Если человек заканчивал технический вуз, скажем, в 80-е годы, он процентов на семьдесят был уверен, что попадет по распределению в “почтовый ящик”. Там его карьера будет зависеть от ряда факторов, например от способности принимать инженерные решения. Но это уже потом, года через три после распределения. “А пока – приглядывайся, принюхивайся, мотай на ус, а между делом чай разноси…” – говорили старшие товарищи молодому специалисту.
С тех пор все изменилось, и инженерное решение от выпускника вуза требуется сразу, как только он получил “корочки” – куда податься? Впрочем, не только от выпускника. Старшие товарищи из “почтовых ящиков” тоже оказались не у дел. И вопрос, куда податься, стоит перед ними ничуть не менее остро, чем перед молодыми специалистами.
В Московском институте открытого образования (в прошлом – институт повышения квалификации работников образования) есть факультет переподготовки кадров. Восемь лет назад, когда этот факультет открылся, слушателей было немного – всего 140. Сейчас – около тысячи. Тенденция налицо: в школу идут работать кандидаты наук, начальники отделов, старшие и младшие научные сотрудники. Многие из них прекрасно знают математику, ядерную физику и могут на память написать реакцию получения тринитротолуола.
Однако директора школ – народ неромантичный, а все больше практический. Способ получения тротила их так же мало интересует, как жизнь на Марсе. Нет, говорят, у вас педагогического образования, поэтому выше чем на двенадцатый разряд можете не рассчитывать.
“Как же так? – возмущается кандидат наук.
– У меня 140 печатных работ, из которых три монографии…”
Кто в данном случае прав? Наверное, оба. Кандидат – потому что он знает свой предмет и может рассказать о нем гораздо больше и интересней, чем написано в учебнике. А директор – потому что для него важна методика. Мало знать предмет, нужно еще уметь его преподать тридцати “головорезам”.
Соглашаться на двенадцатый разряд для кандидата наук унизительно, но ничего не поделаешь. Рынок труда обширен, а выбирать-то, по сути, не из чего. Приходится начинать все с нуля в полном смысле слова. Зарабатывать стаж, давать открытые уроки, проходить через весьма мучительный процесс аттестации.
Впрочем, есть и другой путь. Он, несомненно, менее длинный и болезненный. А именно: прослушать курс вечерних лекций в Институте открытого образования и получить диплом государственного образца, дающий право вести профессиональную педагогическую деятельность.
– Таким образом, ваши слушатели получают профессию, что называется, без отрыва от производства? – мой вопрос к декану факультета переподготовки кадров Нине Яковлевой.
– Для людей со стажем это оптимальный путь – не садиться же им за парту вместе с восемнадцатилетними студентами. Признаюсь, лекции читать на нашем факультете очень непросто. Подчас начинаешь понимать, что знаешь меньше своих же слушателей.
Курсы повышения квалификации для учителей – еще одно направление в работе Института открытого образования.
– Вы принимаете только московских учителей? – поинтересовался я у ректора института Алексея Семенова.
– Видите ли, мы – сетевое региональное учреждение, а следовательно, получаем финансирование на подготовку московских учителей. Бывают, конечно, исключения…
Должен заметить, что география исключений не ограничивается Российской Федерацией.
– Учителю-методисту, приехавшему за тридевять земель в Москву, важно узнать три вещи, – говорит математик из Воронежа Вера Лазутина. – Во-первых, новые тенденции в части содержания и методики преподавания предмета. Во-вторых, как теперь принято говорить, рейтинг учебников, чтобы сориентироваться в море учебной литературы. И, наконец, что особенно важно для методиста, взять на заметку столичных специалистов, которых полезно было бы пригласить в свою губернию почитать лекции учителям. А если в память о Москве у учителя останется и толстенькая папка с материалами семинаров, программами и прочей методической кухней, которую он сможет показать своим коллегам, считай, что поездка удалась на все сто.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии