search
main
0

Спросите у Цицерона Латынь как атрибут классического образования

В начале 90-х годов прошлого уже века, когда началась реформа средней школы, встал вопрос и о введении элементов классического образования в программы средней школы, попросту говоря – о возвращении в школы древних языков. Речь шла в основном о преподавании латыни. Школьная и околошкольная общественность с жаром обсуждала в средствах массовой информации все возможные последствия таких нововведений. Были и те, кто опасался насильственного внедрения латыни во ВСЕ средние школы, наподобие знаменитой хрущевской кукурузы. Сейчас, когда эпоха “бури и натиска” прошла, есть смысл подытожить, что же осталось от этого классицистического всплеска десятилетней давности.

Немного статистики. За десять лет, после того как пена моды на латынь спала, латинский язык занял свое место в определенном круге школ, как правило, гуманитарного профиля, гимназического или лицейского типа, в которых ставится задача дать хорошее образование, несколько или сильно возвышающееся над обычным уровнем средней школы. Таких школ в Москве на сегодня около 30, есть также гимназии и лицеи с преподаванием латыни в других городах – в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Нижнем Новгороде, Владимире, Казани, Самаре, Саратове, Екатеринбурге, Томске, Омске, Новосибирске, Владивостоке и др. В Москве и Санкт-Петербурге есть также и классические гимназии, в которых преподаются по полной программе оба древних языка – латинский и древнегреческий. За это время вышло несколько учебных пособий и комплектов, удовлетворяющих различные нужды школьной латыни. Каждый год в Москве проводятся городские олимпиады по латинскому языку, на которые собираются около 200 участников. В этом году решено провести общероссийскую олимпиаду.
По моему опыту преподавания в московских школах и опыту моих коллег, латынь прекрасно вписалась в школьную программу, став одним из краеугольных камней углубленного гуманитарного (и не только) образования. Ведь, помимо лингвистических знаний, необходимых не только ради себя самих, но и для облегчения ориентации в других новых и древних языках (в том числе в русском), изучение латинского языка имеет то замечательное свойство, что оно приобщает учеников к ценностям античной и, следовательно, европейской цивилизации. Система образов, метафор, ассоциаций, культурных коннотаций, вызываемая латинским языком, приобщает юного человека к интеллектуальной элите всего мира. Латынь также оказывается весьма полезна как инструментарий для понимания огромных пластов терминологии разных наук, будь то социология или психология, биология или химия, математика или география. Я уже не говорю о роли интеллектуального тренажера, какой была латынь на протяжении многих столетий своего преподавания и остается ею поныне. С таким багажом выпускник школы оказывается в вузе на голову выше своих “безлатинных” сокурсников.
К сожалению, должен констатировать, что чем больших успехов мы добиваемся в средней школе, тем большее разочарование постигает наших выпускников в высшей школе, которая явно не рассчитывает на приход нового поколения студентов и не готова к нему. Помню рассказ своего бывшего школьника, теперь студента-юриста, как убеленный сединами профессор римского права был смущен на экзамене, выслушивая от него дефиниции норм римского права на латинском языке – сам он этим языком не владел!
Тем не менее латынь незаметно и мало-помалу делает свое дело, поставляя обществу людей, интеллектуально развитых, широко образованных и – смею надеяться – получивших навыки особого рода мыслительной деятельности, необходимые во многих сферах жизни и творчества. В науку приходят новые люди, могущие и желающие работать на мировом уровне.
Чтобы не быть голословным, скажу несколько слов о том, как вписывается латынь в программу той школы, где я сейчас преподаю. Это небольшая московская государственная школа N 1199, имеющая статус экспериментальной. Расположена она на окраине Москвы в Ясеневе – районе с очень сильной интеллигентской прослойкой. Ежегодно по конкурсу отбираются 15-17 человек в 7-й класс. Обучение длится до 11-го класса. На примерно 70 учеников приходится 15 преподавателей. Почти все они “приходящие” учителя, поскольку работают или в системе высшей школы, или в институтах Академии наук, или в других культурно-научных учреждениях (например, в Пушкинском музее изящных искусств). Среди них три доктора наук, несколько кандидатов, и все занимаются самостоятельной научной или методико-педагогической деятельностью. Директор школы С.А.Бебчук считает, что “чистый” учитель, который сам не занимается “большим” творчеством где-то на стороне, едва ли способен привить своим ученикам вкус к настоящей творческой работе. Наше учебное заведение имеет название “Лига школ”. Этим подразумевается, что каждый учитель имеет здесь свою школу и ведет свой предмет как самый важный для себя и своих учеников. Разумеется, такой эгоцентризм преподавателей имеет свои пределы. Программы тщательно согласованы между собой. И если ученик, пройдя в 7-м классе интегрированный единый курс так называемой “Панорамы”, вводящий его во все науки, начинает в 8-м классе изучение античной истории, то и литература в этом классе посвящается античному ее этапу. Античное искусство становится в это же время предметом углубленного изучения на курсе МХК. И как же уместным в этом классе оказывается изучение латинского языка, когда Катулл и Гораций могут читаться не только в замечательных русских переводах, но и в подлиннике, а исторические события могут разбираться на оригинальных текстах эпиграфических памятников, их запечатлевших! Мой курс называется “Введение в латинский язык и античную культуру”, ведь на протяжении двух лет, кроме изучения самого языка, постигаются не только античная литература, история и культура, но и жизнь латыни как инструмента европейской цивилизации на протяжении средневековья, Ренессанса, Нового времени и даже современности. Курс доводится до темы “Античность в русской культуре”. Естественно, что и естественно-научные дисциплины выигрывают от такого соседства с латынью, так как она сильно облегчает овладение терминологией этих наук, не говоря уже о дополнительном вкладе ее в совершенствование системности и логичности мышления учеников.
Плоды такой интеграции мы видим уже в процессе обучения. В школе постоянно проводятся научные конференции, на которых ученики делают доклады. Наши дети побеждают на самых разных олимпиадах, и когда один и тот же человек получает почетные места и в физической олимпиаде, и в лингвистической, и по латинскому языку, и в социологическом конкурсе, то идея “Лиги школ”, дающей разнопрофильное полноценное образование, кажется нам вполне реализуемой. Наконец, важным для итогов нашей работы является то, как складывается дальнейшая судьба питомцев школы. Мы, конечно, пристально следим за их успехами и поражениями, тем более что во многих случаях преподаватели высшей школы, куда почти стопроцентно поступают наши выпускники, являются нашими коллегами и могут оценить уровень подготовки своих новых студентов. Отзывы о них самые благоприятные, да и то, как активно входят они во взрослую творческую жизнь с самого начала, позволяет надеяться, что им удастся хорошо послужить отечественному образованию, науке и культуре.
Парадокс, но это так – государственные органы образования, “терпя” латынь и позволяя директорам школ вводить ее на правах так называемого лицейского компонента, никак не интересуются ее успехами и проблемами. До сих пор нет единых требований к программе, к методам обучения, к конечным результатам (единому экзамену) и т.д. Преподавание латинского языка отдано практически на откуп и на произвол директоров школ, единолично решающих, нужна их ученикам латынь или нет.
На мой взгляд, было бы правильней, чтобы в тот момент, когда школа добивается статуса гуманитарной гимназии или лицея с профильными предметами гуманитарного цикла, она в обязательном порядке предусмотрела бы включение латыни в свои программы. Тогда государство имело бы право и возможность контролировать содержание и формы преподавания этого одного из важнейших предметов гуманитарного образования.

Александр ПОДОСИНОВ
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте