Дискуссии о том, какие учебники нужны современной школе, велись во все времена. Сколько их – совершенно новых или в новой редакции, исправленных и дополненных – многотысячными тиражами выходит из печати! Но существуют удивительные учебники, не одно десятилетие остающиеся актуальными. По ним учится сегодня уже четвертое поколение школьников. Это учебники физики Александра Васильевича Перышкина. Однако жизнь и развитие науки вносят свои коррективы, которые необходимо учитывать в образовании. Поэтому издательство «Экзамен» разработало линию новых учебников физики А.В.Перышкина для 7, 8 и 9‑х классов. Сначала коротко о том, как все начиналось.
Наше издательство «Экзамен» уже много лет выпускает учебные пособия к школьным учебникам, в том числе к учебникам физики А.В.Перышкина, которые выходили в издательстве «Дрофа». Мы издаем «Сборник задач по физике» и «Рабочие тетради по физике» для 7, 8 и 9‑х классов (автор А.В.Перышкин), «Рабочие тетради» Раисы Дмитриевны Миньковой и Веры Викторовны Ивановой, «Тетради для лабораторных работ» Миньковой, Ивановой и Сергея Васильевича Степанова. В учебно-методический комплект к учебникам Перышкина входят также написанные известными преподавателями-методистами Ольгой Ильиничной Громцевой и Аллой Владимировной Чеботаревой «Контрольные и самостоятельные работы по физике» и «Тесты по физике».
В процессе работы над учебными пособиями мы имели дело с огромным количеством оригинального материала, принадлежащего перу А.В.Перышкина, изучали его наследие. В результате возникло четкое понимание того, как сам автор видел курс физики для детей. Тогда-то у нас и родилась идея возрождения классического учебника физики с учетом современных реалий: достижений науки и техники, появления новых теорий и терминов, новых приборов и технологий. При этом мы поставили задачу выдержать подход великого методиста Перышкина к преподаванию, сохранить его логику изложения и замечательный, простой, понятный язык.
Над новой линией учебников работал большой коллектив высококвалифицированных специалистов: научные, литературные, технические и художественные редакторы, методисты, верстальщики, в качестве консультантов и экспертов были приглашены учителя физики и научные работники. Расскажу о том, что у нас получилось. Каждая глава в наших учебниках имеет свой цвет, поэтому найти нужную можно очень быстро. Формулировки законов, определения и формулы – все то, что нужно выучить наизусть, помещено в рамки на голубом фоне. Новые термины выделяются синим цветом и жирным шрифтом. Выводы, замечания или важные для понимания мысли подчеркиваются синей чертой.
Посовещавшись, творческий коллектив разработчиков принял решение пригласить в «соавторы» забавного маленького человечка, немного похожего на мультяшного Эйнштейна. Он в каждой главе разный: где-то с весами, где-то с линейкой или лупой. Этот герой сопровождает ребенка на протяжении всего учебного курса: помогает делать опыты, предлагает ответить на вопросы и т. д. Небольшой элемент юмора в серьезном курсе снимает излишнее напряжение и помогает ученикам лучше запомнить важные моменты.
Кроме обязательных параграфов в учебники введены дополнительные рубрики. Одна из них – портреты выдающихся ученых с короткими рассказами об их жизни и вкладе в науку. Эта рубрика имеет большое воспитательное значение. Обогащает учебный материал и рубрика «Для любознательных», где приводится дополнительный интересный материал, например, что такое адронный коллайдер, цунами, как действует инфразвук на человека, как устроена сотовая связь. Эти и другие сведения пробуждают интерес к предмету и желание более подробно изучать физику. Рубрика «Подведем итоги главы» – это повторение главных моментов и понятий, изученных в данном разделе.
В рубрике «Развиваем критическое мышление» дается интересная тема, предлагается найти информацию в научно-популярной литературе и Интернете, обдумать ее, выдвинуть гипотезу, подготовить аргументы и провести научную дискуссию. Все это способствует развитию самостоятельного мышления ребенка.
Несколько слов о классических основах учебного материала. Безусловно, представляемые новые учебники сохраняют преемственность по отношению к ранее издававшимся учебникам физики Перышкина, но есть и отличия.
Например, в учебник для 7‑го класса включен §11 «Скорость движения молекул и температура тела». В предыдущей линии этот параграф был в 8‑м классе. Но А.В.Перышкин считал, что, не введя термин «температура», не объяснив, как она связана с движением молекул и чем измеряется, невозможно двигаться дальше. Поэтому методика изложения должна быть именно такой. В §51 включена четкая формулировка закона Архимеда, чего ранее не было. «Потенциальная энергия» и «Кинетическая энергия» – это теперь два отдельных параграфа, что облегчает понимание этих тем учащимися. Добавлена лабораторная работа «Определение работы и мощности при равномерном движении тела», необходимая согласно требованиям Примерной образовательной программы основного общего образования.
Какие отличия от предыдущей линии в 8‑м классе? Вводится понятие напряженности электрического поля и полного внутреннего отражения, объясняется, почему возникает мираж, как устроены проектор и фотоаппарат, чем пленочный фотоаппарат отличается от современного цифрового, обсуждаются экологические проблемы использования тепловых машин, что такое волоконная оптика и др. Кроме того, добавились лабораторные работы «Наблюдение за нагреванием и кипением воды», «Изучение последовательного соединения проводников», «Изучение параллельного соединения проводников», «Измерение углов падения, преломления и отражения света», расширена лабораторная работа с собирающей линзой: теперь ребята учатся определять фокусное расстояние линзы и расстояние наилучшего зрения. Все вышеперечисленное было включено в курс согласно требованиям ФГОС, в предыдущей линии учебников эти материалы отсутствовали, что вызывало многочисленные нарекания.
Больше всего претензий было к учебнику 9‑го класса предыдущей линии, поэтому он ОСНОВАТЕЛЬНО доработан. Названия глав остались прежними, но при этом восстановлена авторская логика изложения и – самое главное – сохранен простой и понятный язык текстов Перышкина. Например, 1‑я глава начинается с относительности движения, здесь объясняется, для чего нужна система отсчета, что можно считать материальной точкой, а что – нельзя, чем путь отличается от перемещения, рассматривается графическое представление движения и т. д. Далее логично переходим к видам движения: равномерное, неравномерное, равноускоренное, свободное падение и т. д. Только после этого вводятся законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения, закон превращения и сохранения механической энергии, рассматривается теорема о кинетической энергии.
2, 3 и 4‑я главы тоже сильно доработаны с использованием материалов А.В.Перышкина. Включены новые параграфы «Фотоэффект» и «Цвета тел».
Помимо этого в учебник для девятиклассников включено много современного интересного материала. Так, в рубрике «Для любознательных» рассказывается, например, про реактивное движение живых организмов, эхолокацию, экзопланеты и приводятся другие интересные факты.
В соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования в курс физики включен раздел по астрономии. В новой линии это 5‑я глава «Строение и эволюция Вселенной» в учебнике 9‑го класса. Материалы к ней предоставлены Институтом космических исследований Российской академии наук. В этот раздел включены очень интересные реальные фотографии, назову лишь некоторые из них: снимки Титана (спутника Сатурна), сделанные с места посадки модуля «Гюйгенс», снимки Юпитера, сделанные автоматической межпланетной станцией «Кассини», снимки кометы Чурюмова – Герасименко, сделанные космическим аппаратом «Розетта».
Согласно требованиям ФГОС изменились количество и состав лабораторных работ, их стало 11.
Новый учебник для 9‑го класса получился интересным и понятным. Еще интереснее его делает электронная версия, созданная также в издательстве «Экзамен».
Электронные версии учебников для 7, 8 и 9‑х классов помимо иллюстраций, видеороликов, анимации, 3D-моделей и тестовых заданий содержат интерактивные лабораторные работы, что дает возможность экономить время урока, предлагая виртуальные лабораторные работы в качестве домашнего задания.
Важно отметить, что в отличие от предыдущей новая линия учебников А.В.Перышкина содержит абсолютно все элементы кодификатора основного государственного экзамена (ОГЭ) по физике.
И, конечно же, к учебникам новой линии для каждого класса имеется «Методическое пособие», написанное известным преподавателем-методистом О.И.Громцевой. Пособие включает рабочую программу в виде поурочного планирования с указанием целей, содержания, результатов обучения, методических рекомендаций к каждому уроку, а также тематическое поурочное планирование и примерные варианты контрольных и самостоятельных работ.
В заключение подчеркну, что новая линия учебников физики – это современные возрожденные классические учебники А.В.Перышкина, сохраняющие преемственность предыдущей линии, выпускавшейся в издательстве «Дрофа». В новых учебниках учтены все требования ФГОС, ПООП ООО и ОГЭ. Надеемся, учиться и учить по новым учебникам будет интересно!
Об авторе:
Галина ЛОНЦОВА – кандидат технических наук, заведующая редакцией физики издательства «Экзамен».
Комментарии