Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Столыпин: жизнь и смерть ради России. Устный журнал-альманах для старшеклассников, посвященный жизни великого русского реформатора П. А. Столыпина

Дата: 02 ноября 2012, 10:20
Автор:

Предлагаю вашему вниманию разработку внеклассного мероприятия, состоящего из двух частей. Первая часть, устный журнал-альманах «Столыпин: жизнь и смерть ради России», раскрывает личность Петра Аркадьевича Столыпина. Старшеклассники, выступающие в роли ведущих, чтеца и историка, рассказывают об интересных и важных этапах жизни великого русского реформатора начала XX века. Мероприятие сопровождается показом презентации «Имя в летописи Отечества» и видеофрагментов.

Вторая часть, игра «Умники и умницы», может быть продолжением устного журнала и служить для закрепления усвоенного ранее материала, также игра может быть самостоятельным мероприятием. Сценарий игры размещен здесь:http://www.ug.ru/method_article/555.

Ход устного журнала

Оформление:

На сцене – портрет П.А. Столыпина

выставка: «С верой в Россию»

Эпиграф к выставке книг:

Вождь — тот, в ком сплавлено в стальное лезвиё

И ум пронзительный, и воля, и чутьё,

Кто знает терпкий вкус поступков человечьих,

В корнях провидит плод и контур норм — в увечьях,

Кто доказать умел на всех путях своих,

Что он, как ни возьми, сильнее всех других

Той самой силою, что в данный миг годится,

Кто, значит, угадал, в каком котле варится

Грядущее, в каком былое — угадал,

Куда история свой направляет шквал!

Г. Шенгели

Презентация «Имя в летописи Отечества»

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2)

Чтец (читает отрывки из книги А. Солженицына «Красное колесо»)

Историк

На сцену выходят Ведущие (1) и (2), звучит  музыка.

ВЕДУЩИЙ 1: Петр Аркадьевич Столыпин.

ВЕДУЩИЙ 2: О нём часто говорили и продолжают говорить.

ВЕДУЩИЙ 1: Оценка его деятельности неоднозначна и носит полярный характер.

ВЕДУЩИЙ 2: Одни выделяют в ней только негативные моменты деятельности.

ВЕДУЩИЙ 1: Другие, напротив, считают его  «гениальным политическим деятелем», и утверждают, что если бы он остался жив, хватило бы трёх-четырёх лет, и наша страна пошла по другому пути.

ВЕДУЩИЙ 2: Мы попробуем  посмотреть на эту политическую фигуру беспристрастным взглядом.

Страница «Торной дорогой предков»

ВЕДУЩИЙ 1: Столыпины – древний дворянский род России. (Презентация. Слайд 1.)Сам Петр Аркадьевич родился 2 (15) апреля 1862 года в Дрездене, в се­мье военного, героя обороны Севасто­поля, генерал-адъютанта Аркадия Дмит­риевича Столыпина. А его матерью была княжна Наталья Михайловна Горчакова – представительница еще одной слав­ной русской фамилии. (Презентация. Слайд 2.)

ВЕДУЩИЙ 2: Любопытная подробность: граф Лев Толстой приходился дальним родствен­ником Аркадию Дмитриевичу, всегда близко общался со Столыпиными, а поэт Михаил Лермонтов и вовсе был трою­родным братом Петра Столыпина.

Страница «начало пути»

ВЕДУЩИЙ 1: Детство будущего реформатора Рос­сии прошло в имении Средниково под Москвой и в Вильно, куда Сто­лыпины выезжали на лето.(Слайд 4)

ВЕДУЩИЙ 2: В 1879 году семья переезжает в Орел, по новому месту службы отца, ко­мандира армейского корпуса. Там Петр оканчивает мужскую гимназию и в июне 1881 года получает аттестат зре­лости, из которого следовало, что юный Петр Столыпин имеет особые способ­ности к изучению иностранных языков и точных наук. (Слайд 5)

ВЕДУЩИЙ 1: Следующая ступень – Петербургский университет, куда Столыпин поступает на естественное отделение физико-математического факультета и блестяще его оканчивает спустя три года, поразив на выпускных экзаменах глубиной своих познаний самого Д.И. Менделеева! (Слайд 6)

ВЕДУЩИЙ 2: Юноша начал свою карьеру в Минис­терстве государственных имуществ, а через два года был причислен к Депар­таменту земледелия и сельской промыш­ленности Министерства земледелия и государственных имуществ. Особенно он интересовался сельскохозяйственным делом и земле­устройством.

Историк: В 1884 году Петр Аркадьевич женился, причем его женитьба связана с трагическими обстоятельствами. На дуэли с князем Шаховским погиб старший брат Михаил. Впоследствии сам Столыпин также стрелялся с убийцей брата. Во время дуэли был ранен. Михаил был помолвлен с фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны Ольгой Борисовной Нейдгардт, являвшейся правнучкой великого полководца Александра Суворова. Существует предание, что на смертном одре брат положил руку Петра на руку своей невесты. Через некоторое время Столыпин просил её руки у отца Ольги Борисовны, указав при этом на свой недостаток — «молодость». Будущий тесть, улыбнувшись, ответил, что «молодость — это тот недостаток, который исправляется каждый день». Брак оказался очень удачным. У четы Столыпиных родились пять дочерей и один сын.

ВЕДУЩИЙ 1: Его карьера развивается стремительно. В 1889 году – назначе­ние ковенским губернским предводите­лем дворянства. Предмет его особой заботы – сельскохозяйственное общество, главные задачи которого – просвещение крестьян и увеличение производительности их хозяйств. (Слайд 7)

ВЕДУЩИЙ 2: В 1902 году Столыпин назначен гродненс­ким губернатором. По его инициативе были открыты еврейское двухклассное народное училище, ремесленное училище, женское приходское училище особого типа. Освоившись в должности губернатора, Столыпин начал проводить сельскохозяйственные реформы, и главное  – сельскохозяйственное образование крестьян. Это окончательно взбесило местных аристократов. (Слайд 8-9)

Историк: Самый влиятельный из них, князь Святополк-Четвертинский, заявил: «Нам нужна рабочая сила человека, нужен физический труд и способность к нему, а не образование. Образование должно быть доступно обеспеченным классам, но не массе…». «Реакционер и душитель народа» Столыпин резко ответил: «Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведёт к анархии…».

ВЕДУЩИЙ 1: В 1903 году Столыпин становится губернатором в городе Саратове. (Слайд 10)

Страница «Самый молодой губернатор»

ЧТЕЦ: Был он самый молодой – сорок лет – губернатор в России, а тут революционеры убили очередного министра внутренних дел (Плеве), и при вызванных этим событием перемещениях Столыпин был внезапно переназначен в крупную Саратовскую губернию, одну из самых революционно-бурных. (Слайд 11)

ВЕДУЩИЙ 1: В большой и неспокойной столице Поволжья Саратове к тому време­ни проживали около 150000 жителей, работали 150 фабрик и заводов, со­ставляющих мощный промышленный потенциал. Было более 100 учебных заведений, 11 библиотек, выхо­дили 9 периодических изданий.

ВЕДУЩИЙ 2: Все это создавало городу славу столицы Поволжья, и Столыпин старался эту славу упрочить. Состоялась торжественная закладка Мариинской женской гимназии, ночлежного дома, строились другие учебные заведения, больницы. Началось асфальтирование саратовских улиц, устройство водопро­вода, газового освещения, началась мо­дернизация телефонной сети. (Слайд 12-13)

ИСТОРИК: 8 марта Столыпин представлен императору лично. В июле Столыпин встречается с Николаем II, проезжавшим через губернию, и имеет с ним продолжительную беседу. Николай производит на него «впечатление».

Демонстрация  видеосюжета  Николай II о Столыпине (Приложение 1).

ВЕДУЩИЙ 1: Дворцовой партии, чтобы укрепить свои позиции, нужна была маленькая победоносная война.

ВЕДУЩИЙ 2: Столыпин предупреждал его императорское величество о губительности войны с японцами.

ИСТОРИК: Согласно воспоминаниям дочери, в кругу семьи он сказал: «Как может мужик идти радостно в бой, защищая какую-то арендованную землю в неведомых ему краях? Грустна и тяжела война, не скрашенная жертвенным порывом…» .

ЧТЕЦ (говорит и  одновременно демонстрируется  видеосюжет  «Русско-японская война». Приложение2): Самое ужасное, что в Зимний дворец приходили поздравительные телеграммы от студентов и курсисток. Они поздравляли с поражением.

ВЕДУЩИЙ 1: После поражения в войне с Японией Российскую империю захлестнули революционные события. Началась первая русская революция.

ВЕДУЩИЙ 2: И в самом центре этой разгоравшейся борьбы оказалась Саратовская губерния. Демонстрации, поджоги усадеб, библиотек, зернохранилищ…(Слайд 14)

ВЕДУЩИЙ 1: Подогретые приезжими революционерами-агитаторами крестьяне жгли и  крушили все, что попадалось под руку, вымещая накопившееся недовольство.

ВЕДУЩИЙ 2: Петр Столыпин лично объезжал бунтующие селения, в крайнем случае, арестовывал зачинщиков. Для восстановления порядка он действовал смело и решительно.

ВЕДУЩИЙ 2: Он мог выйти к разъяренной бунтующей  толпе, распахнуть шинель, сказать:  «Стреляй!». Смелых людей в империи было много, а умевших вести диалог с бесами – раз, два и обчелся.

ИСТОРИК: Из письма жене: «Драгоценная, целую тебя перед сном. Теперь час ночи, работаю с восьми утра. Пугачёвщина растет: все уничтожают, а теперь ещё и убивают. Войск совсем мало и я их так мучаю, что они скоро совсем слягут. Город совсем спокойный, вид обычный, ежедневно гуляю. Не бойся, меня охраняют, хотя я еще никогда не был так безопасен. Революционеры знают, что если хотя бы один волос упадет с моей головы, народ их всех перережет. Лишь пережить это время и уйти в отставку. Довольно я послужил, больше требовать с обычного человека нельзя. Осознаю: чтобы ты не сделал, свора, завладевшая общественным мнением, оплюёт».

ВЕДУЩИЙ 1: Столыпин спал по четыре часа в сутки, а его окружение смотрело на него с недоверием. Уже в то время на Столыпина было совершено несколько покушений: в него стреляли, бросали бомбы, террористы в анонимном письме угрожали отравить младшего ребенка Столыпина – трехлетнего Аркадия.

ВЕДУЩИЙ 2: Широко известна фраза Столыпина по поводу террористических действий революционеров: «Не запугаете!».

ВЕДУЩИЙ 1: Для борьбы с восставшими после «резни в Малиновке», во время которой погибло 42 человека, в Саратов направили генерал-адъютанта  В.В. Сахарова для проведения карательных экспедиций.

ИСТОРИК: Некто Биценко (камеристка) пришла на прием с прошением, в котором она, якобы помещица Пензенской губернии, просит защитить своё имение от взбунтовавшихся крестьян. Лишённые нервозности манеры, приятная внешность дамы не вызывали никаких подозрений. Сахаров согласился её принять. Но вместо прошения она подала ему смертный приговор. Дала прочесть, осознать, поднять удивленные глаза и только потом выстрелила… Её адвокат начал с того, что послал ей в камеру большой букет цветов.

ВЕДУЩИЙ 2: За подавление крестьянского движения в Саратовской губернии Пётр Аркадьевич Столыпин получил благодарность императора Николая II. А также постоянную угрозу жизни  его и его семьи, ненависть реакционеров-черносотенцев и крупных помещиков-аристократов и такую же ненависть бунтовавших крестьян и рабочих.

ИСТОРИК: «В обычное время выдвигают родовитых и удобных, а в кризисное – достойных». Наверное, поэтому в апреле 1906 года саратовский губернатор Петр Столыпин, исповедовавший дворянскую идеологию «Жизнь – царю, честь – никому», был назначен на пост министра внутренних дел.

Страница «Меня вынесла наверх волна событий…»

ВЕДУЩИЙ 1: Николай II  принял Столыпина 26 апреля 1906 года. Сказал, что давно следит за его деятельностью в губернии, считает его исключительным администратором – и вот назначает министром внутренних дел.

Демонстрируется  видеосюжет о назначении на пост (приложение3).

ЧТЕЦ (в руках держит книгу Солженицына): Среди сотен государственных назначений – почти всегда ошибочных, близоруких, даже ничтожных – чудо русской истории было это назначение 26 апреля 1906 в первый думский кабинет, в канун открытия 1-й Государственной Думы, через три дня после объявления первой русской конституции, на рубеже нового, думского периода России. Приходила Дума – но и правительству было кем встретить её. (Слайд  15)

ВЕДУЩИЙ 2: Своим первым выступлением в Государственной думе новый министр сразу обратил на себя внимание, обнаружив недюжинный ум, твердость и ораторский талант. (Слайд  16).

ИСТОРИК: Россия переживала  удивительные события. Подумать только, открывалась Государственная Дума. За тысячелетнюю историю у нас впервые появился парламент! Мы приобщались к европейской цивилизации!

ВЕДУЩИЙ 1: 8 июля 1906 года, после роспуска I Государственной думы, Столыпин стал главой Совета министров России (его кабинет получил прозвище «кабинет разгона Думы»), сохранив пост министра внутренних дел.

ВЕДУЩИЙ 2: Он заявил о своей цели «произвести ряд либеральных преобразований», вел переговоры с умеренно-либеральными общественными деятелями, стараясь привлечь их в свой кабинет, но согласия не получил. (Слайд  17).

ВЕДУЩИЙ 1: Зато оживились противники «слева» – их заклятый враг оказался в столице, в пределах досягаемости. Террористы решили прервать жизнь нового премьер-министра после одного месяца его деятельности.

ВЕДУЩИЙ 2: 12 августа 1906 года на даче Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге были взорваны бомбы. В это время в приемной министра собралось много посетителей, поэтому число жертв оказалось большим. Это был из успешнейших взрывов революции: 32 тяжело раненных и 27 убитых. Трёхлетнего единственного сына Столыпина и одну из дочерей выбросило с балкона далеко через забор на Набережную. Мальчику сломало ногу, девочка попала под перепуганных, раненых лошадей, на которых революционеры подъехали в фаэтоне. Разнесло половину дома. Единственной комнатой, которая не пострадала, был кабинет Столыпина, где в момент взрыва он и находился. (Слайд 18).

ВЕДУЩИЙ 1: Покушение еще более укрепило престиж Столыпина в правящих кругах. По предложению царя он переехал вместе с семьей в Зимний дворец.

ИСТОРИК (зачитывает письмо, одновременно демонстрируется  видеосюжет, приложение 4): Из письма Столыпина императору Николаю II:

«Получив милостивую телеграмму Вашего Императорского Величества, имею счастие всеподданнейше доложить, что жизнь моя принадлежит Вам, Государь; что все помыслы, стремления мои – благо России; что молитва моя ко Всевышнему – даровать мне высшее счастие: помочь Вашему Величеству вывести нашу несчастную Родину на путь законности, спокойствия и порядка.

Верноподданный

13 августа 1906 г.».

ЧТЕЦ (в руках держит книгу Солженицына): Из высказывания террориста Д. Багрова редактору газеты «Анархист» (слайд 19): «Наша задача – устранять врагов свободы, внести смуту и страх в правящие сферы, довести их до сознания невозможности сохранять самодержавный строй, да. Но для этого надо убивать не губернаторов, не адмиралов, не командующих войсками: убить надо или самого Николая II или Столыпина… в Столыпине  собралась вся неожиданная сила государства, о которой два года назад нельзя было и предположить, что она возродится. И властный руководитель этой дикой реакции – именно Столыпин, самый опасный и вредный человек в России. Кто сломал хребет революции, если не Столыпин? Режиму внезапно повезло на талантливого человека».

Демонстрация видео воспоминания сына  Столыпина. Приложение 5.

ВЕДУЩИЙ 1: Сам Столыпин очень изменился. Когда ему говорили, что раньше он вроде бы рассуждал иначе, он отвечал: «Да, это было до бомбы Аптекарского острова, а теперь я стал другим человеком».

ВЕДУЩИЙ 2: И действительно, с этого времени он подавил в себе ту гуманность, которую нередко проявлял, например, в Саратове, особенно до начала революции.

ВЕДУЩИЙ 1: 19 августа 1906 года, по представлению Петра Аркадьевича, был принят указ о военно-полевых судах. Тройка офицеров в течение 48 часов выносила приговор, который без обжалования приводился в исполнение в 24 часа.

ИСТОРИК: В своей речи от 13 марта 1907 года перед депутатами II Думы премьер Столыпин так обосновывал необходимость действия этого закона:  «Бывают, господа, роковые моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда надлежит выбирать между целостью теорий и целостью Отечества».

ВЕДУЩИЙ 1: Многие тогда отвернулись от Столыпина. Был такой депутат, один из видных кадетов, Ф. И. Родичев от Тверской губернии. Он во время выступления сказал: «Раньше были «муравьёвские воротники», а теперь «столыпинские галстуки». Столыпин вызвал его на дуэль. Родичев испугался и публично просил извинений. (Слайд 20)

ВЕДУЩИЙ 2: Да, начались казни. Было приговорено к смерти 1102  человека, пойманных за убийство. Они были виновны в гибели ни в чём не повинных людей.

ЧТЕЦ: «Столыпинские галстуки» родились не на пустом месте. Власть, наконец, стала жестко защищаться. (Слайд 21)

ИСТОРИК: Давайте посмотрим на цифры, ибо в тот момент терроризм в России достиг своего пика. За три года было совершено 26268 покушений, 6091 убийство должностных и частных лиц, свыше 6000  ранено. Было убито 768 и ранено 820 представителей власти. Часто жертвами становились случайные люди.

ВЕДУЩИЙ 1: За гибель почти 7000 человек было повешено в десять раз меньше «борцов за свободу». Но про 7000 загубленных жизней не вспоминает никто, а повешение 683 человек объявлено чуть ли не преступлением века. Где наша логика? Премьер-министр решил просто обуздать революционный хаос, и это ему в какой-то степени удалось. (Слайд 22)

Страница  «Аграрная реформа»

ВЕДУЩИЙ 1: И всё-таки отнюдь не это было главным в деятельности Столыпина. Он действительно нашёл ответ на вопрос «почему на Руси жить плохо?». По мнению Столыпина, всё дело было в отсутствии среднего класса среди крестьян. (Слайд 24)

ВЕДУЩИЙ 2: Почти той же идеей был одержим Ленин, вот только он предлагал отобрать у одних и отдать другим (как очаровательно выразился Булгаков: «Всё отнять и поделить»).

ВЕДУЩИЙ 1: Столыпин хотел обеспечить кре­стьян имуществом и определёнными знани­ями, которые помогли бы им стать если не бога­тыми, то, по крайней мере, не бедными. Считал, что великая Россия — это государство, состоящее из миллионов сильных личностей, а вот сильная община миллионов мешает России стать действи­тельно великой.

ВЕДУЩИЙ 2: Возглавив кабинет министров, он про­возгласил курс социально-политических реформ. Началось проведение аграрной (столыпинской) реформы, под руководством Столыпина был раз­работан ряд крупных законопроектов, в том числе по реформе местного самоуправления, вве­дению всеобщего начального образования, госу­дарственному страхованию рабочих, о веротер­пимости…

ИСТОРИК: «Реформы во время революции необходимы, так как революцию породили в большой мере недостатки внутреннего уклада, – писал Столыпин в записке, найденной уже после его смерти. – Если заняться  исключительно борьбою с революцией, то в лучшем случае устраним последствие, а не причину: залечим язву, но пораженная кровь породит новые изъязвления…».

ВЕДУЩИЙ 1 (говорит одновременно с демонстрацией видеосюжета об аграрной реформе, приложение 6): Одна из самых важных и значительных реформ Столыпина – земельная реформа.

ВЕДУЩИЙ 2: По масштабам и громадности послед­ствий столыпинская аграрная реформа выходила далеко за рамки сугубо сельскохозяйственной сферы, так или иначе затрагивая важнейшие сто­роны жизни как минимум 75% населения страны, тем самым воздействуя не только на экономи­ческую составляющую модернизации, но также на психологическую, культурную, социально-юридическую и другие.

ВЕДУЩИЙ1: Мероприятия в области крестьян­ского землеустройства и землепользования были начаты премьером с подписания 27 августа 1906 года указа о передаче Крестьянскому банку для продажи крестьянам части казённых земель, а 5 октября 1906 года — указа об окончательной отмене подушной подати и круговой поруки в общине.

ВЕДУЩИЙ 2: Были сняты ограничения свободы передвижения крестьян, избрания ими места жительства, отменён закон, запрещающий семей­ные разделы, сделана попытка уменьшить произ­вол земских начальников и уездных властей, рас­ширены права крестьян на земских выборах.

ВЕДУЩИЙ 1: Указами был провозглашён широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса крестьян — полноправных собственни­ков земли. В нём было обозначено, что «каждый домохозяин, владеющий землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепле­ния за собой в личную собственность причитаю­щейся ему части из означенной земли».

ИСТОРИК: Известно выражение Столыпина: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внеш­него, и вы не узнаете нынешней России». Однако его противники в верхах  считали, что и так уже сделано много усту­пок.

ВЕДУЩИЙ 2: Большая часть поместного дворянства опасалась потери привилегий, а идея Столыпина заключалась в том, чтобы решить аграрную проблему, не затрагивая помещичье землевладение, а обогатив одних крестьян за счёт других. Путём разрушения общины премьер рас­считывал создать слой крепких хозяйственников, предоставить им экономическое и политическое равнопра­вие через реформу местного управления, создать из них опору монархии.

ВЕДУЩИЙ 1: Премьер возлагал надежды на Крестьянский банк как средство оказания им помощи, разрабатывал меры, поощряющие пере­селение предприимчивых крестьян на новые земли в Сибири.

ИСТОРИК: Именно для этого были разра­ботаны особые вагоны, вмещавшие «40 чело­век и 8 лошадей», оборудованные с соблюде­нием существовавших тогда санитарных норм и удобства размещения. От обычных они отлича­лись тем, что задняя их часть представляла собой помещение во всю ширину вагона, предназначен­ное для крестьянского скота и инвентаря. Проезд в них был бесплатным.

ВЕДУЩИЙ 2: С 1906 года по 1916 год в Сибирь переселилось 3 миллиона человек. Правда, 300 тысяч вернулись затем обратно, но это произо­шло уже в тяжёлые военные времена, и из-за этих возвращенцев нельзя забывать о 2,5 миллио­нах устроенных переселенцев (Слайд 25)

ВЕДУЩИЙ 1: Им предостав­ляли большие земельные участки и множество льгот, однако сам процесс был плохо отлажен. Стоит отметить, что первые переселенцы дали значительный прирост урожаю пшеницы в Рос­сии. Сила аграрной реформы Столыпина перед Первой мировой войной вывела страну на первое место среди экспортёров сельскохозяйственной продукции (пшеницы).

ВЕДУЩИЙ 2: Реформы, которые премьер проводил жёстко и целеустремлённо, дали свои плоды: около 9 миллионов крестьян стали собственни­ками земли. А благодаря предвоенным урожаям был создан такой запас зерна, что им несколько лет кормилась большевистская Россия.

Трудные годы Столыпина

ВЕДУЩИЙ 1: Реши­тельные действия и неподкупная честность пре­мьера породили множество врагов и недоброже­лателей. Политический курс, намеченный Столы­пиным, вызвал резкую критику в его адрес со сто­роны как левых, так и правых политических сил.

ВЕДУЩИЙ 2: В марте 1911 года разразился новый и на этот раз более серьёзный для Столыпина кризис. Он решил учредить земство в запад­ных губерниях, введя при выборах националь­ные курии. Правые поспешили дать бой Столы­пину в Государственном совете и, получив неглас­ное разрешение царя, проголосовали против. Итоги голосования явились для Сто­лыпина полной неожиданностью так как они означали, что Николай предал своего премьера.

ВЕДУЩИЙ 1: На ближайшей аудиенции у государя Столыпин подал в отставку, заявив, что леги­тимистские лидеры «ведут страну к погибели, что они говорят: «Не надо законодательство­вать, а надо только управлять».

ВЕДУЩИЙ 2: Николай не принял отставки Столыпина, который, уверовав в свои силы, выдвинул перед царём ряд жёстких условий. Он соглашался взять отставку назад, если, во-первых, Дума и Госу­дарственный совет будут распущены на три дня. и законопроект будет проведён по специальной статье, предусматривавшей право правительства издавать законы во время перерывов занятий законодательных палат.

ИСТОРИК: Надо было хорошо знать своего госу­даря, никогда и никому не прощавшего подоб­ных «силовых приёмов» в обращении с собой. Близкие к Столыпину люди пытались отгово­рить его от столь жёсткого ультиматума самому царю. На это он отвечал: «Пусть ищут смягчения те, кто дорожит своим положением, а я нахожу и честнее, и достойнее просто отойти совер­шенно в сторону… Лучше разрубить узел разом, чем мучиться месяцами над работой разматы­вания клубка интриг и в то же время бороться каждый час и каждый день с окружающей опас­ностью» (Слайд 26).

ВЕДУЩИЙ 1: Император принял условия Столыпина через 5 дней после аудиен­ции. Дума была распущена на 3 дня, закон про­ведён, а Трепов и Дурново отправлены в отпуск. Отношения с законодательным органом Россий­ской империи у Столыпина были безнадёжно испорчены.

ВЕДУЩИЙ 2: Летом 1911 года Столыпин работал над проектом создания 8 новых министерств (труда, местного управления, национальностей, социального обеспечения, исповеданий, по экс­плуатации природных богатств, здравоохра­нения, переселения), размышлял об увеличе­нии бюджета за счёт налогов, о понижении зем­ского ценза при выборах и так далее. Делал он это во время едва ли не первого своего отпуска, но и отпуск, и работу пришлось прервать: в Киеве в присутствии императора должен был открыться памятник его деду, Александру II, по слу­чаю недавно исполнившегося юбилея Великой реформы.

ИСТОРИК: Пребывание премьер-министра в Киеве началось с оскорблений — ему явно давали понять, что он здесь лишний и его не ждали. Столыпину не нашлось места в автомобилях, в которых следовали император и его свита. Председателю Совета министров пришлось искать извозчика. Он ехал следом за царским кортежем, а когда кор­теж притормозил, Григорий Распутин оглянулся, увидел Столыпина и завопил: «Смерть за ним, смерть за нем едет! За Петром… за ним!».

ВЕДУЩИЙ 1:  «Святой старец» редко ошибался в своих пророчествах, хотя бы потому, что был отлично осведомлён обо всём, что творилось вокруг.

ВЕДУЩИЙ 2: Ему было известно, что императрица ненавидит Сто­лыпина и что избавиться от него хотел сам Нико­лай II. Но поскольку премьер упорно не подавал в отставку, а уволить его слабохарактерный госу­дарь не решался, то… случилось то, что случилось 14 сентября 1911 года.

ИСТОРИК: 14 сентября 1911 года император и Столыпин присутствовали на спектакле «Сказка о царе Салтане» в киевском городском театре. На тот момент у начальника охранного отделения Киева была информация о том, что в город прибыли террористы с целью совершить нападение на высокопоставленного чиновника, а возможно, и на самого царя. Информация была получена от секретного осведомителя Дмитрия Богрова. Оказалось, однако, что покушение задумал сам Богров. По пропуску, выданному начальником Киевского охранного отделения, он прошёл в городской оперный театр, во время второго антракта подошёл к Столыпину и дважды выстрелил: первая пуля попала в руку, вторая — в живот, задев печень. После ранения Столыпин перекрестил царя, тяжело опустился в кресло и произнёс: «Счастлив умереть за Царя».

ЧТЕЦ: Богров Д.сказал: «Историю делают личности. И мы в состоянии заменить одну личность на другую без глупых и ненужных демократических церемоний… Я поставил жирную точку в российской истории. Именно я остановил столыпинскую реакцию, именно я расчистил путь русской революции».

ВЕДУЩИЙ 1: Петр Аркадьевич Столыпин тихо скончался вечером 5 сентября (Слайд 27)

ВЕДУЩИЙ 2: Когда государь пришёл в клинику Маковского, где почил Петр Аркадьевич, его жена сказала: «Как видите Ваше Величество, не перевелись ещё на Руси Сусанины…»

ВЕДУЩИЙ 1 (говорит на фоне видеосюжета, Приложение 6): Его похоронили в Киево-Печерской лавре. Перед зданием киевской городской Думы на народные деньги поставили памятник. После Октябрьской революции памятник снесли. А на постамент решили воздвигнуть… Багрова, но почему-то не сделали этого.

ВЕДУЩИЙ 2: Оценки реформ Столыпина сильно разнятся.

ВЕДУЩИЙ 1: Либеральные, особенно запад­ные исследователи полагали, что ему на преобра­зования просто не хватило времени, и за 20 лет Россия постепенно завершила бы аграрную реформу.

ВЕДУЩИЙ 2: Советские историки писали о провале реформ (так как цели их не были достигнуты).

ВЕДУЩИЙ 1: В постсоветское время возникла тенденция к безудержному восхвалению деяний премьера.

ИСТОРИК: А ему просто не хватило времени. Он просил 20 лет спокойствия, для того чтобы завер­шить преобразования. Их, конечно, не оказалось. Странно и то, что работа Столыпина о будущем политическом устройстве России, в которой под­робно описывался план будущих преобразова­ний, бесследно исчезла. Первая мировая война, а затем и последовавшая череда революций пол­ностью уничтожили результаты деятельности Столыпина.

ВЕДУЩИЙ 2: Если бы не началась война в 1914 году, то никаких шансов ни у каких революционеров не было бы, и школьники изучали бы реформы Столыпина точно так же, как мы изучаем Вели­кие реформы Александра II.

ВЕДУЩИЙ 1: Не зря А. И. Солже­ницын в книге «Красное колесо» пишет о том, что, если бы Столыпин не был убит в 1911 году, он предотвратил бы мировую войну и, соответ­ственно, проигрыш в ней царской России, а зна­чит и захват власти большевиками, граждан­скую войну и миллионы жертв этих трагических событий.

ВЕДУЩИЙ 2: Как-то Столыпин сказал: «Россия сумеет отличить кровь на руках палачей от крови на руках добросовестных врачей».

ВЕДУЩИЙ 1: Судя по тому, что его имя оказалось в списке самых популярных при опросе «Имя России», убитого и ошельмованного почти сто­летие назад министра явно начали причислять к лику врачующих, а не убивающих.

ВЕДУЩИЙ 2: История рассудила.

Просмотр видеоклипа «Петр Столыпин» (приложение  7)

Использованные источники:

Антоненко С. Баланс разума и воли// Родина. – 2006. №12.- С.2-4

Бестужева-Лада С. Реформатор всея Руси.//Смена. – 2011. – №11. – С.16-27.

Васильева С. Уроки Столыпина.//Тайны XX века.- 2008. – №31. – С.20-21

Витте С.Ю. Воспоминания. – М., 1960. – Т.3. – С.369.

Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет. – М.: Высш. шк., 1992. – 159 с. – (История в лицах)

Пожигайло П. Столыпинская программа модернизации.// Родина. – 2006. №12.- С.4-10.

Солженицын А. И. Красное колесо.

Интернет-источники:

Сайт: Столыпин – слуга народа http://stolypin-info.ru/biography

Википедия  (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%EE%EB%FB%EF%E8%ED,_%CF%B8%F2%F0_%C0%F0%EA%E0%E4%FC%E5%E2%E8%F7#.D0.92_.D0.BB.D0.B8.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B5)

Электронные библиотеки:

lib.ru  http://lib.ru/HISTORY/FELSHTINSKY/stolypin.txt

bibliotekar.ru http://www.bibliotekar.ru/stolypin/5.htm

библиотека хроноса http://www.hrono.ru/libris/stolypin/stlp_pisma.php

Документальные фильмы:

– «1911г. Петр Столыпин – исторические хроники» http://rutube.ru/video/64edffddbc5932797085b5160cf29150/

– «Жизнь и смерть П.А. Столыпина». 2002 http://video.yandex.ru/users/gonch-an/view/1117/

Татьяна Гостяева, педагог дополнительного образования средней школы №80 им. В. П. Кузнецова Купинского района Новосибирской области, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей».

Во вложенном файле – списка ссылок на файлообменник (Приложения 1-7, презентация к мероприятию).

Фото: http://www.svobodanews.ru/content/article/24318831.html


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt