В конце 2003 года коллегией Минобразования и Президиумом РАО утверждены Государственные образовательные стандарты. Они нацелены на модернизацию образования, которая требует серьёзно обновить учебный материал с учетом разгрузки ученика и в значительно большей степени отразить педагогику развития и личностно-ориентированное преподавание. В общенациональном плане одна из генеральных целей образования – обеспечить утверждение ценностей гражданского общества.
После распада СССР, исповедующего идеологию марксизма-ленинизма, Россия для социально-политического переустройства выбрала за образец американскую демократию. Очень уж заманчиво экономическое благополучие США – этого оплота демократии. За полтора минувших десятилетия даже самые правоверные теоретики «либеральных революций» начинают проявлять элементы здравого прагматизма в этом вопросе. Они стали «догадываться» о том, что «путь каждой страны к внутренней свободе, справедливости и процветанию не обязательно бывает прямым и уж точно не бывает одинаковым».
Психология человеческая такова, что, когда плохо в настоящем, взоры невольно обращаются в прошлое. И там, как ни удивительно для россиян, мы можем найти образцы гражданского общества, которое соответствует требованиям сегодняшнего момента.
Разве не интересен сегодня нам «план», который начинается словами:
«Нет удобнейшего средства к приращению во всяком государстве народного благополучия, как стараться приводить экономику в лучшее состояние».
Именно он лег в основу организации, имеющей знаменательное название – «Вольное экономическое общество». Эта «вольная» структура объединила полтора десятка «знатных, опытных и ученых особ», которые старались «о распространении в народе полезных и нужных для земледелия и домостроительства сведений». Она приглашала к активному участию в работе нового Общества знатоков и умельцев, мастеров и промышленников со всей обширной территории государства Российского. Это русская общественная организация, возникшая 31 октября 1765 года, во времена царствования Екатерины Великой, была не только первой, но и просуществовала более 150 лет. Важнейшей задачей с первых дней существования Общества считалось изучение естественных производительных сил страны, ее природных богатств, историко-географические и статистические описания различных районов России.
Наряду с общественным характером организация имела и научное направление, а практическая отдача от деятельности Экономического общества, ее эффективность, созданная в обществе атмосфера рациональности и деловитости имели не меньшее значение, чем теоретические исследования членов общества. Первое решение Общества, принятое 7 декабря 1765 года, было связано с изданием «Трудов». «Сии труды должны быть единственно практическими, и для того никакие спекулятивные и тому подобные сочинения приниматься не будут» – таков был принцип издания.
На первых порах императрица сама поучаствовала в издании. Ею (правда, под псевдонимом И.Е.) был предложен вопрос читателям: «Может ли процветать земледелие там, где земледелец не имеет собственности и где то, чем он владеет, безо всякого законного повода может быть у него отнято». Вопрос остался без ответа. И тогда от нее последовали предложение провести конкурс сочинений и сумма в 1000 червонных лучшим авторам. Конкурс на тему: «В чем состоит собственность землевладельца – в земле ли, которую он обрабатывает, или в движимости, и какое на нее он право иметь должен для пользы народной?» на этот раз вызвал поток сочинений. Всего было получено 160 конкурсных работ и не только отечественных, но и заграничных авторов, в том числе из Германии, Голландии, Италии, Франции. Иностранцы в большинстве своем прислали либеральные проповеди. Так, премию (сто червонцев) и золотую медаль вручили Беарде Де Лабелю – члену Дижонской академии (Франция) за сочинение «В пользу свободы вопиют все права, но есть мера всему». Одно из самых глубоких и значительных сочинений под названием «О крепостном состоянии крестьян в России» принадлежало 28-летнему россиянину Андрею Поленову, вернувшемуся на родину после окончания Страсбургского университета. По своей реалистичности оно опередило на 24 года «Путешествие» Радищева и было опубликовано только спустя 100 лет. Автор поставил перед собой задачу рассмотреть, насколько может быть «вредительна или полезна неволя, которой подвержено наше крестьянство», и пришел к выводу о том, что государство «от владеющего собственным имением крестьянина будет чувствовать великое облегчение». Крестьяне же, получив право собственности, «будут располагать и употреблять оную, смотря по своим выгодам».
Аграрный вопрос всегда был жизненно важен для экономики страны, находился в центре внимания российской общественности и государственной политики. Он остается центральным и болезненным для современной России. Но сегодня СМИ мало уделяют ему внимания. Дислоцируясь в основном в столицах – Москве и Петербурге, журналисты, как и население крупных городов, видят изобилие продуктов на прилавках и не реагируют на то, что страна стала потребителем чужого зерна и масла, мяса и молока, да и любой другой сельскохозяйственной продукции. По итальянской поговорке: «Язык крутится вокруг больного зуба», можно определить, что для отечественных СМИ является «больным зубом» – свобода слова. Без сомнения, это важный показатель в жизни демократического общества. Но наряду с сообщениями о коррумпированных делах и трагических событиях жизнь в стране продолжается. Каждый старается выжить по-своему, хорошо бы поддержать дух народа положительными примерами конкретных дел, показать работу не только «Фабрики звезд», но и других фабрик – текстильных, мебельных, кожевенных и т.д. И в этом показателен пример деятельности Вольного экономического общества, в гербе которого наряду с «пчелой, мед в улей приносящей» было сверху одно слово «Полезное». Только за первое столетие работы общества было объявлено 243 задачи, среди которых конкурс на составление «Народной энциклопедии» с целью популяризации научных знаний. Среди практических дел: бесплатная рассылка семян, внедрение культуры картофеля, доселе россиянам неизвестного, изготовление противооспенной вакцины для населения. С 1870 г. в поле зрения ВЭО находилась деятельность земств. Оно стало выпускать «Земский ежегодник», позже обращается и к финансовым проблемам страны. Выступало в 1893 г. против введения соляного налога, участвовало в обсуждении денежной реформы 1896 года, ходатайствовало о пересмотре таможенных тарифов в 1896 г. Большое внимание ВЭО уделяло статистике. С 20-х годов ХIХ столетия общество активно занималось вопросами сельскохозяйственного образования, готовило сельских учителей. Для этого император Николай I в 1833 г. даровал капитал. Были у ВЭО и свое земледельческое училище, школа пчеловодов, мастерская и даже музей.
История ВЭО России знала разные времена: периоды бурного расцвета сменялись упадком, ограничением сферы деятельности. Во время Первой мировой войны ВЭО организовало помощь жертвам войны, одновременно обсуждая вопросы государственного бюджета военного времени и ситуацию хозяйственного расстройства. Во время одного из таких заседаний в 1915 году деятельность ВЭО была внезапно прервана и запрещена. После Февральской революции 1917 г. деятельность общества возобновилась и активизировалась, но не надолго. 1919 год – полное прекращение деятельности ВЭО.
В советской хозяйственной жизни места «вольной» структуре не нашлось. После длительного перерыва общественные традиции российских экономистов возродил покойный академик Т. Хачатуров. В 1982 году возникло Научно-экономическое общество (НЭО), которое обрело свое историческое имя – Вольное экономическое общество в 1992 г. Сегодня эта организация имеет отделения практически во всех регионах России, объединяет более 11 тысяч организаций и 300 тысяч ученых и специалистов.
Комментарии