В марте страна вспомнила о том, что 55 лет назад умер вождь всех народов. Система же образования вспоминала об Иосифе Виссарионовиче несколько месяцев в 2007 году и все месяцы нового, 2008 года. Воспоминания всех обуревали в связи с трудом «Новейшая история России. 1945-2006 годы», который сначала появился как книга для учителя, а затем был подготовлен как учебник.
Этим изданием Министерство образования и науки РФ гордилось особо, по его мнению, впервые сначала общество обсудило книгу, а потом с учетом всех замечаний и предложений педагогического сообщества появился новый учебник, который быстренько ввели в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных к использованию в учебном процессе в российских школах. Бог с ним, с введением и обсуждением, хотя все происшедшее одобрения в профессиональном сообществе не вызвало. В этой книге изначально, как подозревают, появившейся на свет по заказу государства, весьма однозначно была дана оценка сталинскому периоду и самому Сталину. «Современные исследователи, – пишут авторы книги для учителя, – склонны видеть рациональные причины использования насилия в стремлении обеспечить предельную эффективность правящего слоя в качестве субъекта мобилизации общества на достижение невыполнимых задач. Сталин следовал логике Петра Первого: требуй от исполнителя невозможного, чтобы получить максимум возможного». Читай: положительный герой. И еще: «Итогом сталинских чисток стало формирование нового управленческого класса, адекватного задачам модернизации в условиях дефицита ресурсов, – безусловно, лояльного верховной власти и безупречного с точки зрения исполнительской дисциплины». И еще: «Определенную роль сыграло также использование труда заключенных и военнопленных. Однако эту роль не следует преувеличивать – максимальное население ГУЛАГа составляло 2,6 миллиона человек в 1950 году, в то время как общая численность рабочих и служащих в том же году равнялась 40,4 миллиона человек».
Если добавить к этому то, что в книге приведены данные о том, что 47% опрошенных Фондом общественного мнения оценивают роль Сталина в истории как положительную, то, что целым абзацем к числу заслуг Сталина отнесены расширение территории страны, Победа в Великой Отечественной войне, индустриализация экономики и культурная революция, создание лучшей в мире системы образования, вхождение СССР в число передовых государств в области развития науки, победа над безработицей, то репрессии выглядят незначительным эпизодом в истории страны. Ужасным, но мало что определяющим. Так ли это было на самом деле? Комментарии, как говорится, излишни.
Говорят, что нынче книга переработана, что учтена критика, что появились еще авторы, помимо Филиппова, изначально указанного как единственный автор книги для учителя. Но купить этот учебник не представляется возможным: в московских магазинах его нет, может быть, потому, что никто из власть имущих не хочет сравнений книги и учебника и новой волны критики.
Комментарии