search
main
0

Средство межкультурного существования

В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве. Психологический смысл толерантности наиболее полно отражен в англо-русском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Окончание. Начало в № 18

Толерантность, чтобы превратиться в эффективное средство регуляции межкультурного сосуществования, должна стать не просто универсальной ценностью и получить культурный смысл, но обязательно правилом общения с культурными ценностями вообще. Поэтому принцип толерантности примиряет глобализацию и культурное многообразие современной цивилизации. Именно это изменяет как содержание, так и роль понятия толерантности в современном обществе. Быть другим – вполне естественно и вовсе не означает нести зло. Это сказалось на понимании толерантности – как активного отношения к миру в отличие от пассивного страдания. Толерантность – важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантность имеет свой механизм самореализации. Член общества как гражданин удостоверяет свое достоинство через признание достоинства иного и находит в этом подтверждение своей политической культуры. Проблема толерантности возникает лишь тогда, когда члены общества начинают «видеть» свою универсальную сущность. В зависимости от доминирующего в государстве общественного сознания складываются и различные типы толерантности. Любое многонациональное общество, то есть общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности для обеспечения своей стабильности, нуждается в толерантности. Толерантность нельзя изменить, это абстрактное понятие, но все же можно выделить критерии толерантности:

– взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

– равноправие (равный доступ ко всем благам независимо от цвета кожи, расы, культуры, вероисповедания);

– равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

– сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

– возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

– свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

– сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.

Сегодня важно формировать у школьников такие демократические ценности, как выбор, право на собственное мнение, свободу совести, то есть все, что позволяет сохранить разнообразие общества и мира в целом.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. На это указано и в статье 4 «Воспитание» Декларации принципов толерантности. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и поощрение стремления к защите прав других. На современном этапе развития образования появилась необходимость уделять особое внимание использованию новых образовательных технологий с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами. Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В наши дни особое значение приобретает понятие «интерактивность», как непосредственный диалог. Интерактивными сегодня называют специальные средства и устройства, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером; появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении в форме открытых бесед со зрителями и слушателями. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс научения происходит в совместной деятельности. Внутригрупповое сотрудничество в решении дидактических задач повышает эффективность учебного процесса не менее чем на 10%. Однако для организаторов интерактивного обучения, помимо чисто учебных целей, важно, чтобы в процессе происходящих в группе взаимодействий осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке. При организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от благоприятного эмоционального климата микрогруппы.

Формирование групповой общности можно начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной. Учащимся следует предложить кратко ответить на вопросы: «Чего ты ждешь от урока (занятия)?», «Что тебе уже известно по этой теме?». Можно дать школьникам два-три упражнения на концентрацию внимания; выбрать эпиграф к уроку, необычное приветствие учителя, проведение игры – старта перед путешествием и т.д.

На следующем этапе – объединение учащихся в группы – продолжается формирование микроклимата занятия. Объединение в группы может происходить «по желанию», с помощью «мозаики», по интересам, по способностям и др. При переходе к формам учебного сотрудничества стоит познакомить учащихся с нормами группового поведения.

Специалисты выделяют следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:

в совместной работе все равные участники;

каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая;

следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..); только после этого делаются выводы;

критикуются идеи, а не личности;

цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения о проблеме, и т.д.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает в себя несколько ступеней: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.

Содержание учебной задачи для группы должно иметь иной характер, нежели при традиционных формах обучения. Именно нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения и формировать общее мнение группы. Задание для интерактивной формы обучения может быть следующим: выбрать из предложенного множества качеств те, которые, по общему мнению, наиболее полно характеризуют предмет, историческое явление, историческое лицо.

По окончании обсуждения внутри группы начинается межгрупповое общение. После итоговых выступлений необходимо сначала перейти к взаимооценке, а затем к самооценке групповой работы. Значимость вклада каждой группы хорошо определяется в сравнении с другими решениями.

Завершающим этапом интерактивного занятия является рефлексия прошедшего занятия.

Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к работе педагога. Педагог должен обладать следующими умениями:

организовать такое исследование задачи, которое воспринимается обучаемыми как собственная инициатива;

целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие к интеграции усилий;

создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся;

решать нестандартные учебные и межличностные ситуации;

сохраняя свой научный авторитет, помогать учащимся избегать зависимости, которая сковывает их мыслительную деятельность; способствовать проявлению самостоятельности в интеллектуальном поведении.

Таким образом, основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:

нахождение проблемной формулировки темы занятия;

организация учебного пространства, располагающего к диалогу;

мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания;

создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи;

выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога;

использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;

оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;

развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.

Интерактивное обучение позволяет реализовать субъект-субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся; формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса. Диалогичные формы взаимодействий предполагают, что собеседники обращены лицом к лицу. Поэтому необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп, числа учащихся в каждой группе.

Организация групповой работы в парах чаще всего используется учителями как тренинг для закрепления усваиваемого материала. Поэтому чаще всего парная работа строится на базе:

последовательного пересказа друг другу определенной части учебного материала;

взаимопроверки проделанной работы;

работы в режиме интервью (ответы на заранее подготовленные вопросы);

выполнения небольшого по объему задания («историческая телеграмма»).

Можно выделить два типа учебных пар: постоянного (замкнутого) и динамического состава. Динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, поскольку участникам диалога нужно каждый раз понимать и принимать иной взгляд на проблему, и это стимулирует развитие общения между учащимися. Тематика мини-диалогов может быть самой разнообразной: понятия – их определения; событие-дата, историческое лицо; предмет – история его возникновения и т.п. Для того чтобы диалог «не зависал», нужно настроить учащихся: те, кто спрашивает, должны иметь в запасе два-три готовых задания; тем же, кто вступает в диалог, необходимы мобилизация знаний и желание правильно ответить.

Интерактивное обучение является перспективным, интересным и творческим направлением в отечественной педагогике. В образовательном процессе открывается необъятная область педагогического взаимодействия учителя с учеником. Следуя принципам толерантности, происходит обучение школьников различным приемам разрешения противоречий, используя такой инструмент, как переговоры, формирование умений договариваться. Чем больше способов взаимодействия в условиях мультикультурного социума знает человек, тем более он способен к толерантности, к продуктивному взаимодействию. Толерантность в данном случае выступает культурной нормой, которая формируется в учебно-воспитательном процессе.

Ирина ЯКИМОВИЧ, доцент кафедры педагогики БГУ имени академика И.Г.Петровского, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте