Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Спрос с учителя все строже

УГ - Москва, №50 от 14 декабря 2010. Читать номер
Автор:

На встречу коллектива родителей и педагогов школы №1060 премьер Владимир Путин пригласил председателя Общероссийского профсоюза образования Галину Меркулову и министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. Управленцу и общественному деятелю было о чем поговорить, ведь в этот день по всей стране прошли протестные акции в знак несогласия с тем, что зарплаты бюджетников не индексируют уже довольно длительное время. Между Меркуловой и Фурсенко состоялся диалог, свидетелями которого стали Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.

Галина МЕРКУЛОВА, председатель Общероссийского профсоюза образования: – Сергей Собянин был первопроходцем во введении новой системы оплаты труда, понимаю, что все это очень зависит от того, кто какие средства, какие инвестиции вкладывал и насколько серьезно к этому отнесся. Поэтому, когда мы говорим, что во всех субъектах РФ надо ввести новую систему оплаты труда, никто не спорит. Но вот когда мы начинаем анализировать, как она вводится в том или ином регионе, возникают вопросы. Когда мы говорим, что перешли на новую систему оплаты труда, когда ограничиваемся только сокращением кадров, потому что у нас много лишних кадров, – это, конечно, путь очень опасный и вряд ли приводящий к конкретным результатам. Благодаря Владимиру Путину мы сейчас включены во все рабочие группы, в частности в Минфине РФ, мы вместе с Министерством образования и науки РФ пытаемся искать какие-то вещи в 83-м законе, которые нужно отшлифовывать, и такая возможность есть. Кроме того, мы сейчас вместе с министерством проводим очень серьезную разъяснительную работу по тому, что это такое, каким образом надо готовиться к изменениям правового статуса образовательных учреждений, какие механизмы перехода могут вызывать сложности. Конечно, это все равно сложный закон, и к нему надо очень тонко относиться. Поэтому мы продолжаем работать по 83-му закону и смотрим, какие могут быть последствия. Мы говорим, что всегда актуально повышение квалификации работников образования. Раз в пять лет педагог имеет право повысить свою квалификацию, но на самом деле обучать учителя надо практически каждый год. Мы знаем, что там, где эффективно развивается модернизация образования, в частности в странах ОЭСР (мы должны к этому стремиться), там бывает ежегодная 100-часовая переподготовка кадров, причем бесплатно для каждого учителя. Это, конечно, очень сложно в наших масштабах реализовывать, но мы должны каким-то образом поэтапно к этому стремиться. Сейчас предлагают разные подходы по повышению квалификации учителей, есть предложение, чтобы каждый учитель получал ваучер, чтобы он сам мог выбрать, где хотел бы повысить квалификацию – в центре, в институте усовершенствования. Конечно, здесь должно быть участие субъекта, чтобы помочь реализовать это право. Мы все время говорим об эффективности – эффективность, качество надо оценивать, от этого зависит зарплата. Мы пытаемся вводить стимулирующие выплаты, но у нас практически сегодня нет каких-то общих научно обоснованных подходов к тому, что такое эффективность. В каждом регионе оценки свои, например результаты сдачи учениками ЕГЭ, но мы прекрасно понимаем, что ЕГЭ не абсолютная оценка эффективности качества работы учителя, что для этой оценки могут быть много составляющих, так как труд учителя имеет отложенный результат. Мы не можем себе позволить себе вернуться к тем ошибочным оценкам, которые были в 1970-1980-е годы – кто больше пятерок поставит, тот и лучший, а у нас ведь есть субъекты, где качество работы учителя оценивается по тому, сколько баллов получили его ученики на ЕГЭ. Мы говорим о федеральных стандартах, это тоже очень важный вопрос, принимаем участие в формировании всех стандартов, включая в них кадры, финансы, материально-техническое обеспечение. То есть произносим слова о том, что должно быть, а стандартов финансового подтверждения нет. Тогда получается, мы можем написать все что угодно, а результата никакого не получим. На это тоже нужно обратить внимание. То же самое по стандартам оплаты труда. Мне кажется, мы немножечко увлеклись подсчетом, сколько у нас лишних учителей. В конце прошлого года в Минрегионе РФ была подготовлена методика оценки эффективности использования бюджетных средств. Когда мы с ней ознакомились, нам показалось, что она не совсем оправданна, и мы дали свой вариант в Правительство РФ. Не могу сказать, чтобы были какие-то особые возражения, но, насколько нам сейчас известно, сейчас готовится следующий шаг. Половина наших предложений воспринята, но когда мы ознакомились с проектом, то возникло предложение – прежде чем будет подписан второй вариант, создать рабочую группу с участием профсоюзов, экспертов. Ведь критика в адрес образования звучит в связи с неэффективностью использования бюджетных средств, откуда потом делаются выводы, что у нас 200 тысяч лишних учителей. Однако на самом деле в России налицо дефицит учителей все больше проявляется по очень широкому спектру предметов. Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: – Мы запускаем новую программу «Доступная среда», чтобы создать физическую возможность для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Школам, которые интегрируют ребят с какими-то проблемами, должны выделяться деньги для этих ребят по другому нормативу – существенно повышенному. Никто не будет в лоб устанавливать одни и те же нормативы для малокомплектных школ, в которых совсем нет ребят, и для больших городских школ. Конечно, для школ, в которых 15-20 учеников, нормативы свои. Но при этом у нас в стране есть школы, в которых учеников и учителей примерно одинаковое число, и, конечно, эти изменения должны происходить. За счет демографии они происходят, мы должны каким-то образом регулировать эту систему. Что касается перехода на новую систему оплаты труда и на нормативно-подушевое финансирование, то оно есть не только в таких богатых регионах, как Тюмень, у нас на них перешли Тверь, Псков, Северная Осетия, Калининград. Это на самом деле очень бедные регионы. Главная наша задача – создать условия, при которых действительно каждый учитель мог бы повышать свою квалификацию. Если учитель не может или не хочет повысить свою квалификацию, он должен искать другое место работы. Это новое требование к аттестации учителей – раз в пять лет они должны обязательно проходить аттестацию. Если учитель не справляется с требованиями, которые к нему предъявляют, если он не сумел отвечать этим требованиям в результате переподготовки, которая ему должна быть предоставлена, то он должен искать другое место работы. Это тоже один из подходов, который заложен в новую федеральную целевую программу. Мы считаем, что это справедливо, потому что все-таки главный человек в школе – ученик. Если ему не обеспечить хорошего учителя, то школа не выполняет свою функцию. На это, собственно говоря, в огромной степени ориентирована новая программа, так же как, кстати говоря, и новая система оценки качества, чтобы не только ЕГЭ обеспечивал оценку качества обучения и в школах, и в дошкольных учреждениях, и на всех уровнях образования в профессиональной среде. Это должна быть не только оценка государственная, такая как единый государственный экзамен, но и государственно-общественная, когда привлекаются профессиональные ассоциации, например ассоциации родителей, которые бы не только оценивали ту или иную школу изнутри, но и проводили сравнительный анализ, потому что, собственно, основываясь на этом, и можно ставить вопрос о том, каким школам, может быть, давать больше полномочий, давать возможность больше привлекать детей, может быть, помочь им с точки зрения расширения площадей.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту