Если внимательно изучить вопрос, как у нас в стране работают с глухими и слабослышащими детьми, то окажется, что педагогов-специалистов катастрофически не хватает. В результате значительная часть таких детей не получают необходимого образования или вообще не умеют читать. Даже среди тех, кто обучался в специализированных интернатах, большинство пишут плохо, не приучаются много читать. А ведь это им крайне необходимо. По статистике, трудоустроены не более 30 процентов глухих. У остальных после безуспешных попыток найти работу опускаются руки. Они просто выпадают из социума. Их удел – одиночество, многие сидят дома и существуют на пенсию по инвалидности.
Самые большие проблемы для людей с ограниченными возможностями здоровья – это своевременная помощь на раннем этапе, дальнейшее получение среднего и специального образования, подготовка к жизни. В этом отношении весьма полезный опыт показывает ставропольская коррекционная школа-интернат №36. В этом году она отмечает знаменательный юбилей – учреждению исполняется сто лет. Целый век здесь учат и оздоравливают детей с нарушениями слуха и речи. Все эти десятилетия школа развивалась, приумножала добрые традиции. Была открыта группа кратковременного пребывания, появилась также школа для родителей детей-инвалидов по слуху. А недавно произошло еще одно радостное событие – открылось дошкольное отделение.
Надо отметить, что школа-интернат №36 всегда была на хорошем счету. А с тех пор как ее возглавила заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения РФ, кандидат педагогических наук Татьяна Захарина, слава о лучшей школе вышла далеко за пределы Ставропольского края. Опыт коллектива берут на заметку коллеги из разных российских регионов.
В школе-интернате №36 педагоги, психологи, дефектологи и другие специалисты занимаются индивидуально с каждым учеником. Наполняемость в классе – 6-8 человек, что позволяет педагогу обучать всех и каждого в отдельности.
Заслуженный учитель РФ, учитель русского языка и литературы, сурдопедагог Мария Смирнова работает по своим авторским методикам, которые, кстати, с успехом используют коллеги из других таких школ. Она применяет также уникальную систему известного ученого Эмилии Ивановны Леонгард, создавшей особое направление в сурдопедагогике. Благодаря ему удается успешно осуществлять формирование и развитие речевого слуха и речевого общения у детей, которые плохо слышат. Слабослышащие дети учатся понимать речь по артикуляции губ, они как бы считывают произнесенные педагогом слова. Мария Ивановна кропотливо работает с каждым новым словом, озвучивая его для ребенка, чтобы оно стало близко ему. Представьте себе, что спустя какое-то время питомцы Марии Ивановны начинают слышать и понимать речь, у них развивается словесно-логическое мышление. Какая радость для педагога – слышать, как ее воспитанники начинают произносить звуки, затем слова, связывая их в предложения, постепенно овладевая внятной речью!
Педагоги учат детей с ОВЗ понимать устную речь, одновременно осваивая и письменную. При этом дети совсем не используют язык жестов, с помощью которого они общались и общаются друг с другом. Надо сказать, что недавно в школе-интернате появилась самая современная акустическая техника, благодаря которой детские слуховые аппараты и протезы стали передавать более громкие и чистые звуки.
Однако замечено, что самые совершенные методы и самое современное оборудование не дали бы таких значительных результатов, если бы детей не окружали внимательные и чуткие педагоги. Ребята, попадая в учебное заведение, оказываются в особой обстановке доброты, душевного тепла и комфорта, которая тоже, а может быть и прежде всего, способствует их оздоровлению. Здесь лечат еще и добрым словом, ласковым взглядом, хвалят за малейший успех. Ведь вместе все это вдохновляет ребенка на дальнейшие победы.
Поистине педагоги, психологи, дефектологи способны творить чудеса, ведь недаром родители между собой называют их волшебниками. Для папы или мамы самым счастливым днем становится тот, когда их ребенок заговорил, хотя прежде годами молчал. Какая же радость для родителей – видеть, что к седьмому-восьмому классу их сын или дочь уже могут заниматься по обычной программе! И таких детей в школе-интернате большинство. Как можно не называть педагогов волшебниками, не восторгаться ими, не радоваться успехам детей?! Вот как об этом говорит Ксения Гришина: «Я не верила, что моя Настя заговорит. Помню, когда пришла в первый раз, была перемена. Дети, как и в любой другой школе, бегали, играли, веселились, общались. И вдруг прозвенел звонок. Они быстро разбежались по классам. Я тогда решила, что среди детей с ОВЗ есть и здоровые. Каково же было мое изумление, когда я узнала, что это были такие же молчуны, как и моя Настя. Прошло время, и моя девочка тоже заговорила. Трудно выразить мою радость, я бесконечно благодарна всему коллективу учителей, психологам, дефектологам».
За годы учебы учителя и специалисты школы-интерната №36 стараются подготовить своих воспитанников к полноценной взрослой жизни. Причем именно так, как это происходит в настоящей хорошей семье. Выпускники могут себя обслужить, приготовить обед, испечь пироги, обустроить жилье. Кто-то из них после поступает в вузы и колледжи. В рамках дополнительного образования подростки могут выбрать одну из специальностей: столяра, швеи, повара, цветовода, секретаря-машинистки, дизайнера веб-сайта, специалиста компьютерной графики. И вместе с аттестатом о среднем образовании выпускники могут получить свидетельство специалиста по компьютерной технологии, швейному и столярному делу. Кто-то из ребят, еще учась здесь, доводит свое умение до совершенства. Скажем, девочки, пожелавшие стать швеями, оттачивают свое мастерство в кружке «Волшебная иголочка», они создают красивые бальные платья.
Большое внимание в школе-интернате уделяется и музыкальным занятиям. Музыка, пение, танцы помогают детям с ОВЗ развивать и совершенствовать свои таланты. С удовольствием они посещают занятия в театре-студии «Вдохновение», которую возглавляет Виктория Коростылева. Особенно мальчиков и девочек привлекают танцы. Под руководством хореографа Ирины Богомаз они учатся народным и современным танцам. Но особенно любят бальные. Последние популярны более других, и вот почему. По инициативе Татьяны Григорьевны Захариной в школе регулярно устраивают балы. Это уже стало доброй традицией, ведь балы проходят уже более тридцати лет. Такие праздники любят все – и дети, и взрослые.
Балы устраиваются в стиле романтического XIX века и называются соответственно: «Пушкинский бал», «Лермонтовский», «Осенний», «Венецианский». К танцам на балу дети готовятся начиная с 6-7 лет. Разучивают фигуры, усваивают танцевальную культуру России, и потому, следуя Пушкину, можно сказать о каждом участнике бала, что он «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно». Разумеется, девочки приходят на праздник в красивых бальных платьях, а мальчики во фраках с бабочками. Не отстают от них и учителя, и родители, и даже гости.
…И вот грянула музыка, начинается бал. Гаснет свет. Зажигаются канделябры. Торжественно звучит полонез, затем вальс, мазурка. Танцуют все. В промежутках между турами вальса, полонеза или мазурки звучат стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, исполняются романсы на их стихи.
Наблюдая за детьми, можно отметить их тягу к прекрасному. И это наверняка останется с ними на всю жизнь. И прекрасная осанка, и хорошие манеры, и чувство собственного достоинства… Ведь высокое искусство – это прививка от безвкусицы, всякой пошлости.
Константин Ушинский писал: «Ребенок мыслит красками, звуками». Неудивительно, что здесь, в школе-интернате, педагоги берут себе в союзники не только музыку, танцы, но и изобразительное искусство. Изотерапия развивает творческое мышление, фантазию, приводит к душевному равновесию, устраняет страхи, снимает стресс.
Прошлой осенью юные художники получили задание: нарисовать картинки, связанные с разными видами спорта. Лучшие из них отправили в Пекин, на Всемирный молодежный конкурс живописи, посвященный зимним Олимпийским играм. Десять из них получили сертификаты и были подарены олимпийцам.
Питомцы школы участвуют во многих конкурсах, соревнованиях. В прошлом году они единственные представляли Россию на Международном творческом фестивале детей-инвалидов, проходившем в Турции. В Стамбуле они мастерски исполнили народный русский танец «Калинка», показали пантомиму, устроили выставку своих рисунков.
Опыт ставропольской коррекционной школы-интерната №36 имеет всероссийское значение, что не раз отмечалось на педагогических конкурсах. К примеру, два года назад школа стала лучшей в России в номинации «Лидер в организации психолого-педагогического сопровождения учеников с ОВЗ». Школа-интернат №36 сегодня является краевой инновационной площадкой и федеральной экспериментальной. А в прошлом году Институтом коррекционной педагогики РАО практика дистанционного обучения детей с ОВЗ в школе-интернате была признана лучшей. Во время пандемии специалисты школы использовали свои авторские методы, которые позволяли им вести дистанционные занятия на высоком уровне.
В большинстве своем выпускники школы-интерната находят свое место в жизни. И это отрадно, что они ощущают себя нужными, полезными обществу людьми. Кстати, их наставники не оставляют бывших питомцев без своего внимания и после выпуска. Для педагогов, вложивших много труда и сил в обучение и воспитание своих подопечных, сколько бы лет ни прошло, воспитанники все равно остаются близкими людьми, которым важны поддержка и внимание.
Маргарита КУРГАНОВА
Комментарии