«Пройдет еще много лет, прежде чем Европа уяснит себе ход развития русского крепостного права. Его происхождение и развитие представляют собою явление столь исключительное и ни на что не похожее, что в него трудно поверить. Как в самом деле поверить, что половина народонаселения одной и той же национальности, одаренной редкими физическими и умственными способностями, обращена в рабство не войной, не завоеванием, не переворотом, а только рядом указов, безнравственных уступок, гнусных притязаний?»
А.И.Герцен
Генерал-майора Федеральной службы исполнения наказаний Александра Петровича Калашникова резко обеспокоили два дефицита – дефицит столыпинских вагонов и дефицит трудовых мигрантов.
Для чего же понадобились Александру Петровичу столыпинские вагоны? Для возвращения России на рельсы «лагерной экономики», экономики принудительного труда, а по сути, рабского или крепостного труда. И при этом его мотивы самые что ни на есть благие. Стоящая за ними рациональная логика проста и подкупающе убедительна: в стране из-за пандемии возникли барьеры, спровоцировавшие еще одну катастрофу – катастрофу резкого уменьшения притока трудовых мигрантов из республик бывшего Советского Союза. Ситуация сокращения трудовой миграции, сулящая немалые экономические риски, вызвала обоснованную обеспокоенность со стороны Президента Российской Федерации.
И вот тут весь в белом появляется Александр Петрович Калашников со своими благими намерениями.
Он предлагает во благо Отечества спасительную и старую как мир «инновацию» мобилизации трудовых ресурсов заключенных, принудительный труд которых во благо страны ничем не хуже производительного труда мигрантов из ближнего зарубежья.
Памятуя слова товарища Сталина о том, что «некоторые исторические аналогии весьма сомнительны», все-таки не удержусь от одной из подобных аналогий. Инициатива о широчайшем введении принудительного труда для зэков Александра Калашникова (в боевом прошлом которого конвоирование спецконтингента в столыпинских вагонах) предлагается в весьма знаменательную дату – спустя 160 лет после проведения реформы отмены крепостного права императором Александром II. 160 лет назад высочайшим повелением Александра II был провозглашен манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их блага».
Благодаря этому манифесту крестьяне получили поддержку и как минимум «две уникальные привилегии»: первая – возможность свободно распоряжаться своей личностью как особое гражданское право, вторая – возможность переходить из одного сословия в другое, то бишь, говоря на новоязе, возможность социального лифта. Инициатива Александра Калашникова, если ей будет дано благословение свыше, через 160 лет после реформы императора Александра II может стать историческим шагом на пути к отмене либеральной, не побоюсь этого слова, реформы императора Александра II, упразднявшей крепостное право в России.
И вряд ли при этом кого-то смутит, что инициатива Калашникова мало бьется со статьей 127.2 «Использование рабского труда» (от 13 июня 1996 года, редакция Уголовного кодекса Российской Федерации от 05.04.2021 года. – Прим. ред.). Иными словами, использование невольников и рабов в нашей стране пока еще уголовно наказуемо.
Но на то и смутные времена, чтобы в них принимались смутные реформы, лишающие людей привилегии свободно распоряжаться своей личностью.
Именно в этом ряду стоят законодательные решения о затемнении просветительства или о переводе страны, как теперь депрессивно шутят некоторые аналитики, в экономику «в клеточку», или лагерную экономику. Да и кого волнует, что рабский труд личностно опустошающ и вовсе не всегда эффективен? Почему бы и нет? Ведь занимались же им в сталинских шарашках Королев, Туполев, Тимофеев-Ресовский, Лихачев и многие другие представители русской интеллигенции.
Маразм вокруг политических обсуждений Калашникова как контрреформы об отмене крепостного права зашкаливает.
Некоторые журналисты и политики настолько сошли с нравственных рельсов, что высказали сногсшибательную гипотезу о том, что многие слои нашего населения уже столь депривированны, что для них жизнь в лагерях станет социальным лифтом и даже благодатью.
Эти времена лагерного счастья настанут, когда Калашников ликвидирует дефицит столыпинских вагонов и пополнит их спецконтингентом, жаждущим обрести безмятежное спокойствие. И действительно, кому же из них не захочется переживать день Ивана Денисовича, живоописанный А.И.Солженицыным в его известном произведении.
Не напоминает ли вся эта фантасмагория рассуждения нацистского преступника доктора Хасса из известного советского фильма «Мертвый сезон»? В нем доктор Хасс убежден, что большинству людей на земле лишающий разума и убивающий свободу газ принесет абсолютное счастье. Вот тогда-то они станут «трудовыми ресурсами общества», для которых что воля, что неволя – все одно.
Инициативы о восполнении дефицита труда мигрантов принудительным трудом заключенных, как и законодательное решение о помрачительном просветительстве во благо введения единомыслия в России, о чем просил в те же 1860‑е годы Козьма Прутков императора, каскадно нарастают в нашей стране. То ли еще будет! Катится, катится в страну лагерного счастья столыпинский вагон.
Александр АСМОЛОВ, академик РАО, член СПЧ при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Комментарии