В 1899 году в нашей стране проживали 126400000 человек. Общее число преподавателей составляло 113984 человека, в том числе 22879 было женщин. Количество учащихся – 3801133, из них 831544 – женского пола.
В это время в России ощущался серьезный недостаток практически подготовленных преподавателей для начальных училищ. Он был настолько ощутим, что в некоторых местах эти учебные заведения вовсе не открывались. Желающие обучаться и их близкие должны были сами приспосабливаться к этим трудностям. Бывало так, что дети посещали школы, находившиеся на значительных от родных домов расстояниях, иногда несовершеннолетних устраивали на проживание в уездные города к родственникам или знакомым.
Для увеличения преподавательского состава в России 31 марта 1900 года министр просвещения в срочном порядке утвердил “Правила о педагогических курсах для приготовления учителей и учительниц”.
Согласно этим правилам мужские курсы открывались при городских училищах, а женские – при женских гимназиях, но только там, где имелся достаточный состав опытных преподавателей и где были удобные для проведения занятий помещения.
На эти курсы принимались молодые люди, достигшие 16, и девицы, достигшие 15-летнего возраста. От поступающих требовались знания курса городского училища или трех низших классов женских гимназий. Продолжительность обучения на курсах составляла один год.
Слушатели и слушательницы изучали педагогику и дидактику начального обучения, а также проводили практические занятия в школах. Курсы состояли под руководством и наблюдением директоров и инспекторов народных училищ.
На содержание каждого из таких курсов Министерство просвещения отпускало по 1 тысяче рублей (чтобы представить величину этих денег, стоит вспомнить, что в то время в пределах десяти копеек можно было сытно пообедать). Из этих денег 120 рублей шло на оплату заведующего курсами, 780 рублей – на оплату работы преподавателей и 100 рублей – на учебные и хозяйственные нужды.
Вместе с решением вопроса нехватки учителей в 1900 году учебное ведомство обращало внимание начальствующих в средних учебных заведениях и директоров народных училищ на необходимость ознакомления учащихся с новой метрической системой, принятой за границей. Рекомендовалось приобретать для училищ коллекции новых мер и весов, упражнять учащихся в математических задачах на перечисление русских мер (верст, сажен, вершков, пудов, ведер и проч.) в метрические и обратно. Это делалось с целью облегчения грядущего введения в России Единой европейской метрической системы.
Татьяна БИРЮКОВА,
москвовед
Комментарии