Каждое поколение воспринимает виртуальный мир по-своему. Для более старшего он полон непредсказуемых угроз и неожиданных неприятностей, для молодежи, рожденной «с гаджетами в руках», это привычная и естественная среда обитания. Попробуем разобраться, что привлекает подрастающее поколение и тревожит их родителей в онлайн-пространстве, действительно ли Всемирная паутина, прочно охватывающая незримыми нитями весь реальный, осязаемый мир, для каждого такая уж разная?
Милвертоны киберпространства
Мероприятие началось с выступления Андрея Сиденко, руководителя направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности, абсолютного победителя «Учителя года России»-2013. С точки зрения эксперта, последователи «короля шантажа» Чарльза Огастеса Милвертона, героя известной саги Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе, существуют и процветают в киберпространстве, пусть не настолько эрудированные, но оттого не менее опасные.
«Родители беспокоятся о том, сколько времени дети проводят в Сети, но не всегда обращают внимание на то, что они там делают и с кем общаются, – подчеркнул Сиденко. – Одна из угроз для детей – онлайн-груминг. Это попытка установить доверительные отношения с ребенком, чтобы получить от него приватные фотографии или видео для последующего шантажа и вымогательства, в самых крайних случаях – добиться встречи в реальной жизни».
По словам эксперта, очень большую роль в защите детей от онлайн-груминга играет понимание того, какой цифровой след оставляет ребенок в Сети: что публикует у себя на странице в соцсетях, что известно о нем другим пользователям.
К сожалению, дети зачастую действительно склонны к большей откровенности с незнакомцами, нежели с собственными родителями. Так, по данным опроса, проведенного компанией Online Interviewer по заказу «Лаборатории Касперского» в мае – июне текущего года, четверть родителей не осведомлены, какая информация размещена на странице их ребенка в социальных сетях. В 23% случаев заявки несовершеннолетним в друзья приходят от незнакомых взрослых, причем чаще всего детям 7‑10 лет. В целом почти каждый второй ребенок (49%) знакомится с новыми людьми в социальных сетях, больше трети детей (36%) потом встречаются с новыми знакомыми в реальности.
Несмотря на то что в 7‑10 лет у 88% детей уже есть собственный смартфон или планшет, родители не всегда интересуются, чем те делятся в Сети. Однако юные пользователи размещают довольно много личных данных. Так, почти половина указывают в социальных сетях свой настоящий возраст и рассказывают о своих увлечениях, больше четверти (27%) отмечают номер школы, 13% выкладывают фотографии, на которых видна обстановка квартиры, 12% указывают имена родственников (родителей), а 10% и вовсе публикуют номер мобильного телефона. Тем не менее постфактум 22% ребят жалеют о том, что размещали в соцсетях.
Согласие с позицией Андрея Сиденко выразила и Ольга Бочкова, детский психолог, руководитель Академии безопасности Ольги Бочковой. «Онлайн-груминг, то есть действия, направленные на сближение с ребенком с целью получения интимного материала, – это серьезная проблема. Наши данные подтверждают выводы, сделанные «Лабораторией Касперского», – отметила эксперт. – Действительно, мы обнаружили, что чаще всего под угрозой сексуализированного насилия любого вида, как онлайн, так и в реальности, оказываются дети 7‑12 лет. Часто родителям кажется, что достаточно ограничить общение ребенка с посторонними людьми, и тогда он будет под защитой».
Бочкова также подчеркнула, что практика Академии безопасности показывает, что вымогать интимные фотографии и видео могут и взрослые, и ровесники. По мнению специалиста, крайне важно проводить всестороннюю профилактику безопасного поведения и плотно общаться с детьми уже с дошкольного возраста, чтобы работать на опережение, учить их фильтровать информацию о себе, выстраивать личные границы, не бояться отказывать, отличать опасные предложения и вовремя обращаться за помощью к близким взрослым.
Если проблема обозначена и четко сформулирована, то и решение найдется, уверен Андрей Сиденко. Компания, в которой он трудится, разработала программу Kaspersky Safe Kids, чтобы обезопасить детей онлайн независимо от того, чем они занимаются – играют, учатся или общаются с друзьями. С помощью данного приложения родители могут быть в курсе того, как долго ребенок находится в Интернете, а также ограждать его от нежелательного контента. Кроме того, продукт позволяет определять текущее местоположение ребенка благодаря функции геолокации, что может быть удобно, если он передвигается по городу один.
Очень многие современные дети, погруженные в виртуальный мир, выражают желание стать блогерами. Эту потребность в «Касперском» тоже учли. Сериал «Мама, я буду блогером» не только рассказывает о шагах в эту профессию, совсем не такую простую, как может показаться на первый взгляд, но и помогает детям и родителям вовремя распознавать такие уловки интернет-мошенников, как фишинг, нехорошие ссылки и подозрительные новые социальные сети с платной регистрацией, дабы не попадать к аферистам на крючок.
Развлечения и/или обучение?
«Мы все не любим напрягаться, так устроен человек. Ребенок в том числе», – открывает вторую часть дискуссии психолог Ольга Бочкова. И действительно, по результатам исследований «Лаборатории Касперского», общение со сверстниками при выходе в Интернет находится у детей на первом месте, а обучающие программы – всего лишь на пятом. Среди предпочитаемых ресурсов лидируют ВКонтакте и YouTube. Тем не менее угрозы полноценному развитию малыша родителями зачастую преувеличиваются.
«Ребенок сидит весь день в телефоне, только если его досуг грамотно не организован родителями. Если же он занят чем-то полезным в течение дня, а гаджет использует в качестве инструмента для кратковременного развлечения и разгрузки, он автоматически не отупеет, а мозг не сожмется до размеров ореха», – саркастически заключила эксперт.
Еще один важный и весьма популярный вопрос, который часто задают родители: «С какого возраста можно разрешать ребенку самостоятельно пользоваться гаджетами?» «Нет универсальной цифры! – резюмировала детский психолог. – Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Даже внутри собственной семьи этот вопрос в отношении каждого ребенка решался по-разному».
Есть ли возможность совместить обучение с развлечением, креативность с качественным отдыхом, полезное с интересным? Да, и это комплексное решение предложила Ольга Юркова, руководитель Центра социальных и благотворительных программ МТС. Компания уже несколько лет развивает онлайн-платформу для детского творчества «Поколение М». Эта комплексная благотворительная программа реализуется в партнерстве с ведущими творческими объединениями, федеральными и региональными органами власти, бизнес-корпорациями при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. На сайте проекта опубликовано более 250 мастер-классов для детей и подростков. Школьники могут пройти бесплатные обучающие программы по изобразительному искусству, вокалу, актерскому мастерству, блогингу, диджеингу, тележурналистике и другим творческим направлениям. Авторы мастер-классов – российские звезды, педагоги ведущих вузов, музеев и студий страны Полина Гагарина, Игорь Гуляев, создатели «Фиксиков», сотрудники Третьяковской галереи, мастера ГИТИСа и другие признанные в России и на международной арене специалисты. Эксперты делятся с ребятами фундаментальными знаниями об искусстве и личными лайфхаками на тему творчества, развития soft skills и самореализации в формате коротких видеороликов.
Как рассказала Ольга Юркова, компания МТС в целях создания атмосферы здоровой состязательности и азарта организует для участников конкурсы. Чтобы поучаствовать в них, дети и подростки должны выполнить творческое задание, которое мастера дают в конце каждой обучающей программы, а затем загрузить свои работы на сайт. Так, «Фиксики» предлагают дать старым вещам вторую жизнь, создав из них поделку; культурный проект «РУС ПРЕСС ФОТО» – сделать фото на тему «Сохраняем природу»; ГИТИС и Полина Гагарина – записать отрывок выступления; Третьяковская галерея – подготовить эскиз растения родного края. Победители конкурсов получат уникальные творческие возможности: пройти стажировку в крупнейшей анимационной студии страны и познакомиться с создателями героев любимых мультфильмов, поучаствовать в одной из самых масштабных фотовыставок страны, экспонировать свою работу в Третьяковской галерее, выступить на одной сцене с кумирами.
Проект «Поколение М» также включает в себя благотворительную составляющую. Все активности в соцсетях и на сайте инициативы (загруженные работы, лайки и репосты) МТС конвертирует в деньги и переводит на лечение тяжелобольных детей. Развивая себя как творческие личности, участники проекта помогли вылечить 69 малышей.
По закону тождества
Самый простой, но эффективный способ понять детей – делать что-то с ними вместе. «Мы с дочкой играем в компьютерный аналог «Мафии». Сначала родители, видя, что «там кто-то кого-то убивает», думают, что это полный кошмар! А потом вспоминают, что все мы вовлекались в игры «с элементами криминала» – те же «Казаки-разбойники», «Неуловимые мстители». Теперь просто перешли на онлайн-формат. В чем главный плюс? В процессе игры можно обсудить с ребенком негативные стороны жизни, с которыми мы сталкиваемся в реальности, – поделилась родительским опытом Ольга Бочкова. – Ребенок вряд ли сам придет к родителю и задаст вопрос «Почему материться плохо?», а в процессе игры, если кто-то в общем чате напишет бранное слово, можно сразу обсудить, что это обозначает, как твое чадо это понимает, как воспринимает, когда уместно употреблять, а когда некорректно».
Ольга Юркова в свою очередь сделала акцент на позиции педагогов. По мнению эксперта, многие учителя просто не понимают преимуществ, которые дают цифровые технологии, оттого и воспринимают последние как нечто чуждое и враждебное. «В своих программах мы говорим педагогам о том, что «цифра» – краеугольный камень современной реальности. Однако, как бы мы ни хотели за гаджетами скрыть свое нежелание общаться с детьми напрямую, необходимость личных контактов с учениками не отменял никто. Если оставить ребенка на откуп гаджетам, он, разумеется, пойдет туда, где надо развлекаться, а не напрягаться, поэтому учебные задания должны быть интересными. Надо показать педагогам, какие онлайн-ресурсы и возможности для увлечения образовательным процессом вообще существуют. Даже на примере истории проекта «Поколение М» мы видим огромную роль, которую играют наставники в вопросе формирования у ребенка внутренней потребности учиться и развиваться. Учитель должен направлять детей и помогать им выбирать эффективные инструменты развития, в том числе и цифровые», – подчеркнула Юркова.
Спикеры и гости конференции – разные люди. У каждого свои взгляд на жизнь и позиция по Всемирной паутине. В одном большинство собравшихся в итоге выразили единодушие: Интернет не абсолютное зло и не вселенское благо. Для детей виртуальный мир – нативная, естественная среда обитания. Для взрослых, в особенности старшего поколения, – зачастую вынужденно освоенный набор инструментов. Тем не менее как большие, так и маленькие могут стать жертвой мошенничества и открыть множество волшебных миров в компьютерных играх, преуспеть на ниве блогинга и с увлечением учиться онлайн. Пугают или восхищают возможности Интернета, уже не столь критично, главное – осознать: именно от нас, взрослых, зависит комфортное и безопасное будущее наших детей в обоих мирах – виртуальном и реальном, именно мы своими руками можем и помочь его успешно построить, и разрушить до пепелища.
Алена ЮРЧЕНКО
Комментарии