В результате реализации Концепции будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.
I Проблемы II Задачами в Российской Федерации являются: Для эффективного необходимо их объединение в сеть национального масштаба с поддержкой со стороны ФИМЦ
Проект
КОНЦЕПЦИЯ
развития школьных библиотек
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития библиотек организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы (далее – Концепция, школьные библиотеки), в Российской Федерации.
Масштаб и глубина необходимых преобразований школьных библиотек обусловлены вызовами системе образования, связанными с переходом к постиндустриальному информационному обществу, с возрастанием роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, с усилением влияния профессионального сообщества и общественных организаций на требования к современной системе образования.
На заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 г. Президент России поставил цель сделать российскую школу одной из лучших в мире. Одним из важнейших результатов выполнения поручений должно стать создание новой инфраструктуры школьного образования, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания, что потребует обновления учебного оборудования, библиотек и иных средств, необходимых для внедрения в общеобразовательных организациях эффективных образовательных технологий и педагогических методик.
I.
Значение школьных библиотек в современном мире и в России
В современном мире школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для реализации метапредметного обучения, ориентированного на самоопределение и комплексное системное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей каждого обучающегося.
Образовательная практика ведущих стран мира показывает, что школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в том числе гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции.
Школьная библиотека сегодня – это центр общественной жизни, точка доступа к новейшим технологиям работы с информацией для всего населения, место коллективного мышления и сотворчества, ключевой элемент инфраструктуры чтения и непрерывного образования, что требует качественно иного оснащения и организации библиотечного пространства.
В передовых образовательных организациях школьная библиотека уже сегодня становится естественным местом обмена актуальными педагогическими методиками, пространством развития педагогов. Сообществом педагогов-практиков на базе школьных библиотек создается авторский образовательный контент различных типов – электронные и информационные образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы, интерактивные образовательные модули и др.
Важной тенденцией становится предоставление со стороны школьных библиотек инфраструктуры для смарт-обучения (smart education, «умное обучение»). Данное направление непрерывного образования предполагает гибкое обучение в интерактивной образовательной среде, включающей общественное пространство для коллективной работы, интерактивный контент и интеллектуальные технологии обучения.
Внедрение выше перечисленных инновационных механизмов работы, в том числе сетевого взаимодействия, школьных библиотек, обеспечит повышение общей эффективности национальной системы образования.
В России, как и во всем мире, школьные библиотеки образовательных организаций становятся значимым фактором развития человеческого капитала, возрастает их влияние в образовательной деятельности и в общественной жизни.
II.
Проблемы развития школьных библиотек
Система общего образования в Российской Федерации претерпевает масштабную реструктуризацию. Общее число общеобразовательных организаций за последние годы в ряде регионов страны сократилось, в том числе в связи с укрупнением, при этом расширился спектр предоставляемых ими образовательных программ, возросла численность обучающихся.
По ряду показателей состояния материально-технической базы образовательных организаций отмечается положительная динамика: к сети Интернет подключено 99,9 % школ, в регионах в рамках федеральных и региональных целевых программ вводятся новые здания школ.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, функционирует 45 729 библиотек, из них 52 % имеют цифровую (электронную) библиотеку. Общий фонд школьных библиотек составляет более 616 млн. экземпляров книг, включая учебники и учебные пособия.
В системе общего образования страны введена должность педагога-библиотекаря. Вместе с тем, по результатам опросов, проведенных Русской школьной библиотечной ассоциацией, только в каждой шестой общеобразовательной организации страны разработаны критерии аттестации педагога-библиотекаря, в каждой пятой школе педагог-библиотекарь приравнен по льготам к учителям-предметникам, в 23,5 % школ предусмотрены коэффициенты оплаты труда педагога-библиотекаря.
Ключевыми препятствиями к развитию школьных библиотек в настоящее время являются: несогласованность действий органов власти разного уровня, несовершенство нормативной правовой базы, проблемы кадрового обеспечения, слабая материально-техническая база, кризис ресурсных фондов, недостаточность программного обеспечения, слабое взаимодействие с бизнес-сообществом, основанное на принципах государственно-частного партнерства.
Существующая нормативная правовая база, регулирующая деятельность школьных библиотек, не соответствует вызовам времени и частично требованиям федерального законодательства.
Требуют актуализации в части установления требований к школьным библиотекам федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Система методического сопровождения школьных библиотекарей, успешно работавшая на всех уровнях в советские годы, требует восстановления. Отсутствует централизованная методическая поддержка школьных библиотек на федеральном уровне и, в большинстве случаев, на региональном и муниципальном уровнях.
Сетевое взаимодействие школьных библиотек не носит системный характер. Создаются различные механизмы научно-методической поддержки школьных библиотек. Только в отдельных регионах созданы ассоциации школьных библиотек и (или) центры их методической поддержки.
Требуют урегулирования ряд кадровых вопросов. В соответствии с требованиями ФГОС расширился перечень предоставляемых школьными библиотеками услуг, что приводит к необходимости привлечения работников с различными профилями компетенций.
Существующая система подготовки и повышения квалификации для педагогов-библиотекарей и других работников школьных библиотек требует дальнейшего развития. Отмечается потребность в дистанционных электронных курсах, раскрывающих вопросы эффективного использования школьных библиотек в образовательной деятельности.
В части материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения наблюдается несоответствие технического оснащения библиотек возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерной, мультимедийной и копировальной техники.
Отмечается быстрое старение печатных фондов, недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Уровень обновляемости фондов библиотек общеобразовательных организаций оценивается в 1 % при норме ЮНЕСКО 8 – 10 % в год. Нуждаются в обновлении фонды программной классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности. Широко востребована организация доступа к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам.
На федеральном уровне не определены механизмы профессионального отбора словарей разных типов современного русского языка, государственных языков республик, родных языков народов Российской Федерации для использования их в образовательной деятельности.
В части программного обеспечения отмечается нехватка централизованной поддержки процесса каталогизации и обеспечения доступа к информационным ресурсам. Требуют развития и повсеместного внедрения технологии электронного обучения, технологии взаимодействия и обмена опытом участников профессионального сообщества, сервисы проведения вебинаров, средства поддержки и мониторинга хода реализации образовательной деятельности.
Школьные библиотеки пока не стали активными субъектами формируемой в стране инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняют свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя.
В целом в России наблюдается накопленное структурное отставание от стран, использующих современные модели школьного обучения.
III.
Цели и задачи Концепции
Цель настоящей Концепции – создание условий для формирования современной школьной библиотеки, как ключевого инструмента новой инфраструктуры школьного образования, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.
Задачами развития школьных библиотек в Российской Федерации являются:
совершенствование нормативного правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-ресурсного и программного обеспечения школьных библиотек;
расширение функций школьных библиотек для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
создание условий для подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогов-библиотекарей.
IV.
Основные направления реализации Концепции
В рамках совершенствования нормативной правовой базы должна быть обеспечена:
актуализация ФГОС общего образования в части требований к условиям реализации образовательных программ;
разработка методических рекомендаций по развитию школьных библиотек.
Научно-методическое обеспечение. Должны быть приняты необходимые организационные меры по созданию федерального информационно-методического центра (ФИМЦ). В функции ФИМЦ должны быть включены: координация деятельности региональных информационно-методических и ресурсных центров, мониторинг и распространение лучших практик, каталогизация ресурсных фондов, участие в формировании образовательных программ педагогической направленности, организация взаимодействия с государственными и общественными институтами и др.
В Советском Союзе функции ФИМЦ выполняла научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского. Современный ФИМЦ необходимо создавать также на базе этой научной организации, а также на базе региональных и муниципальных информационно-методических и ресурсных центров.
Для эффективного развития школьных библиотек необходимо их объединение в сеть национального масштаба с поддержкой со стороны ФИМЦ.
В целях развития кадрового обеспечения на базе организаций дополнительного профессионального образования необходимо:
создать инфраструктуру подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, участвующих в библиотечной деятельности, актуализировать систему подготовки педагогических и руководящих работников образовательных организаций и органов управления образованием, педагогов дополнительного профессионального образования;
разработать и принять профессиональный стандарт «Педагог-библиотекарь».
В рамках материально-технического обеспечения в каждой школьной библиотеке необходимо:
предусматривать пространственно-обособленные зоны различных типов: зону для получения информационных ресурсов во временное пользование, зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей, зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационная зону для организации выставок и экспозиций, рекреационная зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий;
создать условия для организации широкого спектра средств организации творческой и игровой деятельности;
обеспечить издание тематической литературы и периодики, пополнение банка педагогических инноваций;
обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к ресурсам учебного назначения с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав.
В рамках развития информационно-ресурсного обеспечения необходимо:
пополнение фондов печатных изданий, расширение электронных фондов;
обеспечить централизованную каталогизацию фондов печатных изданий, электронных ресурсов и оборудования;
проработать механизмы привлечения к разработке, актуализации и экспертизе контента участников образовательной деятельности – учителей, методистов, руководящих работников, родителей, обучающихся, а также общественных и некоммерческих организаций;
разработать механизмы, обеспечивающие самоуправляемый процесс создания, обновления и фильтрации контента.
Для обеспечения полноты реализуемых школьными библиотеками функций должна быть организована их горизонтальная кооперация, которая предполагает взаимную поддержку участников информационно-образовательными и материально-техническими ресурсами.
Перспективной формой информационно-ресурсного обеспечения сети является кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, что позволит создать единую систему обслуживания читателей с работой по общему плану, согласованному с местными органами управления, организовать принятие совместных решений по вопросам информатизации и совершенствования услуг обслуживания населения.
В части развития программного обеспечения школьных библиотек необходимо:
обеспечить доступ к современным программным средствам работы с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях;
создание единой технологической платформы, объединяющей работников школьных библиотек, реализующей функции профессиональной социальной сети, повышения квалификации (сетевой университет), аттестации школьных библиотекарей, голосования (онлайн-демократия), обеспечивающей доступ к научно-методическим наработкам, поиск по банку педагогических инноваций, публикацию методических наработок, доступ к электронным версиям научно-методических печатных изданий и новостям обучения.
На базе школьных библиотек должны получить широкое распространение технологии электронного обучения, поддержанные авторским электронным контентом.
Для поддержки процессов библиотечного обслуживания должно быть создано облачное программное обеспечение, включающее централизованный электронный каталог и автоматизированную информационно-библиотечную систему с возможностью планирования, комплектования, резервирования ресурсов и отслеживания их возврата.
Для реализации метапредметной деятельности должна быть создана система смарт-обучения, предоставляющая поддержку распределенной совместной работы, подготовки облачных электронных изданий, проектно-исследовательской деятельности.
Для развития инфраструктуры чтения и поддержки сетевого обмена ресурсами необходимо разработать систему ресурсного обеспечения, поддерживающую резервирование ресурсов, поиск по внешним системам электронной дистрибуции, печать по требованию, мониторинг востребованности информационных ресурсов, интеграцию с внешними фондами информационных ресурсов ограниченного доступа.
Реализация перечисленных средств поддержки деятельности образовательной организации позволит школьным библиотекам обеспечить реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и организовать продуктивное сотрудничество между педагогическими работниками в рамках образовательной организации.
Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в том числе школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения всех учебных предметов.
В результате реализации Концепции будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.
Планируемые механизмы реализации Концепции: совершенствование нормативного правового обеспечения, общественный мониторинг процессов развития, развитие технологий частно-государственного и общественно-государственного партнерства.
Представляется необходимым включение соответствующих задач и мероприятий в целевые федеральные и региональные программы и программы развития отдельных образовательных организаций, финансируемые из средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.
Внимание!
Обсуждение Концепции будет проходить до 20 марта 2016 года.
Свои замечания и предложения направляйте, пожалуйста, по адресу zaripov-tr@mon.gov.ru
Фото Ольги Максимович
Комментарии