Тема низкопробного кино, невзыскательной телепродукции отнюдь не нова. Но, как говорится, «воз и ныне там».
На мой взгляд, говорить об этом с позиций «плохо – хорошо» нельзя – тут нужны другие категории. Закрыть глаза и не замечать, конечно, можно, но не тогда, когда ты работаешь в школе. Ведь даже не посмотрев фильм, приходишь на работу, через 2-3 перемены ты будешь иметь представление о вчерашнем боевике во всех подробностях. Обсуждать всю эту ерунду не хочется, но иногда приходится – я как-то не привык уходить от ученических вопросов.
Намного важнее то, что можно поделать с этим кинобеспределом. Вообще-то сетования по поводу того, что подростки сегодня смотрят, слушают, от чего «фанатеют», несколько беспочвенны, на мой взгляд. Проблема в том, что современный подросток оказался во власти суррогатов искусства по одной простой причине – он лишен выбора, он не знает, что может быть нечто другое.
И не надо рвать на себе волосы: «Еще одно потерянное поколение!» или кричать на ребенка: «Как ты можешь смотреть (слушать) эту дрянь, это же неэстетично». Надо просто задуматься о том, какую альтернативу мы можем составить массовой культуре.
Простой пример. Однажды я был свидетелем спора двух 9-классников, один из которых убеждал своего товарища, что фэнтэзи – «это круто». Они подошли узнать мое мнение об этом жанре. Я им рассказал про Толкиена (ученики это имя слышали впервые). Началось с «Хоббита», потом пришел «Властелин колец», «Сильмариллион». Дело дошло до того, что ребята стали пытаться «изучать» Толкиена – интересовались кельтским фольклором, средневековьем и т.д. Естественно, что я принимал посильное участие в их увлечении, не давая интересу погаснуть. Кончилось это тем, что 8 учеников (сначала было двое) стали просить почитать им лекции по мифологии и истории мифа в литературе. Возникла надежда организовать подобный факультатив. Как видите, интересное и полезное дело родилось из детского интереса к книгам, художественная ценность которых весьма спорна.
Или другой пример. Одна
11-классница с жаром убеждала меня, что песня Виктора Цоя «Следи за собой, будь осторожен» – шедевр мировой поэзии. Я ей посоветовал почитать гумилевский «Выбор» – тема практически одна, но воплощение отличается разительно. Школьница была потрясена. Итог: девочка пишет олимпиадную работу по раннему Гумилеву.
Попробую резюмировать. Для того чтобы наши ученики осознавали всю убогость и примитивность масскульта, необходимо предоставить им осознанный выбор. Выбор должен базироваться на проблематике, которая актуальна для подростка в данный момент. И необходимо постоянное сравнение поделки и творения. Все это требует очень много сил, энергии и внимания со стороны взрослых – только таким образом можно уберечь формирующегося человека от падения в эстетическую пропасть. Все вышесказанное касается и кинематографа.
Комментарии