развитии. Вот и большинство их родителей теперь рады этому новшеству, потому что чувствуют: их дети перестали ощущать себя изгоями. Они поняли, государство повернулось лицом к их проблемам и готово помогать.
– Как такие родители реагируют на новость, что ребенка теперь можно учить в обычной школе неподалеку от дома?
– Наталья Семашко из Заозерья летом готовила документы для устройства сынишки в интернат Петрозаводска. Настраивала себя на расставание с сыном. Я позвонила ей в июле и сказала, что незачем расставаться. Если бы вы знали, как она обрадовалась! Сегодня Даниил – первоклассник средней школы №9 села Деревянное. Мама привозит его в школу на своей машине. Из республиканского бюджета оплачивается работа сопровождающего, затраты на дорогу. Данилка пока самостоятельно не передвигается и не говорит. Но как только утром ему сообщают, что пора собираться в школу, мальчик от нетерпения даже завтракать отказывается, так ему хочется к друзьям!
– С какими трудностями вы сталкиваетесь при организации ЕГЭ?
– Скажу честно, в сельских школах ЕГЭ сложно проводить: детей для проведения экзамена часто приходится везти в другой населенный пункт. Не все легко переносят поездку на автобусе, утро перед экзаменом начинается значительно раньше, чем у городских сверстников. Наш район большой по территории: самая отдаленная школа находится в 100 километрах от Петрозаводска.
– Как вы считаете, не напрасно был введен ЕГЭ в школах?
– Думаю, нет. Экзамен себя хорошо зарекомендовал. Существует, правда, другая проблема, и касается она в основном самих учителей, когда результаты ЕГЭ пытаются пересчитать в оценки, потом выстроить графики и по ним проанализировать, завышена или занижена ученику отметка за год. Получается, учителю проще ее занизить, чтобы потом не было нареканий. Но в этом году баллы за ЕГЭ в оценки переводиться не будут. В 9-м классе промежуточная аттестация изменяется. Так что постепенно из школы уходит проблема субъективности. Для школьника это шанс хорошо показать себя, продемонстрировать знания в нормальной ситуации, не такой стрессовой, как было раньше: вытянуть билет, а потом отвечать перед целой комиссией.
– А вы скучаете по школе?
– Конечно. И чтобы не забыть, как живет учитель, я сама шестой день в неделю, в субботу, работаю по приглашению директора в средней школе учителем биологии. Для меня это большая радость – работать с детьми, видеть их глаза, общаться с ними. Заходишь утром в школу, звенит звонок, начинаешь урок, и все плохое остается за дверью. Это совмещение помогает мне, как человеку при должности, не отрываться от реальных проблем школы, чувствовать все изменения и в то же время принимать правильные управленческие решения.
– Людмила Анатольевна, есть ли общее в работе учителя и управленца?
– Оба должны постоянно учиться, узнавать новое и применять его в своей повседневной работе. Учитель и управленец любого звена должен быть готов меняться и адаптироваться к изменяющимся внешним факторам. ЕГЭ, например, тяжело восприняли учителя и это свое негативное отношение и страх передали детям и их родителям. Поэтому сегодня я свою задачу как управленца вижу еще и в том, чтобы снять тревогу и настроить школьников, педагогов и родителей на хороший результат. Психологический комфорт – одна из составляющих успеха школы. В душе я все же остаюсь учителем. Мне нравится преподавать для детей любимую науку – биологию. Я помню, с каким желанием участвовала в Российском конкурсе лучших учителей, который удалось выиграть. Очень благодарна ассоциации «Учитель года», в которую я вошла в 2003 году как лауреат конкурса «Учитель года Карелии». А насчет перемен? Сегодня на курсах профессиональной переподготовки нам сказали, что, по мнению европейских психологов, человек должен менять работу через пять-семь лет. Став управленцем, хорошо понимаю настроение учителя и теперь хочу сделать так, чтобы и учителя понимали, что может и должен сделать для них человек, которому доверили управление образованием.
Комментарии