Урок проводится после изучения романа Л.Толстого «Война и мир». Цель: показать причины Отечественной войны 1812 г. Подчеркнуть роль народных масс в разгроме врага.
Напоминаются правила ведения дебатов (написать на доске).
Основные понятия: гуманизм, международное гуманитарное право.
Дебаты (фр. debats) – прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.
Класс заранее делится на две группы:
1-я группа – оптимисты;
2-я группа – скептики.
Оптимист – человек, склонный к оптимизму.
Оптимизм (лат. optimus – наилучший) – мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в будущее, в успех, склонность во всем видеть хорошее, светлые стороны.
Скептик (гр. skeptikos) – 1) последователь скептицизма; 2) человек, относящийся ко всему критически, с недоверием, во всем сомневающийся.
Каждая группа вывешивает на доске заранее выписанные цитаты из романа Л.Толстого «Война и мир».
«ОПТИМИСТЫ»: Ростов увидал отвозимых пленных и поскакал за ними, чтобы посмотреть своего француза с дырочкой на подбородке. Он в своем странном мундире сидел на заводной гусарской лошади и беспокойно оглядывался вокруг себя. Он притворно улыбался Ростову и помахал ему рукой, в виде приветствия. Ростову все так же было неловко и чего-то совестно. Ростов все думал об этом своем блестящем подвиге, который, к удивлению его, приобрел ему Георгиевский крест и даже сделал ему репутацию храбреца, – и никак не мог понять чего-то. «Так и они еще больше нашего боятся! – думал он. – И разве я это делал для отечества? А как он испугался! Он думал, что я убью его. За что ж мне убивать его? У меня рука дрогнула. А мне дали Георгиевский крест. Ничего, ничего не понимаю!» (т.3, ч.I).
И, перебирая воспоминания нынешнего дня, воспоминание о французе-барабанщике представилось ему. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» – подумал он.
– А может, позвать этого мальчика, что взяли в плен? Дать ему что-нибудь поесть… может…
– Я позову, – сказал Петя. (Т.4, ч.III).
Французский капрал, по-домашнему расстегнутый, в колпаке, с коротенькой трубкой в зубах, вышел из-за угла балагана и, дружески подмигнув, подошел к Пьеру. Пьер расспросил его, что слышно о выступлении… В балагане, в котором был Пьер, один из солдат, Соколов, был при смерти, и Пьер сказал капралу, что надо распорядиться этим солдатом. Капрал сказал, что Пьер может быть спокоен, что на это есть подвижной и постоянный госпитали, и что о больных будет распоряжение, и что вообще все, что только может случиться, все предвидено начальством. (Т.4, ч.II).
«СКЕПТИКИ»: Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду…
Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уж рвал с шеи армянки ожерелье, которое было на ней, и молодая женщина, хватаясь руками за шею, кричала пронзительным голосом.
«Уберите это», – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Уберите это» – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. …Один Пьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк. «- Некоторых из них порубили саблями и очистили Кремль от их присутствия».
Вступительное слово учителя
Во все исторические эпохи существовали обычаи, законы отдельных правителей, договоры между отдельными государствами, военачальниками, отразившие стремление уменьшить страдания…, вызываемые вооруженными конфликтами, путем введения правил поведения их участников. Этот богатый исторический опыт в XIX веке создал основу для заключения международных договоров, ограничивающих насилие в период вооруженных конфликтов.
Письменное утверждение международного гуманитарного права состоялось только в XX веке.
На материале романа Л.Толстого мы посмотрим, почему возникла необходимость после двух отечественных войн принять письменный договор по нормам МГП. Нормы международного гуманитарного права отражены в более чем 80 международных соглашениях. Основные источники международного гуманитарного права – это 4 Женевские конвенции 1949 г. и 2 дополнительных протокола к ним 1977 г.
Принятие этих конвенций и протоколов – свидетельство реакции мирового сообщества на практику ведения вооруженной борьбы во второй мировой войне и в современных конфликтах.
Основные положения международного гуманитарного права
– Лица, прекратившие принимать участие в военных действиях, а также лица, не принимающие в них непосредственного участия, имеют право на уважение их жизни, а также психической и физической неприкосновенности. При всех обстоятельствах должно быть гуманным обращение с ними.
– Вести боевые действия разрешается только против вооруженных сил противника. Нельзя нападать на гражданские объекты.
– Раненых и больных нужно подбирать и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника.
– Сдающегося противника запрещается убивать или наносить ему ранения. С военнопленными следует обращаться гуманно и т.д.
Вопросы для обсуждения:
1) На историческом материале и на конкретных примерах из романа Л.Толстого «Война и мир» расскажите о причинах Отечественной войны 1812 г.
2) На примере романа Л.Толстого «Война и мир» расскажите о судьбе раненых на войне 1812 г.
3) Как поступали с военнопленными с русской и французской стороны?
4) Каковы были последствия военных действий для гражданского населения?
5) Соблюдались ли нормы МГП?
Опираясь на вопросы для обсуждения и на цитаты из романа Л.Толстого «Война и мир», «оптимисты» и «скептики» ведут спор вокруг тезиса «На войне как на войне?!». От каждой команды выступают по 3 спикера (спикер (англ.) speaker букв. оратор). У спикеров, защищающих точку зрения скептиков, аргументы бывают сильнее аргументов оптимистов, поэтому учитель может привести такую цитату: «Все на войне противоречит понятию гуманности, и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключаются в том, чтобы примирить эти крайности». О.Рюссбах.
Выводы
Стороны в конфликте должны вести себя исходя из принципов гуманности и уважения прав друг друга. Международное гуманитарное право не допускает в условиях вооруженного конфликта руководствоваться девизом «На войне как на войне». Оно накладывает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, четко предписывает каждому вовлеченному в конфликт, что он должен и что не должен делать.
Хотя главное, а может быть, единственное, о чем в этот момент думает человек, – это как уцелеть и уничтожить противника; на примерах из романа Л.Толстого «Война и мир» мы видим, что люди на войне оставались людьми.
Человек создан Богом как разумное, интеллектуальное и божественное существо. С течением времени он совершенствуется, разрабатывая научные технологии. Это естественно и логично, но и опасно, потому что люди могут заболеть «общечеловеческой звездной болезнью». Звездная болезнь возникает чаще всего тогда, когда человек занимает лидирующее положение в обществе. Только власть над людьми, власть любыми средствами. Будет ли мучить совесть руководителей тех стран, которые развязали войну в Ираке? Сразу вспоминается фраза из романа Достоевского «Преступление и наказание» – «сильные мира сего». На первый взгляд кажется, что война начата во имя добра, во имя справедливости. Но стоит ли жертвовать тысячами людей, чтобы спасти миллионы?
Зинаида МУРИНА, учитель истории, граждановедения; Оксана ГРЕБЕНЩИКОВА, учитель литературы, Удмуртия
Комментарии