В условиях ведения самостоятельной хозяйственной деятельности образовательные учреждения должны быть востребованными у потребителей и заказчиков образовательных услуг, конкурентоспособными, эффективно работающими, должны иметь все необходимое для успешного обучения детей.
Чтобы оказывать качественные платные услуги, нужно прежде всего изучить правовую базу. В частности, сегодня нам архинеобходимо будет внедрять положения Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», использовать новые возможности для совершенствования управленческой деятельности в образовательном учреждении при введении положений новой системы оплаты труда.Сегодня мы уже знаем, что в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, то есть тех услуг, предоставление которых учащимся не предусмотрено общеобразовательными программами и государственными образовательными стандартами, финансируемыми из бюджета (ст. 45 Закона РФ «Об образовании»), но очень нужны нашим ученикам.В соответствии со статьей ст. 13 Закона РФ «Об образовании» сведения о наличии платных образовательных услуг прописаны в уставе образовательного учреждения. С учетом меняющихся запросов населения перечень услуг удобнее не прописывать подробно, а группировать по направлениям, указывая преимущественно область деятельности и общие обозначения характера услуг, чтобы в случае необходимости быстро внести изменения.Нужно учитывать, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, что основной принцип оказания платных услуг – добровольность, ведь если услуги навязываются или становятся предметом торга за лучшую оценку, то это дискредитирует и саму школу, и качество оказываемых ею услуг. Сегодня множество самых разных центров, репетиторов, курсов готовы за деньги чему-то учить, но когда ребенок и родитель выбирают свою школу и готовы нести деньги именно в свою школу, это должно быть престижно и поддерживаться общественностью. Мы часто слышим выражение «голосуем рублем». В случае когда это касается добровольных платных услуг, это голосование говорит о высоком качестве образовательных услуг в учреждении.Я считаю, что оказание платных дополнительных образовательных услуг – серьезное противодействие коррупции и вымогательству, о которых так много говорят и пишут в последнее время, так как позволяет честно и открыто обсуждать возможности школы, внедрять дополнительные индивидуальные программы, стимулировать педагогов к повышению уровня профессионализма.Вместе с тем оказание платных услуг требует определенной корректности от педагогов, работающих в школе. Я считаю предпочтительным, чтобы учитель, работающий в данном классе, вел дополнительные платные услуги в других классах и параллелях, особенно если речь идет о дополнительных услугах репетитора. В то же время если на платных дополнительных занятиях на более высоком уровне педагоги дают школьный курс или работают совместно с преподавателем высшей школы, то такая практика, на мой взгляд, не может считаться предосудительной.В нашей школе запрос на те или иные виды образовательных платных услуг мы обсуждаем и планируем вместе с родителями учащихся, педагогами, ведь это требует внимательного отношения к каждому ребенку, учета его индивидуальных образовательных интересов. Обсуждение этих вопросов мы выносим на заседание управляющего совета школы, обсуждаем с ученическим комитетом.Для большинства родителей, особенно родителей учащихся начальной и основной школы, наиболее востребованными услугами стали иностранные языки, музыкально-эстетический блок, хореография, репетиторство по отдельным предметам для слабоуспевающих детей. В старших классах это подготовка к ЕГЭ и ГИА, репетиторство по профильным предметам, необходимым для поступления в вузы. Именно этот подход укоренился за последнее десятилетие как наиболее эффективный путь к достижению будущего успеха в жизни и благополучия.Но разнообразие услуг, скорее всего, будет меняться вместе с теми изменениями, которые приходят сегодня в школу. Нашим ученикам интересно вместе с учителями заниматься разбором «кейсов», учиться находить нестандартные решения при выполнении проблемных задач, использовать инновационные технологии, заниматься проектной деятельностью. Конечно, большинство этих задач решается в рамках учебного плана, но для дополнительного образования школа может приглашать талантливых учителей своей школы или других школ, педагогов высшей школы, ученых, талантливых предпринимателей и бизнесменов.Часто нашими партнерами при оказании платных дополнительных услуг выступают вузовские преподаватели, однако их заинтересованность в абитуриентах для своего вуза становится превалирующей, свои занятия они наполняют преимущественно материалом будущих вузовских программ. Между тем старшеклассники часто меняют в процессе учебы свои предпочтения, выбор вуза и таким образом становятся заложниками такой дополнительной услуги. В то же время вузовские преподаватели могут очень многое дать школьникам и в плане развития интереса к будущей профессии, и в практических «пробах пера» непосредственно в вузовских лабораториях и на предприятиях, проведении вэбинаров и дистанционных семинаров.Интересным направлением работы для нас стали дополнительные платные услуги – консультации для родителей по психологическим проблемам. Тематика таких занятий касалась трудностей переходного возраста, конфликтов, межличностных отношений. Родителям важны эти вопросы, и, если они вместе с психологами разбирают трудные ситуации, учатся быть толерантными, гибко реагировать на возникающие проблемы с детьми и достигают успехов, это наш общий успех, а дети от этого только выигрывают.Очень важно продумать все положения договора об оказании платных дополнительных услуг. До заключения договора школа обязана предоставить потребителю (родителям, имеющим намерение заказать услуги для своих детей, и самим обучающимся) достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. До потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте и на сайте) доводится информация, содержащая следующие сведения:- наименование и место нахождения (адрес и телефон) школы, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;- уровень и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;- перечень дополнительных образовательных услуг, порядок их предоставления;- стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты.Указываются возрастные и образовательные требования к обучающимся. Например, если мы говорим о спортивной секции, то указываем, что упражнения рассчитаны на детей такого-то возраста, а при введении курса экономики указываем, что учебная программа рассчитана на обучающихся таких-то классов или ступени общего образования.Очень важный вопрос определения стоимости платных образовательных услуг, устанавливаемой по соглашению между образовательным учреждением и потребителем услуг. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, составляется смета. Контроль за ее выполнением осуществляется управляющим советом школы.Вместе с тем, на мой взгляд, недостаточно проработаны вопросы ответственности исполнителей за невыполнение отдельных пунктов договора, нет рекомендаций по определению стоимости образовательных услуг,Желательно провести на страницах «УГ-М» представление уже имеющегося опыта образовательных учреждений по оказанию платных образовательных услуг, организовать обсуждение этого опыта вместе с родительской общественностью, поговорить о необходимости и целесообразности развития платных образовательных услуг в образовательных учреждениях.Светлана ДВОРЯНЦЕВА, директор гимназии №1583От редакцииДеньги родителей в качестве благотворительных взносов поступают в фонд «Просвещение-Благомед». Конечно, нельзя не отметить, что деньги потрачены на нужные вещи, но гораздо проще и эффективнее было бы, если бы эти средства поступали непосредственно на расчетный счет гимназии. Ведь самый распрекрасный фонд берет из общей суммы средств, перечисленных родителями-благотворителями, часть денег (разные фонды оставляют от 3 до 25 процентов) на свое содержание. Спрашивается, зачем родители своими средствами поддерживают эти фонды, зачем нужны посредники там, где они не требуются?Министр образования Москвы Исаак Калина на одной из встреч с начальниками окружных управлений образования и директорами школ, оказывающими платные услуги, особо подчеркнул, что благотворительность родителей – дело важное и нужное, а вот использование для этого фондов – то, от чего целесообразно было бы отказываться. Все должно быть ясно, четко, прозрачно и не вызывать никаких вопросов.
Комментарии