search
main
0

Ставим на карту

Сегодня все чаще можно слышать споры о необходимости и целесообразности использования атласов и контурных карт на уроках истории. Этот диалог начался еще в 90-х гг. прошлого столетия, когда вся система отечественного образования подверглась серьезной критике, пересмотру и трансформации. Естественно, историческое образование в силу своей специфики стало полем наиболее масштабных и смелых экспериментов. В частности, была поставлена под сомнение некогда казавшаяся незыблемой методическая эффективность применения исторических атласов и контурных карт. В качестве наиболее существенных аргументов критики предъявлялся репродуктивный характер деятельности учащихся, продиктованный структурой и формой заданий к контурным картам, а также значительное количество времени, затрачиваемого на выполнение этих заданий. Кроме того, отбор материала для атласов и контурных карт производился в соответствии с традиционным советским подходом к преподаванию истории, что не могло не вызывать негативного к ним отношения.

Учебник – атлас – контурная картаСтремительное внедрение в образовательную практику информационно-коммуникативных технологий, наблюдаемое в последнее время, добавило трудностей в вышеописанный спор. Обилие мультимедийных пособий учебного и справочного характера, доступность разнообразных графических материалов на бескрайних просторах сети «Интернет» весьма понизили прежний статус методического комплекса «учебник – атлас – контурная карта». Очевидно, что информация, предъявляемая в электронном виде, легче и активнее воспринимается современными подростками. Клиповость и фрагментарность их сознания обуславливают целый ряд проблем в работе со статичными изображениями и системно изложенным материалом, а также объясняют высокую востребованность среди учительского сообщества современных образовательных ресурсов.Однако, как показывает практика, одни лишь современные технологии не способны решить всего комплекса стоящих перед учителем и учениками задач. И здесь приходит на помощь традиционная методическая база, использование которой должно выстраиваться в соответствии с требованиями времени.Ни в коей мере не претендуя на фундаментальность и исчерпывающую однозначность сделанных выводов, тем не менее предлагаю некоторые наблюдения и опыт использования атласа и контурных карт на уроках истории в современных условиях.Подходя к решению вопроса методической оснащенности, учителю необходимо определиться с тем, какой комплект атласов и контурных карт выбрать из всего многообразия предлагаемых вариантов. Опираясь на привычный и хорошо проверенный метод проб и ошибок, я остановился на линейке пособий Издательского дома «АСТ-Пресс». Позволю себе в нескольких словах объяснить сделанный выбор, не уделяя внимания стандартным академическим требованиям, которые рассматриваются как обязательные (соответствие «Минимуму содержания образования», высокий уровень полиграфического исполнения и т. д.).Критерии выбораОдним из главных критериев, которым я руководствовался, была системность и единая концепция содержания и подачи излагаемого материала. Работа с атласом предполагает постепенное овладение учащимися навыком чтения исторической карты, способностью работы с «легендой» карты, умением сопоставлять картографические сведения в их исторической динамике. Все это возможно только при условии соблюдения преемственности в организации, оформлении и структуре информации, предложенной для анализа. Более того, подобный подход способствует формированию у учащихся представления о непрерывности исторического процесса. Данный комплект учебных пособий полностью удовлетворяет описанным требованиям. Не менее существенным достоинством выступает характерное для изданий «АСТ-Пресс» особое художественно-графическое решение, в рамках которого главная тема дана в ярком, сочном исполнении, а сопредельные территории – приглушенным, серым цветом. Это позволяет упростить выполнение учащимися заданий по карте, предполагающих высокую степень самостоятельности, а также в целом сосредоточить внимание на наиболее значимых деталях предложенного материала.Приятным дополнением для учителя станет наличие на каждой тематической странице атласа традиционной «ленты времени», на которой обозначены основные события рассматриваемого периода. Данная деталь не только выполняет функцию хронологического справочника, но и способствует выстраиванию исторических событий в строгой последовательности. Помимо этого образ «ленты времени» может быть использован во время уроков как будучи воссозданным от руки в меловой схеме учителем или учеником, так и в графическом исполнении в мультимедийной презентации. Постоянное возвращение к привычному визуальному образу неизбежно влечет за собой более прочную фиксацию в памяти учащихся как отдельных дат, так и эпох в целом в определенной преемственности.Наконец, большим подспорьем учителю в выстраивании системы преподавания того или иного курса истории станет предложенный комплекс заданий, включающий как традиционные задания по контурной карте, так и дополнительные, требующие привлечения нового материала и нацеленные на развитие творческих способностей учащихся.Сотворчество учителя и ученикаВажнейшим условием успешного использования атласа и контурных карт на уроках истории является подготовительный этап работы. Он подразумевает подробное знакомство учителя с соответствующими планируемому курсу учебными пособиями и гармоничное распределение практических заданий в рамках календарно-тематического планирования. Особое внимание при этом стоит уделить работе с атласом, продумав ее таким образом, чтобы учащиеся привыкли работать с этим пособием на каждом уроке! Важно не испугаться столь жесткого требования, а помнить, что его выполнение потребует всего нескольких дополнительных минут (если не говорить о специфических темах) на каждом уроке, зато полученный эффект с лихвой оправдает затраченные время и усилия. Постоянное обращение к системно изложенному справочному материалу, с одной стороны, будет постепенно формировать у ученика привычку самому систематизировать получаемые и добываемые знания, а с другой – позволит закрепить столь хрупкие картографические сведения и освоить ряд специальных навыков.Приступая к непосредственной работе с учащимися, необходимо с самого начала выработать совместными усилиями единый алгоритм «чтения» исторической карты и работы с контурной картой, дабы в дальнейшем избежать возможных ошибок и разногласий. Здесь можно рекомендовать сочетать традиционные требования (чтение названия карты, знакомство с «легендой», чтение информации от более общей к частной и т. д.) с элементами творческого подхода к работе с картой. Так для учащихся может стать привычным обязательное для каждого обращения к карте извлечение какой-либо принципиально новой единицы знания (название географического объекта, наименование племени, привязка к современности и т. п.).Работа с атласом на каждом занятии должна подразумевать наличие не только заданий репродуктивного характера, необходимость которых очевидна, но и решение задач нетрадиционного типа, содержание которых определяется изучаемой темой, а специфика – фантазией и креативностью преподавателя. В качестве примера можно рассмотреть тему «Внешняя политика России в XVII веке», в рамках которой учащиеся, в частности, должны усвоить, что по условиям Андрусовского перемирия 1667 г. к России отошла Левобережная Украина. Сама по себе эта информация, казалось бы, не требует никакого дополнительного комментария и может быть со всей очевидностью подтверждена при обращении к исторической карте. Однако именно на этом этапе уместно предложить ученикам объяснить название указанной части Украины, поинтересовавшись затем «парадоксальным» несовпадением левого берега в названии и его расположением на карте. Решение данной задачи позволит освежить в памяти базовые картографические знания и перекинуть мостик в следующую эпоху, в XVIII век, где будет фигурировать уже Правобережная Украина. При этом мы смеем надеяться, что в дальнейшем данная деталь в наименовании не останется без внимания учащихся, а главное – будет иметь соответствующее содержание. Это всего лишь один лежащий на поверхности прием, на основе которого можно разработать задания для каждой темы.Не менее продуктивным представляется подход к работе с «легендой» карты, когда ученикам может быть предложено не только фиксировать в сознании и воспроизводить привычные символы условных обозначений, но и самим участвовать в создании альтернативной «легенды» карты, обосновывая при этом разработанные собственные варианты. Развивая подобный подход, можно также предложить учащимся сравнить карту, помещенную в атласе, с картой, созданной в предшествующую эпоху или же созданной иностранцами. Работа такого рода способствует как формированию компаративного навыка, так и представлению о том, что наличие различных подходов к отображению исторических событий и процессов на карте – явление, естественное для науки.Следуя современной тенденции к формированию метапредметных навыков, полезно предложить ученикам такую работу с исторической картой, которая могла бы позволить привлечь знания и подходы из иных предметных областей. Так, весьма увлекательным может оказаться задание проанализировать видовое многообразие флоры и фауны изучаемого региона для определения возможного рациона питания в ту или иную эпоху. Особенность природно-географического положения страны традиционно подразумевает специфику хозяйственного уклада, что может также стать основанием для исследования. Как правило, активный отклик вызывает лингвистическая работа с топонимическими рядами, когда учащимся предлагается определить «этническую» принадлежность тех или иных географических наименований, проследить их историю и взаимосвязь.Таким образом, можно говорить о том, что потенциал атласа и контурных карт в их традиционном исполнении для школьного курса истории далеко еще не исчерпан. При условии их грамотного применения и комбинирования с продуктами информационно-коммуникативной технологии в руках творческого учителя они способны дать замечательные образовательные результаты.Антон МОЛЕВ, учитель истории и обществознания московской педагогической гимназии №1505, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте