search
main
0

Старт после финиша

ПТУ упразднили. Да здравствуют ПТУ!

1 сентября 2022 года будет дан старт программе Минпросвещения России «Профессионалитет» по подготовке основных рабочих специальностей для металлургии, фармацевтики, нефтехимической промышленности и транспорта. Заявление, сделанное за целый год до намеченного старта вице-премьером Правительства России Татьяной Голиковой в эфире телеканала «Россия-24», звучит как инновация, открывающая новый этап в биографии отечественного образования. Обычно так громко объявляют о запуске космического корабля по неизведанным маршрутам, полным неожиданностей и риска.

«Первый поток будет 150 тысяч человек, они уже пойдут в обновленные профессионально-технические училища», – добавлено в заявлении (как бы о деталях программы). Но в этих деталях и кроется смысл, смазывающий инновационный налет программы. Если отбросить пафос заявления, речь идет о скрытом признании допущенной ранее ошибки и возвращении в строй профессионально-технических училищ, разрушенных самим Министерством образования десять лет назад. Разрушенное не обновляют, его восстанавливают. Предусмотренных программой «Профессионалитет» 30 миллиардов рублей точно хватит для обновления вывесок на зданиях ПТУ, но слишком мало для восстановления фондоемкой учебной базы, оборудование которой частью растащено, частью убито.

Столь же призрачны надежды программистов «Профессионалитета» на готовность бизнеса к софинансированию инфраструктуры профтехучилищ. Такая задача уже ставилась федеральной программой, в итоге доля бизнеса в структуре доходов профессиональных образовательных организаций на протяжении последнего десятилетия составила лишь 4,7%. Зато росли затраты родителей, прежде всего за счет платного обучения, в структуре внебюджетного финансирования они составили 77% (данные Института образования НИУ ВШЭ).

Надежда умирает последней, но все же умирает. Потому одной надежды мало, требуется иная структура государственного управления подготовкой квалифицированных рабочих кадров, адекватная рыночной экономике, стимулирующая интерес работодателей, готовых и вкладываться, и распахивать двери для проведения производственной практики, и делиться наставниками. Возможно, стоит вернуться к не раз обсуждавшейся идее передачи таких профтехучилищ Министерству труда РФ, чтобы оно не жаловалось на нехватку рабочих кадров, а отвечало за их подготовку. Идея не нова, она уже имела прецеденты в прежней истории России, в некоторых странах так и закрепилась. У Министерства просвещения создать такой образовательно-производственный кластер никак не получается, да это и не его профиль, работодатель ему не верит. Тем более после намеренного развала системы начального профессионального образования.

Напомним поучительную историю ее разрушения. Она связана с шумным и растянувшимся на два года обсуждением проекта закона «Об образовании в РФ» и критической нехваткой у его авторов инновационных идей. Тогда и прозвучал эпатажный призыв министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко на экономическом форуме в Петербурге (декабрь 2010 г.) упразднить ПТУ, поскольку «это убежище для тех, кто ничего не может и не умеет», и «забыть понятие «начальное профессиональное образование». (Андрей Александрович, вы это еще помните?)

Радикализм заразителен, создает обманчивое впечатление смелого новаторства и сильно притягивает. Призыв поддержал бывший ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, сейчас занимающий должность научного руководителя НИУ ВШЭ: «Эта система давно себя изжила… Уже одно то, что мы по три-четыре года готовим каменщиков или продавцов, абсурдно. Многие профессии можно освоить за 6 месяцев, максимум – за год»*. Заявление несостоятельное, ибо ПТУ всегда готовили рабочих максимум за год, но по закону вынуждены были дополнять его средним общим образованием, которое почему-то не смогла дать школа. Прав академик РАО Виктор Болотов, когда замечает: «Сегодня большая часть молодежи, учтенная статистикой в качестве студентов СПО, на самом деле осваивает в них программу средней школы». Им это надо для последующего поступления в высшую школу. Так надувается мыльный статистический пузырь: прием абитуриентов в систему СПО растет, но вместо обещаемого топ-менеджерами прироста рабочих кадров СПО превращается в эксклюзивный коридор, откуда через задний ход молодежь устремляется в вуз.

Кстати, вопреки Кузьминову программа «Профессионалитет» вновь предусматривает «оптимизацию сроков обучения: до двух лет для рабочих профессий и специальностей, до трех лет для более технологичных». Хорошо бы получить мудрый совет от Ярослава Ивановича, как все же урезать ее до 6 месяцев, максимум года. Тогда можно было бы подучить и наших соседей, например Германию, где по старинке рабочих готовят 3 года, или японцев, которые пестуют их по 5-6 лет. Оттого их «мерседесы», «ауди», «тойоты» и «лексусы» заполонили российские дороги.

Усилиями врагов рабочего класса удалось вставить в государственную программу «Развитие образования на 2013-2020 годы» императивную строку: «Начальное профессиональное образование как уровень профессионального образования исключен» (стр. 70, сноска 13). Казалось бы, на судьбе профессионально-технических училищ руководящей рукой поставлена жирная точка, объявлен финиш, показан исторический тупик. Но экономика не послушалась, потребовала объявить новый старт для ПТУ.

Россия давно влезла в колею высокой неопределенности. Законодательство напоминает рулетку в казино, не знаешь, на какой цифре в следующий раз остановится шарик. В указах и выступлениях Президента России постоянно фиксируется дефицит рабочих: «…куда ни приедешь, о чем ни начинаешь говорить, первый вопрос – это ограничение роста предприятий, связанное с недостатком квалифицированных рабочих кадров». Принимающий законы парламент, напротив, упраздняет начальное профессиональное образование – кузницу рабочих кадров, как его всегда называли, идет свертывание их подготовки. За последние 15 лет выпуск квалифицированных рабочих уменьшился в 4 раза: с 745 тысяч до 188 тысяч человек. Надо понимать, именно из этих, еще до конца не погребенных реформаторами остатков и будет торжественно укомплектован первый поток выпускников программы «Профессионалитет» числом 150 тысяч. Еще останется в запасе 38 тысяч, чтобы доложить о перевыполнении. Событие отметят ярко, красиво, вдохновенно и подадут в цветной обертке. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов уже назвал это «новым уровнем среднего профессионального образования». Звучит пока слабовато, на сенсацию не тянет, но есть еще год, чтобы серьезно поработать над названием. Все остальное можно взять из советских архивов профтехобразования.

Ситуация с рабочими кадрами в стране действительно патовая. Министр обороны Сергей Шойгу уже бросил на достройку БАМа, начатого комсомольцами-добровольцами, все железнодорожные войсковые части. Либо надо возобновлять подготовку своих рабочих, либо еще шире открывать двери мигрантам. В отличие от лидеров образования экономический менеджмент настроен на последний вариант, что может сорвать программу «Профессионалитет». Глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин заявил, что в России не хватает 1,2 миллиона высококвалифицированных гастарбайтеров, а вице-премьер РФ Марат Хуснуллин собирается до 2024 года привлечь на российские стройки около 5 миллионов мигрантов. Судя по опыту Европы, дело это несложное: только открой границу – и получишь легион тружеников. Необученных, но готовых на любую работу. Как бы снова не расслабиться и не разрушить до основания то, что имеем, что еще живо.

Три года назад, 6 мая 2018 года, я послал записку министру просвещения РФ Ольге Васильевой со статистически аргументированным анализом складывающейся ситуации. Обеспокоенный хладнокровием министерства к горячей проблеме, годом позднее опубликовал ее в «Учительской газете» (№6 от 5 февраля 2019 года). Предупредил, что при сохранении тенденции к сокращению через 5 лет в России будет выпущен последний квалифицированный рабочий! Казалось бы, такая статистика должна давить не только на мозги, но и на психику. Оказалось, министерство живет не по науке, а исключительно по сигналам из Белого дома на московской набережной.

Сомнений нет, сегодня Сергей Кравцов глубоко озаботится поступившей сверху директивой, объявит ее приоритетом министерства, издаст развернутую «дорожную карту», утвердит примерную программу обучения, проведет нужные совещания и к конкурсам, уже зашкаливающим за цифру 200, добавит еще один – на лучшее ПТУ. Недавно утвержденная президентом Российской академии образования Ольга Васильева с готовностью и энтузиазмом возьмется за научное обеспечение программы «Профессионалитет». Правда, обеспечивать такую программу теперь некому. После упразднения ПТУ следующий министр Дмитрий Ливанов упразднил все ранее принадлежавшие академии научно-исследовательские институты.

Но это уже страница из биографии других великих реформаторов. Расскажем о них как-нибудь в другой раз, поподробнее и тоже с поименным ответом на исконный русский вопрос «кто виноват?». История такого не прощает. А пока в духе ритуального клича наших предков «Король умер. Да здравствует король!» провозгласим: «ПТУ упразднили. Да здравствуют ПТУ!»

Игорь СМИРНОВ, доктор философских наук, член-корреспондент РАО

*Цитата из интервью «Российской газете» 2008 года

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте