Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Особые дети

Степандик

Учительская газета, №09 от 03 марта 2020. Читать номер
Автор:

Наталья Никулина – мама особого ребенка. Степа – один из самых узнаваемых детей с РАС (расстройство аутистического спектра. – Прим. ред.) в Карелии. Степа рисует, занимается музыкальной импровизацией, ходит в школу и увлекается скалолазанием. Мама Степы пять лет назад создала студию для особых детей и родителей «Творим вместе», которая находится в Детско-юношеском центре Петрозаводска. Эта студия – возможность для детей и их родителей ощутить вкус к жизни, расширить горизонты и получить импульс к развитию. Наталья не самая обычная мама. Она активна, деятельна и… ведет дневник.

О себе

Меня зовут Наталья, мне 43 года. До рождения Степы я была педагогом дополнительного образования, руководила программами для школьников в области прав человека. Но потом появился старший сын, который вдохновил на городскую программу для начальных классов. На его-то классе я и экспериментировала. Когда дочка была маленькой, стало активно развиваться сотрудничество с финскими организациями, и мы с ними провели несколько интересных мероприятий. Младший сын Степа способствует тому, что я теперь развиваю программы помощи детям с аутизмом. Получается, что каждый мой ребенок вдохновил меня на создание нового проекта.

Как и большинство родителей, я не могу сказать, что воспитывать ребенка с аутизмом – это очень круто и здорово. Лучше бы без этого. Но раз уж это в нашей жизни случилось, то унывать не стоит. Главное – начать действовать. Спасибо Сергею Воздвиженскому, моему пионервожатому, который воспитывал в нас активную жизненную позицию. В походе понимаешь, что уныние тебе вовсе не поможет найти сухих дров и разжечь костер. Так теперь и в жизни: если у тебя возникает какая-то проблема, то попробуй решить ее сам.

Рассуждения попутчицы

Года три назад ехала в поезде, как обычно, разговаривала с попутчицей. Весь вечер я слушала предположения, почему у моего сына аутизм. Версии разнились: «Может, вы согрешили и это наказание?», «Это для того, чтобы вы смогли что-то преодолеть и создать!», «Пили и курили, наверное?», «Сглазили! Накаркали!»

Сравнения не работают

О людях с аутизмом стали разговаривать после фильма «Человек дождя». Я тоже его смотрела, но и подумать не могла, что у меня будет такой ребенок. Когда появились первые звоночки того, что что-то не так, я пыталась сравнить Степу с героем Дастина Хоффмана. Но они не похожи, Степа смеется и обнимается. Мне казалось, этого достаточно, чтобы сделать вывод: у ребенка аутизма нет. Потом, когда Степаха становился старше и его особенности проявлялись все больше, пришло понимание, что это навсегда. И, как многие в трудной ситуации, я прошла и отрицание, и принятие, а потом началось действие.

Наталья НИКУЛИНА, руководитель творческой студии для особых детей и родителей «Творим вместе», Детско-юношеский центр, Петрозаводск


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt