Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Спросите ребенка. Развитие творческих способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС

Учительская газета, №46 от 17 ноября 2015. Читать номер
Автор:

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Я строю внеурочную деятельность учащихся на следующих принципах:1. Принцип открытости.Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель убедителен, предлагая ученикам те или иные мероприятия, должен чутко прислушиваться к мнению детей.2. Принцип привлекательности будущего дела.Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа «Что будет, если…», им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.3. Принцип деятельности.Младшие школьники – это учащиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т. д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.4. Принцип свободы участия.Предлагая ребятам принять участие во внеклассном мероприятии, учитываю их мнение. Важно предоставить возможность выбора задания с учетом интересов ученика, его личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми.5. Принцип обратной связи.Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, заканчивается рефлексией. Совместно с учащимися обсуждаем, что получилось и что не получилось. Я изучаю их мнение, определяю их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Сама участвую в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся.6. Принцип сотворчества.В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, предоставляю учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случае нельзя выступать с позиции силы, всякая настойчивость взрослого должна быть аргументированна и оправданна.7. Принцип успешности.И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Стараюсь видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству его оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.Эффективное взаимодействие педагога и учащихся – это залог успешного развития творческой активности младших школьников. Но на данной ступени оно невозможно без сотрудничества с родителями.Творчество – это процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого творца. Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.Развитие творческих способностей – что это значит?Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих ученику самовыразиться.В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.Творческая деятельность младшего школьника – это продуктивная форма деятельности учащегося начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, организованная в сотрудничестве с педагогом. (См. таблицу.)Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть процесса образования детей.У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство.Главная цель развития творческих способностей – воспитание подлинно творческой свободной личности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;- учить находить нестандартные решения любых возникающих проблем;- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет довольно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в усвоении знаний.Моя главная задача в работе над развитием творческих способностей – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности во внеурочное время.Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:- интеллектуальных марафонах;- школьных, районных олимпиадах, интернет-олимпиадах;- творческих интеллектуальных играх;- творческих конкурсах разного уровня;- работе кружков и секций по интересам.Во внеурочное время мои ученики посещают кружок «Юный патриот», которым руковожу я. Ребята ведут поисковую работу, оформляют альбомы, посещают музейную комнату в школе, поселковую библиотеку.Знания по всем предметам учащиеся показывают на олимпиадах различного уровня, интеллектуальных марафонах «ЭМУ», «Кенгуренок», «ЧиП» и занимают призовые места. В районных предметных олимпиадах мои ученики заняли три призовых места.    Я не ограничиваю учеников в выборе конкурсов, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, и в интеллектуальных и предметных олимпиадах. Но каждый знает, что сначала надо пройти отбор в классе, чтобы все было по-честному. И только те учащиеся, которые победили в классе, в школе, могут участвовать в районных конкурсах.Большую работу провожу среди учащихся и их родителей, рассказывая о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе. Совместно с родителями помогаем ученику достичь поставленных целей. С каждым разом количество желающих участвовать в конкурсах увеличивается, повышается результативность.Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:- наличие сформированного интереса к выполнению творческих заданий;- реализация творческих заданий как важнейший компонент внеурочной деятельности школьника;- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;- стимулирование родителей учащихся к созданию дома условий для развития творческих способностей ребенка, подключение родителей к творческим делам школы.Проектная деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них – ориентироваться на ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть доступны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и планировать свою работу не дольше, чем на день, лучше на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и в основном пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:1. Творческие проекты (1-4-е классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) становятся выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.2. Исследовательские проекты (4-й класс) по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть научные сообщения, статьи в школьной газете.Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети в рамках внеурочной деятельности реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.Процесс работы над проектом приносит детям удовлетворение, радость переживания успеха, помогает осознать собственные умения, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.Развитие творческих способностей формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации младших школьников и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.​Наталья КОЗИНА, учитель начальных классов Расцветской средней школы Усть-Абаканского района Республики Хакасия


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту